Год назад, когда либеральное правительство стало откровенно нарушать баланс власти, губернатор Рик Перри наполнил о правах Техаса на отделение. В тот момент многие не поняли политического значения этого заявления и решили, что лихой техасец хватил через край. Что знал Перри, и чего не хотели знать мы?
ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ ЗНАЮТ ВСЕ
В соответствии с федеральным законом иностранцы, проживающие в США, обязаны регистрироваться и всегда иметь при себе регистрационные документы. Arizona Act сделал этот закон также и законом штата, он запрещает государственным официальным лицам или местным государственным служащим, или агентствам ограничивать выполнение федеральных законов об иммиграции, и определяет наказание для тех, кто нанимает и транспортирует нелегальных иммигрантов.
Закон небольшой, написан понятным языком. Трудно только сообразить, зачем «запрещать государственным официальным лицам или местным государственным служащим или агентствам ограничивать выполнение федеральных законов»? Разве в правовом государстве бюрократы не стоят строго на страже буквы закона?
2+2=5
Реакция правительства была мгновенной. Главный прокурор Эрик Холдер заявил: «Новый закон против нелегальных иммигрантов может привести к расовой дискриминации и побудить испаноговорящее население отказаться от сотрудничества с полицией».
Резко раскритиковал закон Аризоны и президент США: «Он подрывает основные понятия справедливости, которые лелеет американский народ, а также доверие между полицией и обществом. Я думаю, что закон Аризоны потенциально дискриминационный». Обама призвал к федеральной перестройке законов об иммиграции, дабы избежать «безответственности других штатов», и обратился в Министерство юстиции с требованием рассмотреть Arizona Act на предмет конституционности.
Президент Мексики Фелип Калдерон на встрече в Белом доме прямо назвал закон «дискриминационным», «Мексика категорически не согласна, что с теми людьми, которые работают на благо США, будут обращаться, как с преступниками». Вторил ему и министр иностранных дел Мексики, которого заботит «потенциальное нарушение прав мексиканских жителей в Аризоне». Мексика не только критиковала, но и угрожала Аризоне бойкотом. Однако в своем доме они придерживаются другой политики.
Итак, реакция государственных политиков США и Мексики на иммиграционный закон Аризоны содержит ключевые слова: антиконституционный, расистский, дискриминационный. Почему федеральный закон в рамках штата превращается в расистский? На этот вопрос жителям Аризоны и всей страны были призваны ответить юристы.
Начались суды. Федеральный судья Сюзан Болтон, номинант Билла Клинтона, рассудила так: «Число запросов, исходящих из Аризоны по определению статуса каждого арестованного ляжет недопустимым грузом на федеральные ресурсы и будет отвлекать федеральные агентства от приоритетных задач, закрепленных за ними». Иными словами, государственные чиновники сами примут решение по каждому конкретному случаю, когда найдут время в потоке наиважнейших государственных дел, или, во всяком случае, когда примут новый закон об иммиграции.
Свет на то, как федеральные чиновники выполняют свои обязанности, пролил документ, опубликованный в New York Times 8 августа этого года. Это записка от 29 июня помощника секретаря Джона Мортона, который возглавляет агентство U.S. Immigration and Customs Enforcement (ICE). В ней в общих чертах обрисованы новые руководящие принципы для агентов. Руководство рекомендует им сосредоточиться на аресте террористов и настоящих криминалов, а не тратить силы на задержку миллионов незаконных нарушителей границы. «Такие приоритеты гарантируют эффективность нашей работы и выполнение нашей миссии», – заключил г. Мортон. Обоснование простое: «агентство имеет ресурсы для депортации 400000 нелегалов ежегодно, это меньше чем 4% от общей численности нелегальных иммигрантов в США».
В свете этой инструкции стали понятны события, происшедшие недавно в штате Виржиния с парнем из Боливии, нелегальным иммигрантом, который уже дважды задерживался за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, но всякий раз его отпускали… И вот теперь Карлос Монтано убил монашенку и тяжело покалечил двух других.
Закон Аризоны нейтрализован. На время… Впереди много новых судов на разных уровнях, потому что для 70% жителей Аризоны, поддерживающих закон, объяснения судьи не являются убедительными. Потому что за спиной Аризоны стоят другие штаты.
