D-DAY! К СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В НОРМАНДИИ

Марк Зальцберг

dday«История отметит это событие, как достижение высшего порядка».
И.В.Сталин
Из телеграммы У.С.Черчиллю 11 июня 1944 года

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года, и закончившаяся 2 сентября 1945 года давно уже описывается историками и мемуаристами как мучительное и кровавое движение от одного решающего сражения до другого. Иные из них длились несколько суток, другие месяцами. Среди них были сражения гигантского масштаба, такие, как например, многомесячные бои в Северной Африке, штурм японских островов в Тихом океане, сражение в Арденнах, Сталинградская или Курская битва. В этих боях участвовали миллионы бойцов, тысячи танков и самолётов. Расход вооружений и боеприпасов исчислялся многими тысячами тонн в сутки, человеческие жертвы – несколькими тысячами в день. Таких боёв было немало во время войны в Европе и в Азии, и всё-таки высадка англо- американских армий в Нормандии под кодовым названием «Оверлорд», начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года, была явлением уникальным в истории всех войн. Её масштабы и результаты, техническое оснащение и влияние на послевоенные дела в мире вынудили даже Сталина оценить это событие по достоинству. В поздравительной телеграмме Черчиллю от 11 июня 1944 года, Сталин писал: «История отметит это событие, как достижение высшего порядка!»

Наполеон во время войны с Англией собрал на материке огромную армию для высадки её на английском побережье. Гитлер сделал то же самое во время Второй мировой войны. Но оба они так и не решились на высадку, понимая, что шансов на успех очень мало, а риск потерять свою армию очень велик. Нам, бывшим гражданам СССР и России, об этом событии известно крайне мало. Коммунистической режим в СССР старательно скрывал от своих граждан ту огромную роль, которую играли союзники Англия и Америка в ходе войны Советского Союза с Германией.

Я хорошо помню, как всю войну и после неё советские люди говорили: «Союзники не воевали». Если мерять участие в войне количеством людских потерь, то союзники не только не воевали, но и вообще не знали, что идёт война. Они, воюя одновременно в Европе и Азии, потеряли убитыми в десять раз меньше, чем Красная Армия. Мало того, советская пропаганда твердила, что союзники не открывают второго фронта в Европе, намеренно способствуя ослаблению СССР в войне. Много чего ещё вещали советская пресса и радио, чтобы свалить на «бездействие союзных стран» бездарное руководство страной товарища Сталина и его команды.

ПОЧЕМУ В 1944-ом

Почему же действительно до июня 1944 года союзники СССР не открыли второго фронта во Франции? Ведь и в их интересах было скорее закончить войну.

Чтобы это понять, давайте обратимся к цифрам. В первые сутки высадки союзников в Нормандии с 6 тысяч крупных и мелких кораблей на берег было переправлено 150 тысяч солдат и офицеров, 9 тысяч тонн различных грузов, 3 тысячи тонн горючего, 2 тысячи грузовых автомобилей и джипов, несколько сотен орудий, десятки танков и пр. Только на перегрузке всего этого с кораблей на берег работали 2 тысячи человек. И это только в первые сутки!

Каким же образом можно было отправить на берег такое количество грузов за такой короткий срок ? К этому времени были построены десятки тысяч специальных десантных судов. Среди них были небольшие суда для высадки взвода бойцов с лёгким стрелковым оружием. Были и крупные десантные корабли, подходившие вплотную к берегу с откидными нoсaми-рампами, по которым из трюмов выезжали танки, тяжелые пушки с автомобилями-буксирами, тяжёлые грузовики, нагруженные ящиками с боеприпасами. Высадка осложнялась бурным морем, штормовым ветром и яростным сопротивлением немцев, расположившихся на высоких берегах. Немцами были построены железобетонные бункеры с с сотнями пушек и тысячами пулемётных гнёзд. Берег и мелкая часть пляжей были усеяны минами и стальными ежами. Для разрушения их, для подавления огня с высот, немцев обстреливали 14 линкоров из орудий калибра от 5 до 16 дюймов, подошедших на предельно близкое расстояние к берегу. Семьдесят крейсеров и полторы сотни эскадренных миноносцев стреляли по берегу из всех орудий. Был задействован даже старый линкор «Техас» постройки 1912 года.

Тысячи самолётов союзников обеспечивали полное превосходство в воздухе. Транспортные самолёты снабжали боеприпасами парашютистов, выброшенных ночью в глубину обороны немцев. Тысячи тяжёлых бомбардировщиков бомбили немецкие укрепления на берегу. Сотни истребителей не подпускали к местам высадки практически ни одного немецкого бомбардировщика, штурмовика или истребителя.

С первого дня высадки союзники начали строить временный порт, без которого операция была бы обречена на провал. Снова цифры и ничего кроме цифр. До захвата 14 сентября первого крупного порта Антверпен, который можно было захватить только комбинированным ударом с моря и суши, на берег с помощью временного порта с кодовым названием Малберри было доставлено 2,5 миллиона бойцов и прочего персонала нескольких армий, 500 тысяч автомобилей и 4 миллиона тонн различных грузов от боеприпасов и танков до продовольствия и медикаментов. Для того только, чтобы собрать и сосредоточить в портах Англии такое количество людей и груза, потребовалось два года напряжённой подготовительной работы на английском и американском берегах Атлантического океана.

В течение года на крупных пассажирских судах, включая знаменитую «Queen Mary I» водоизмещением 80 тысяч тонн, из Америки в Англию перевозили целые дивизии. Скорости этих судов были столь велики, что они не боялись тихоходных подводных лодок и шли через Атлантику без боевого охранения. Одна «Queen Mary» после переоборудования из роскошного океанского лайнера в транспортное судно могла взять на борт 10 тысяч солдат. Она пересекала океан за четыре-пять дней в зависимости от погоды. Но без глубоководного порта с причалами и кранами высадить такое количество людей и оборудования было немыслимо. В Англии в них не было недостатка, но не в Нормандии, где был лишь голый пляж.

