ПРЕМЬЕР С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Вальдемар Краус

t3Обвинения, выдвинутые Советом Европы против косовского премьер-министра Хашима Тачи, грозят расколоть Евросоюз на два лагеря. В то время как руководители некоторых стран всерьез рассматривают возможность судебного разбирательства против лидера косовских албанцев, другие подчеркивают, что Хашим Тачи является гарантом мира и стабильности на Балканах.

Обычно бывший лидер косовских повстанцев, а ныне – только что победивший на выборах премьер-министр независимого Косово Хашим Тачи за словом в карман не лезет. Он известен как пламенный оратор и острый полемист. Однако теперь, когда Совет Европы выдвинул против него в самом деле тяжкие обвинения в причастности к одному из наиболее серьезных преступлений, торговле органами захваченных в плен сербских солдат – Тачи предпочитает отмалчиваться. Вместо него говорят его коллеги по правительству. Так, министр внутренних дел Косово Байрам Рехепи назвал доклад швейцарского экс-прокурора и евродепутата Дика Марти «политической провокацией», направленной на дестабилизацию Косово, как государства. Переходный президент новоиспеченной страны Якуб Красничи заявил, что обвинения против Хашима Тачи являются «беспочвенной, давно опровергнутой международной юстицией попыткой диффамации легитимной косовской власти», а европейских представителей, участвовавших в раследовании – «людьми без стыда и совести, купленными сербскими спецслужбами». Трудно судить о том, куплен или не куплен Дик Марти сербскими или какими-либо еще спецслужбами, но в одном президент Косово ошибается точно: обвинения против Хашима Тачи, выдвигавшиеся на самом деле еще в 2005 году, никогда не были опровергнуты ни международной, никакой другой юстицией. Более того – они никогда официально даже не расследовались.

Преступники на страже мира

Доклад, представленный Совету Европы и принятый большинством голосов, читается, словно сценарий фильма ужасов. Напомним, швейцарец Дик Марти обвинил Хашима Тачи в том, что он и несколько его подручных, будучи еще командирами повстанческой Армии освобождения Косово (АОК), был прямо причастен к расчленению пленных сербских солдат и мирных албанцев с целью продажи их органов в различные западные страны. По его сведениям, эта торговля началась еще в 1999 году, когда в конце так называемой «косовской войны» боевики АОК стали переправлять захваченных ими сербских солдат и гражданских лиц, а также некоторых косовских албанцев, являвшихся их политическими противниками, в шесть секретных тюрем на территории Албании. Их жертвам грозили там не только пытки, изнасилования и смерть – некоторых в буквальном смысле разбирали на части в специально оборудованных клиниках: изымали почки, печень, иные органы, чтобы продать их за рубеж. Сам Марти подчеркивает: в данном случае речь не идет о настоящем криминальном расследовании. Перед ним не стояла задача установить виновность или невиновность Хашима Тачи и нескольких других высокопоставленных косовских представителей. Его дело – собрать сведения, опубликовать их и передать международным судебным инстанциям. Тем не менее, выводы, сделанные в его докладе, иначе, чем обвинительными не назовешь: Дик Марти называет Хашима Тачи «главой мафиозной группировки», ответственной не только за страшные события десятилетней давности, которые происходили в контролируемых АОК тюрьмах, но и за продолжающуюся уже более десяти лет нелегальную торговлю героином и оружием, распространившуюся, как минимум, на пять европейских государств.

В принципе, все эти обвинения – не новость. Еще в 2005 году немецкая разведка BND в секретном аналитическом докладе, направленном канцлеру Герхарду Шредеру, докладывала о «теснейших связях» ряда бывших командиров АОК с организованной преступностью. В этом докладе Хашим Тачи назывался «одной из трех ключевых фигур, поддерживающих прямые контакты с чешской и албанской мафией», а также упоминался в ряду заказчиков политических убийств и активных нелегальных торговцев оружием и наркотиками. Эти сведения так и остались без последствий: Хашим Тачи стал первым премьер-министром независимого Косово. Более того, несмотря на обвинения в коррупции, постоянно выдвигаемые против его правительства, Тачи по-прежнему рассматривается Западом в качестве гаранта мира и стабильности в регионе.

«Заграница нам поможет»?