КУЧЕРЯВАЯ СТАТИСТИКА
Противники инициативы Аризоны в качестве одного из доводов приводят статистику FBI, согласно которой количество серьезных криминальных нарушений на границе с Мексикой и в штате Аризона падает: в 2000 г. было 532 инцидента на 100000 жителей, а в 2008 г. – только 447. Представители FBI соглашаются, что в войне мексиканского наркобизнеса убиты тысячи человек, но уверяют, что процесс не распространяется на территорию США. Можем ли мы усомниться в данных FBI?
Начнем с вердикта судьи Болтон, которая пишет, что государство не заинтересовано в том, чтобы местные власти могли проверять иммиграционный статус. Если полицейский не может проверить статус задержанного, то не может обнаружить нарушение иммиграционного закона, а значит – нет и статистики…
О том, как работает этот предписание в рутине жизни приграничных штатов, говорит Тэрри Годдарт, Генеральный прокурор Аризоны, который, кстати, не поддерживает иммиграционный закон штата: «Показатели преступности падают, потому что они не отражают случаев насилия, связанных с действием контрабандных организаций».
Белым пятном статистики являются также и города-убежища для нелегальных иммигрантов, которых в США ни много, ни мало – 31. Первым таким «убежищем» стал Лос-Анджелес в 1979 г., а в 80-х их была уже группа. Города стали убежищами, потому что ни полицейские, ни любые официальные лица или работодатели не имеют права интересоваться иммиграционным статусом. Почему? Что за странный абсурд в жизни правового государства? Абсурд, порожденный лоббистами конгресса и президентом Джимми Картером.
FBI рапортует, что мексиканская война наркоторговцев не перемещается на территорию США. У Криса Кобач, профессора права университет Миссури, и губернатора штата Аризоны Джэн Брюэр другое мнение. Они считают, что волна похищений людей, связанных с контрабандой наркотиков и «человеческого бизнеса», в Фениксе представляет серьезную угрозу жизни населения – только в 2009 г. 315 зарегистрированных случаев. Газета «New York Times» называет такие цифры: «к концу 2000-х в Фениксе в среднем похищали одного человека в день».
Число нелегальных эмигрантов из Мексики в Аризоне достигает 460 тысяч (The Washington Post, апрель 2010). По другим источникам – 500 тысяч было в 1990 г., но с тех пор их количество резко увеличилось. Увеличилось, после того как правительство Джорджа Буша старшего оснастило границу прожекторами и начало строить изгородь на мексиканской границе в Калифорнии и Техасе. Затем пришел к власти Билл Клинтон и изгороди на Аризону уже не хватило. В результате весь поток нелегалов собрался в этой своеобразной воронке, что не могло не сказаться на ситуации в этом штате: «резко увеличилось количество похищений, криминальных нарушений и нападений на людей в их собственных домах. Население нелегальных иммигрантов Аризоны с 1990 увеличилось впятеро. В 1998 Тусон занял первое место по арестам Пограничной службы, которое до того принадлежало Сан-Диего, а Феникс превратился в столицу Соединенных Штатов по похищениям» (MSNBC).
На вопрос, каково количество нелегальных иммигрантов в США, пытаются ответить многие организации, использующие свою собственную статистику. Например, Western Union проследил направление переводов в США и из США и сделал вывод, что больше всего нелегальных иммигрантов в стране из Мексики, и их число составляет 11-13 миллионов.
ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ УМАЛЧИВАЮТ СМИ, А МЫ НЕ УДОСУЖИВАЕМСЯ ЧИТАТЬ
Иммиграционная проблема Америки не в отсутствии законов, а в том, что они заблокированы действующими предписаниями, которые издают многочисленные ведомства и конгресс, лоббируемый Лобби открытых границ. Чего хочет это лобби?
Хотя об этом молчит «большая пресса», здесь нет никакого секрета, потому что сотни больших и маленьких групп, борющихся за открытые границы между Мексикой и США, публикуют массу документов на своих сайтах, выступают с речами перед многочисленными аудиториями, более того, учат детей в школах. Все желающие могут ознакомиться с их постулатами. Вот что пишет Ernesto Cienfuegos – главный редактор The Voice of Fztlan: «В 2010 году действуют те же факторы, что и во время расистской агрессии против мексиканцев в 1848. Их война против нас продолжается. Но наша численность увеличивается, а образовательный уровень растет, мы все больше и больше участвуем в политической борьбе. Англоязычные захватчики вынуждены обратиться к отчаянным мерам, чтобы сохранить контроль над нами. Они разрабатывают расистские законы, чтобы уменьшить численность нашего населения в Аризоне. Растущие политические движения наших братьев в Южной Америке должны объединиться с исламскими странами, которые страдают от того же притеснения белых колонизаторов».