Начиная с 1943 года, 150 тысяч человек отправлялись в Англию ежемесячно, пока их число не достигло 2,5 миллионов человек. Тогда шутили, что под такой людской нагрузкой вместе с десятками тысяч самолётов, танков, пушек и грузовиков маленькая Англия утонет в океане. В Англию переправлялись авиачасти с самолётами, продовольствием и боеприпасами. Однако большинство грузов перевозилось из Америки на обычных тихоходных транспортных кораблях. Атлантика кишела немецкими подводными лодками. И пока они не были уничтожены на две трети к концу 1943 года, нечего было и думать о переброске такого количества войск, техники и боеприпасов. Кроме того, в море было полно мин.

Таким образом становится понятным, почему союзники не могли осуществить высадку в Нормандии раньше. Нужно было собрать гигантскую армию с полным вооружением. Тогда как в начале войны союзники были совершенно неподготовленными к такой операции. В Америке к началу войны насчитывалось не более 150 танков и 1500 самолётов всех видов.

ТЩАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Союзники понимали, что для успешного сражения потребуются постоянные поставки огромного количества техники, людей и боеприпасов, тысячи тонн горючего, продовольствия и даже воды вместе с сотнями тонн медикаментов, а также устойчивая проводная связь. Доставлять всё это без постоянных портовых сооружений было невозможно.

Для этого по совету и эскизам Черчилля заранее началось строительство гигантских железобетонных плавучих блоков-кессонов, составлявших элементы будущих причалов и волнорезов под кодовым названием «Феникс». Таких кессонов было построено 23. Их строили 20 тысяч человек в течение 9 месяцев. Они представляли собой гигантские блоки размером 18 м х 18 м х 60 м полые внутри, что позволяло им плавать на поверхности воды. В первые часы высадки их буксирами доставили к пляжам, на которых ещё шёл бой. Затем они заполнялись водой и затапливались в нужных местах, к ним подводились следующие блоки, их надводные плоские части превращалась в причалы, достаточно высоко находящиеся над поверхностью воды. Не менее важно было и то, что они являлись превосходными волнорезами, образовавшими защищённую от ветра и волн гавань под кодовым «Малберри».

Часть волноломов была составлена из 70 старых судов, которые были затоплены в необходимых местах. Общая длина волноломов составляла 7,5 километров, образуя большую, удобную гавань.

Сооружение волнорезов и причалов было только частью задачи. Для транспортировки грузов на берег были построены понтонные мосты с шарнирными сочленениями, позволявшими секциям мостов подниматься и опускаться в соответствии с уровнем воды во время приливов и отливов, а также в случае волнения моря. Одним концом мосты крепились к кессонам, другой конец выходил на сушу. С этих мостов нагруженные грузовики, танки и пушки своим ходом или на буксире съезжали на берег.

Чуть позже горючее и смазочные масла доставлялись на берег из Англии по трём трубопроводам, проложенным по дну Ла-Манша. 12 июня трубопроводы длиною в 30 миль каждый начали работать. Связь осуществлялось по подводному кабелю, также проложенному после высадки. Прокладка трубопроводов была очень сложной задачей. На гигантский барабан диаметром в несколько метров наматывалась гибкая труба. Барабан буксировался от берега Англии до места высадки, труба разматывалась и ложилась на дно. Насосные станции были сооружены к этому времени на берегу.

ИНЖЕНЕРНАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

В 1942 году была предпринята пробная высадка дивизии союзников на французском побережье около города Дьепп. Без предварительной разведки, без портовых сооружений и следовательно без тяжёлого вооружения дивизия была разгромлена, и остатки её сброшены в море. Берег был сильно укреплён, крупные немецкие соединения были быстро доставлены к Дьеппу по железной дороге, и высадка закончилась ничем, кроме потери нескольких сотен солдат и офицеров.

Командование союзников поняло, что так высаживаться на побережье, контролируемом противником, нельзя. К следующей высадке готовились серьёзно. Кроме тех приготовлений, о которых было сказано выше, уже с 1942 года на берег по ночам с небольших лодок высаживали группы людей, бравших пробы грунта в местах предполагаемой высадки и изучавших берег.

Нужны были машины для разминирования пляжей. Саперов туда не пошлёшь. Их перебьют из пулемётов в несколько минут! Этим занялся военный инженер майор Перси Хобарт. Основой для таких машин был взят танк с тяжёлой бронёй. Спереди к нему подвешивались на двух параллельных стальных балках вращающиеся барабаны, увешанные отрезками стальных цепей. Получался минный трал. При движении танка барабан вращался, цепи колотили по земле и подрывали мины. Взрывы их не могли повредить танку. От осколков экипаж был прикрыт бронёй и взрывались мины далеко впереди гусениц, не нанося им никаких повреждений.

Еще при высадке у Дьеппа выяснилось, что песчаный и галечный грунт пляжа не годятся для прохода танков. Они буксовали на гальке или глубоко зарывались гусеницами в мокрый песок. На другом типе машин на таких же балках крепился барабан, на котором был намотан армированный проволокой толстый прорезиненный брезент. Диаметр намотки был более трех метров. При движении танка брезент разматывался, танк въезжал на брезент, и он ложился впереди и позади танка гладкой и не скользящей дорогой. Следующие танки шли уже по ней. Иначе по гальке и песку пляжа танки не смогли бы двигаться.

Продолжение следует