Иранская армия начала военные маневры, целью которых является, по сообщениям официального Тегерана, отработка защиты заводов по обогащению радиоактивного плутония от возможного нападения. Эксперты расценивают это, как демонстрацию силы, после того как иранское руководство отказалось на прошлой неделе от предложения обогащать топливо для будущих иранских АЭС за рубежами страны.
Танец с саблями
Военные маневры в Иране: после того как конфликт вокруг иранской атомной программы вновь начал набирать силу, официальный Тегеран решил продемонстрировать свою военную мощь и крайнюю неуступчивость. В понедельник в районе иранского города Гхом, где расположен второй, недавно обнаруженный усилиями израильских и американских спецслужб и вынужденно «засвеченный» иранским руководством завод по обогащению радиоактивного плутония, начались пятидневные военные маневры. Их цель, как указывается в официальном коммюнике – «отработка защиты объектов иранской промышленности от вероятного нападения, прежде всего – воздушного». При этом пояснение, данное администрацией Махмуда Ахмадинеджада, как обычно, грешит некоторой двусмысленностью: с одной стороны, Тегеран утверждает, что армия будет отрабатывать «методы защиты от террористических нападений», с другой – вряд ли террористы захотят покушаться на «колыбель исламской бомбы», да еще с помощью штурмовой и бомбардировочной авиации, противодействие которой и отрабатывают в данный момент иранские военные вместе со Стражами исламской революции. Впрочем, для самого президента Ирана этого противоречия не существует: как известно, он называл и называет Израиль «главным террористом в мире», а раз так – то и защищаться он намерен именно от этих террористов, а не от своих, доморощенных.
Основная задача маневров, как заявляет информационное агентство ИРНА – проверка боеготовности иранских ВВС и их способности оперативного прикрытия центральных и южных регионов страны. Одновременно руководство Ирана в очередной раз предупредило Израиль о том, что в случае нападения «сионистского режима» на иранские ядерные объекты, исламская республика откроет ответный огонь. Как заявил представитель верховного правителя Ирана, аятоллы Али Хаменеи, в штабе Стражей исламской революции, Мохтаба Золноор, «иранские ракеты поразят сердце израильских городов, прежде чем уляжется от старта пыль от вражеских ракет».
Как известно, Израиль и США не исключают возможности военной акции против Ирана в том случае, если эта страна попытается создать на своей территории ядерное оружие. Правительство в Иерусалиме рассматривает Тегеран, вооруженный «ядерной дубинкой», как угрозу существованию своей страны. Тем не менее, эксперты, в числе которых – министр обороны США Роберт Гейтс, утверждают, что воздушный налет на ядерные объекты в Иране, в лучшем случае, лишь на несколько лет задержит создание иранской атомной бомбы. Более реальный путь, – полагают специалисты, – это путь переговоров. Впрочем, это утверждение также оставляет место для сомнений, в особенности – в связи с последними событиями вокруг Ирана.
Как волка ни корми…
Обострение конфликта вокруг иранской ядерной программы началось на прошлой неделе, после того как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) провело проверку на втором иранском обогатительном заводе, расположенном неподалеку от Гхома. В оценке этой инспекции Иран и страны так называемой «шестерки» (США, Россия, Франция, Великобритания, ФРГ и Китай) коренным образом разошлись. В то время как представители «шестерки» выразили «озабоченность» указанными в отчете фактами (к примеру, экспертной оценкой расчетной мощности нового завода, позволяющей, по мнению представителей МАГАТЭ, создавать здесь материал для оснащения тактических ядерных боеголовок), иранское руководство распространило через информационное агентство ИРНА заявление о том, что комиссия, мол, «подтвердила мирный характер иранской атомной программы». Причиной для такого заявления стал тот факт, что экспертам МАГАТЭ был продемонстрирован совершенно пустой завод, без единой центрифуги. По мнению Тегерана, это означает «мирные намерения», по мнению представителей «шестерки» – лишь тот факт, что завод построен недавно и его еще попросту не успели оснастить. Следует учитывать и тот факт, что сам этот завод был построен втайне, и сведения о его существовании не были «добровольно обнародованы», как это утверждает Махмуд Ахмадинеджад, а добыты совместными усилиями агентов сразу нескольких спецслужб. Теперь международные эксперты всерьез опасаются, что страна, втайне создававшая один такой завод, может с тем же успехом и в обстановке такой же секретности построить еще несколько.
Чтобы придать вес собственной оценке результатов инспекции МАГАТЭ, Иран, как известно, на прошлой неделе официально отказался от предложения «шестерки» обогащать необходимый стране для ее ядерной энергетики уран в России. Об этом 21 ноября заявили представители стран-посредников в Брюсселе. «Иран не дал положительного ответа на проект соглашения МАГАТЭ по поводу исследовательского реактора в Тегеране», – сообщил в пятницу Роберт Купер, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы, и подчеркнул: «в «шестерке» разочарованы отсутствием прогресса с момента завершения переговоров в Женеве 1 октября».
Напомним, что изначально МАГАТЭ предложило, чтобы уран, который прошел начальную стадию обогащения в Иране, направлялся бы в Россию на дообогащение до уровня 19,75%. Затем планировалось отправлять уран во Францию, где по американским технологиям могли бы изготавливаться топливные сборки. Такая схема исключала бы получение Ираном так называемого «оружейного урана», и некоторое время из Тегерана поступали сообщения о том, что иранское руководство склонно принять подобный вариант. Увы, но события минувшей недели уничтожили и эту надежду. Тегеран не собирается упускать процесс обогащения урана из своих рук, а значит – сохраняет за собой возможность создания ядерных боеголовок для своих ракет.
«Мы учим летать самолеты»
Есть и еще одна, частная версия, до некоторой степени объясняющая причины проведения иранских военных маневров. По утверждениям некоторых экспертов, Иран более не может рассчитывать на то, что Россия поставит ему обещанные зенитно-ракетные комплексы С-300. С одной стороны, это объясняется текущими изменениями в политике российского руководства по отношению к Ирану – за последний месяц тон высказываний различных российских лидеров, включая президента Медведева, по поводу иранской ядерной программы заметно ужесточился. С другой, история с загадочным похищением российского сухогруза, который, как утверждают некоторые источники, тайно вез эти самые ЗРК в Иран, возможно, привела к тому, что С-300 на иранскую территорию так и не попали и теперь уже не попадут. Таким образом, иранской армии приходится рассчитывать на собственные силы в деле защиты «мирного атома». По оценкам военных экспертов, ВВС Ирана находятся если не в плачевном, то в весьма далеком от идеального состоянии. Вполне возможно, таким образом, что Иран решил проверить – смогут ли их самолеты в самом деле отбить, при необходимости, воздушную атаку Израиля и/или США. Западные аналитики утверждают – нет, не смогут. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что по итогам этих маневров будет распространена победная реляция о «высочайшей боеготовности» иранских ВВС и их решимости сохранить небо Родины от любых «террористических нападений». Насколько эта реляция будет соответствовать действительности, можно будет судить по дальнейшим действиям Тегерана. Если Ахмадинеджад все-таки вступит в переговоры и вновь начнет всеми силами затягивать время – значит, иранские летчики так и не научили летать свои самолеты. Если же переговоров не будет – значит, западные эксперты ошибаются и иранские ВВС в самом деле чего-то стоят.