Сербские власти в течениe многих лет обвиняли командиров АОК в том, что по их приказу в албанском селе Ррибе на севере Косово была организована хирургическая лаборатория, в которой у пленных солдат изымались органы. В ответ косовские руководители не раз называли эти обвинения «смехотворными»: в самом деле, каким образом в деревне, где даже электричество включается максимум на три часа в сутки, можно устроить подобное учреждение? Дик Марти также считает, что белградские следователи ошиблись: пресловутый «желтый дом», фигурирующий в их докладах – это не лаборатория, а всего лишь перевалочный пункт, откуда захваченных людей переправляли дальше, в Албанию, где и проводились операции – в своем докладе швейцарец называет даже конкретные адреса албанских лабораторий, крупнейшая из которых, по его сведениям, по сей день находится неподалеку от столичного аэропорта Албании. Естественно, для представителей косовских властей этот вывод также является «смехотворным», однако теперь уже без объяснения причин. Они предпочитают лишь утверждать, что в своем расследовании Дик Марти руководствовался не желанием выяснить истину, а ненавистью к независимой республике Косово. Следует заметить, что бывшего швейцарского прокурора уже один раз обвиняли в использовании ненадежных источников и в «руководстве ненавистью» – только не к Косово, а к США – именно он опубликовал в свое время сведения о тайных тюрьмах ЦРУ на территории ряда европейских стран. Тогда руководство Лэнгли тоже посчитало необходимым назвать эти обвинения «смехотворными» – тем не менее, сегодня о том, что эти тюрьмы в самом деле существовали, знает каждый европеец – эта история послужила причиной серьезных политических трений между Евросоюзом и прошлой администрацией Белого дома.

Впрочем, в данном случае официальный Белград отказался выдвигать иск против Хашима Тачи. Об этом заявил представитель сербской Генпрокуратуры Бруно Векарич в интервью газете «Блик». Подобное обвинение, по его словам, выглядело бы, как «политический процесс», а сербские власти заинтересованы в беспристрастном международном следствии, которому готовы предоставить все имеющиеся в их распоряжении сведения. По словам Векарича, у Белграда имеется множество вещественных доказательств по делу о торговле органами. Одновременно стало известно, что власти Швейцарии, где Хашим Тачи когда-то скрывался от сербской полиции, запретили косовскому премьер-министру въезд на территорию страны. Кроме того, были заморожены все известные счета Тачи в швейцарских банках – местные власти подозревают, что деньги, полученные от торговли органами, наркотиками и оружием, лежат именно на этих счетах.

Что касается реакции Евросоюза и США на опубликованный доклад – то она оказалась весьма слабой. Представитель Еврокомиссии заявил, что «господину Марти следует предoставить доказательства выдвинутых обвинений», а его коллега из Госдепартамента США просто сообщил, что доклад Дика Марти «был принят к сведению». Все.

Кому выгодно?

В столь скромной реакции, на самом деле, нет ничего удивительного. Хашим Тачи и его правительство с самого провозглашения независимости Косово пользовались поддержкой Запада – невзирая на то, что пять стран-членов Евросоюза по-прежнему не признают Косово суверенным государством. Если в самом деле будет неопровержимо доказано, что Хашим Тачи и его подчиненные (или, скорее, в данном случае более подходит термин «подручные») являются боссами мафии, наркоторговцами, торговцами человеческими органами – это посеет вполне обоснованные сомнения в легитимности как «освободительной» борьбы АОК за независимость от Сербии, так и в самой независимости албанской республики Косово. И, как следствие – сомнения в легитимности американских бомбардировок Белграда. Так что, ради мира и спокойствия, международные учреждения готовы «прикрыть» банду преступников, добравшихся до верхушки косовской власти – обвиняет Дик Марти в своем докладе. Но ведь укрывательство преступников – это само по себе преступление, не так ли? Предвыборные ролики, в изобилии крутившиеся по косовскому ТВ в минувшие недели, постоянно демонстрировали Хашима Тачи вместе с сильными мира сего: вот он позирует с Джорджем Бушем, вот – с нынешней главой Госдепартамента США Хилари Клинтон, вот его принимает Ангела Меркель, а вот – министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн… Как же придется поступить всем этим уважаемым и могущественным людям, если уголовное расследование против Хашима Тачи в самом деле начнется и, не дай Бог, окажется, что Дик Марти сказал правду? «Скажи мне, кто твой друг – и я скажу тебе, кто ты» – эта формулировка великого древнегреческого драматурга Еврипида актуальна и в этой ситуации.

Впрочем, некоторые политологи весьма резонно указывают на то, что появление доклада Дика Марти, скорее всего, не случайно совпало с первыми в независимом Косово парламентскими выборами. Официально их выиграла Демократическая партия, чьим руководителем является Хашим Тачи. Оппозиция обвинила его в массивных нарушениях и подлогах, однако, например, та же руководительница МИДа Евросоюза леди Кэтрин Эштон поспешила поздравить «европейского любимца» с победой на «честных и легитимных» выборах. При этом даже Центральная избирательная комиссия самого Косово не спешит признавать эти выборы «честными и легитимными»: по сообщению косовской газеты «Koha Ditore», она намерена в январе назначить повторные выборы, как минимум, в трех избирательных округах – странным образом, все они считаются главными «цитаделями» премьер-министра Тачи и его партии. В любом случае, победа Демократической партии Косово оказалась не столь крупной, так что ей теперь приходится искать союзников для создания правящей коалиции. Опубликованный и принятый членами Юридического комитета Совета Европы доклад Дика Марти лишь усложняет этот процесс: многие из возможных партнеров если и не отшатнулись от Хашима Тачи с ужасом, то уж, по крайней мере, предпочли отойти в сторонку и подождать, чем все это кончится.