Сосчитать многочисленные организации, борющиеся за открытые границы, невозможно. Они большие и маленькие, с разным бюджетом и разными лидерами, действуют как в отдельных штатах, так и на общенациональном уровне, например: Georgia Association of Latino Elected Officials (GALEO), Delete The Border, Irish Immigration Center, League of Latin American Citizens (LULAC), Mexica Movement. Вот что декларирует на своем сайте последняя из перечисленных организаций:
«Мы против искусственных границ, разделяющих наших людей!
Мы отклоняем идеологию сторонников Белого превосходства!
Мы говорим: Нет оккупации!
Мы говорим: Это – все еще наш континент!
Мы говорим: Европейцы – нелегалы с 1492 года!»
На сайтах сторонников открытых границ размещены и географические карты, где ряд штатов США принадлежат Мексике. Они не ограничиваются лозунгами, на их счету множество дел. Например, сенатор-демократ Sam Zamarripa (Джорджия) лоббировал в сенате ссуды на дома нелегальным иммигрантам и запустил в работу действенный финансовый механизм. Вот как об этом пишет Business Journal (2005): «Все большее число кредиторов надеется нажиться на росте населения нелегальных иммигрантов в Аризоне и других штатах, предлагая ипотеки и другие финансовые услуги. Многие банки не проверяют ID и карточки Социального Страхования. Нужно только доказать, что есть работа, и предоставить налоговые идентификационные номера IRS. Нет никаких государственных ограничений на предоставление ссуд незаконным иммигрантам, хотя это является прямым нарушением руководящих принципов IRS, которые ясно диктуют, что ITIN не должен использоваться как удостоверение личности. Проблема состоит в том, что нет ничего, что может помешать террористу получить ту же самую незаконную поддержку в нашем обществе или ту же самую незаконную помощь в получении ссуды или кредитной карты».
Ссуды недокументированным выходцам из Южной Америки предоставляли в New South Federal Savings Bank в Фениксе, Хьюстоне и Атланте, MGIC Investment Corp – в Милуоки, Alabama bank – в своем штате. Свои действия банкиры оправдывали расхожей фразой: «Они платят налоги и заслуживают справедливого шанса на претворение в жизнь американской мечты». Главные банки страны, такие как Bank of America и US Bank стали открывать счета тем нелегальным иммигрантам из Мексики, которые могли предоставить удостоверения личности из консульства. По данным исследования National Association of Hispanic Real Estate Professionals, недокументированные латиноамериканцы получили ссуд на сумму 44 миллиарда долларов.
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ШТАТА ТЕХАС
Славные жители Республики Техас получили свою независимость в результате революции 1835-1836 гг. До этого территория принадлежала Франции, потом Испании. Когда в 1821 г. Мексика добилась независимости от Испании, Техас оказался в составе нового государства. Мексиканское правительство, дабы поспособствовать развитию края, позволило иммигрантам Соединенных Штатов селиться на территории Техаса. В результате в 1834 г. здесь проживало 30 тыс. англоязычных и только 7800 мексиканцев. Взгляды правительства из Мексико-Сити на пути развития края не совпадали со взглядами жителей Техаса. Особенно остро выражались разногласия по поводу рабов: мексиканское правительство требовало дать им свободу, а техасцы были намерены использовать их труд на хлопковых плантациях и увеличивать свое благосостояние. Революция началась, как водится, в октябре, началась спонтанно, из-за пустякового конфликта – техасцы не захотели отдать маленькую пушку, которая понадобилась мексиканским начальникам. Техасцы стреляли хорошо, войска под руководством Генерала Хьюстона одержали множество побед, и Сэм Хьюстон стал президентом новой республики. Республика пополнялась жителями – привлеченные богатыми хлопковыми плантациями и фермами в нее прибывали десятки тысяч иммигрантов из Соединенных Штатов, Германии, Чехии.
Техас никогда не был раем, хлеб с маслом здесь доставался тяжело, но экономика быстро развивалась. Экономический расцвет породил великое множество аферистов, причем многие из них достигли высокого уровня на социальной лестнице. Государственные мужи страдали «болезнью финансовой безответственности», в результате государственный долг Республики Техас достиг 10 млн. долларов. Трудно сказать, чем явилось это обстоятельство – причиной или поводом, однако оно совпало во времени с другим немаловажным событием. В 1845 году в Соединенных Штатах победил на выборах демократ Джеймс Полк. Одиннадцатый президент, известный своей политикой расширения границ (Donald Graham, Newsweek, 2009). Его администрация начала переговоры с правителями Техаса о присоединении их территории в качестве 28 штата, а взамен Соединенные Штаты возьмут на себя их долг.
Переговоры были долгими и тяжелыми, соглашения сторон достичь не удавалось. Процесс присоединения происходил с нарушением процедурных норм голосования, простым большинством конгресс принял резолюцию Joint Resolution for Annexing Texas to the United State, которая многими юристами признается не соответствующей нормам международного права (Georgetown Law Journal, 2001), а значит недействительной. Начались споры. Тем не менее в 1850 г. техасцы так и не выплатили долг, а потому правительственные стороны пошли на компромисс: за 10 млн. долларов Техас уступил Соединенным Штатам территории, которые теперь являются частью штатов Колорадо, Канзаса, Оклахомы, Нью-Мексико и Вайоминг.
23 февраля 1861 г. жители Техаса проголосовали против объединения с Соединенными штатами, проголосовали за независимость. Но несмотря на это, а может быть и именно потому, во время Гражданской войны войска Соединенных Штатов вторглись в Техас. «Сердца и умы техасцев сформированы в условиях суровых исторических испытаний, они рассуждают и поступают не так, как другие, – пишет T.R. Fehrenbach в своей книге Lone Star: a History of Texas and Texans. – Они чувствуют себя независимыми и убеждены, что Техас остается независимой республикой, что американская гражданская война привела к незаконной военной оккупации Техаса». Однако Верховный Суд США в 1868 году постановил, что отделение Техаса от Соединенных Штатов незаконно: «Конституция рассматривает союз как нерушимый». Тем не менее суд назвал условия возможного отделения: «через революцию или через согласие штатов» (Cornell University Law School Supreme Court collection). В 1901 г. был еще один процесс, на котором Верховный Суд США постановил, что «аннексия является законной».
До настоящего времени легальный статус Техаса остается большим политическим вопросом и объектом нескончаемых дебатов. В этих спорах ключевым вопросом стало противоречие между «теоретическими аргументами де-факто и де-юре». Подвергаются сомнению также границы Техаса, так как в настоящее время они не соответствуют тем, которые были в республике до аннексии.
Сторонники суверенитета Техаса, в числе которых ученые и адвокаты, полагают, что присутствие американских войск и нарушение международных соглашений делают историю независимости Техаса уникальной. Они подают апелляции в международные суды, открывают свои web-сайты, выражают свое мнение в различных СМИ.
Вот как они оценивают ситуацию на мексиканской границе в настоящее время: «На прошлой неделе Главный прокурор Техаса Грэг Абботт отправил резкое письмо в адрес администрации Обамы с требованием немедленных действий в ответ на стрельбу в Эль-Пасо. Бандиты наркокартеля обстреляли со стороны Вареза (Juarez, Mexico ) здание Муниципалитета в Эль-Пасо. Стреляли конкурирующие банды наркодельцов, но стрельба была явно направлена на Техас. Президент Обама держит безопасность границы заложником к соглашению по новому закону об иммиграции, который включил бы амнистию для 20-40 миллионов нелегальных иммигрантов в этой стране. Однако в настоящее время разговор идет уже не об иммиграции. Ситуация серьезнее: преступники оспаривают наш национальный суверенитет, превращают юго-запад США в их собственную личную империю.
Грэг Абботт пишет президенту, что единственный способ воспрепятствовать тому, чтобы группы местных жителей брали оружие и закон в свои собственные руки, – это следовать Конституции и защитить границу от вторжения. В Аризоне в патрульных областях уже появились вооруженные группы, например, группа, называющая себя «Национальными социалистами». Все помнят нацистов. И вот они устанавливают патрули на границах, потому что федеральное правительство не выполняет свою работу. Некоторые говорят, что размещение войск на границе вызовет слишком большое насилие. Вы думаете, что от действий обученных морских пехотинцев погибнет больше невинных людей, чем от нетренированных, наполненных ненавистью неонацистов?
Уже здесь, в Техасе, каждое утро мы слышим в новостях о преступлениях, связанных с мексиканскими организациями торговцев наркотиками. Наши правоохранительные органы проигрывают эту борьбу, потому что бандиты превосходят численностью и стреляют».
Видимо, развитие идет по кругу, а не по спирали, мы не движемся вперед, потому что ничему не учимся у истории. Как в 19 веке, так и сейчас народ выражает свою волю, голосует, но правительство делает то, что считает нужным. Может быть, оно знает лучше, что народу требуется для счастья?