ДРОЖЖИ В МИРОВОЙ СОРТИР

Вальдемар Краус

nМинувшая неделя буквально прогромыхала по всему миру массовыми выступлениями мусульман, многотысячными демонстрациями у западных посольств в исламских странах и насильственными акциями против представителей США и европейских государств. Официальная причина – размещенный в Интернете трейлер некоего фильма под названием «Невинность ислама», оскорбляющего мусульман и лично пророка Мухаммеда.

Подумать только, к каким страшным последствиям приводят иногда, казалось бы, не слишком значимые события! Некий горе-режиссер – не то живущий в Америке египтянин, не то обитающий в Египте американец – решил снять фильм, в очередной раз изобличающий ислам, как «религию ненависти», а мусульман – как «силы зла». И трейлер этого фильма, как теперь уж повелось, попал в Интернет. После чего по всему миру начался кровавый кавардак: в Ливии убили американского посла, в Судане штурмовали посольство Германии (Германия-то тут причем?), демонстрации разозленных мусульман, многие из которых вообще об этом фильме, да и об Интернете, знают лишь понаслышке, захлестнули Египет, Йемен, Тунис, индийский Кашмир, Пакистан, Судан, Марокко, Катар, Ирак, Иран…

Что это – очередной «мусульманский неадекват», подобный уже известным событиям, вроде убийства в Голландии режиссера Тео ван Гога и кровавой резне в ответ на датские карикатуры на пророка Мухаммеда? Новое «доказательство от противного» в исполнении исламских религиозных фанатиков, по принципу: «Убьем всякого, кто скажет, что мы не мирные люди»? Очередной этап «всемирного джихада», направленного на водружение зеленого знамени пророка, где только найдется для него флагшток, в особенности, в Европе и в Америке? Или, возможно, за всей этой катавасией кроется нечто более ощутимое и весомое – не обязательно оскорбленные чувства мусульман?

«Мира нннада?»

Для начала хотелось бы отступить буквально на шаг подальше от массовых протестов мусульман. Минувшая неделя началась с весьма интересной двойной новости с «исламистских фронтов»: в канун печальной годовщины 11 сентября западные СМИ сообщили своим аудиториям, что якобы сразу две самые известные на сегодняшний день исламистские террористические организации, «Аль-Каида» и «Талибан», выступили с мирными предложениями к США. Суть их можно выразить простой формулировкой: «Вы нас не трогаете, мы вас не трогаем». Впрочем, если разобраться, все обстоит несколько сложнее.

Предложение от имени «Аль-Каиды» сформулировал родной брат нынешнего лидера этой организации Аймана аз-Завахири, Мухаммед. По его словам, в обмен на прекращение любых терактов «Аль-Каида» требует от Америки лишь двух вещей: прекратить вмешательство в дела исламских государств и выпустить из заключения находящихся там «джахиддим» – пойманных ранее террористов. Что касается талибов, то с ними как-то не все понятно: о предложении «Талибана» Белому дому сообщила британская пресса со ссылкой на некие неназванные источники в этом движении. Талибы-де, в принципе, требуют от Штатов прекратить препятствовать построению в Афганистане шариатского государства, а также оборвать всяческие контакты с Хамидом Карзаем, а в ответ готовы не только прекратить войну против США, но и согласиться с присутствием американских военных баз в Афганистане. Вот такие они щедрые.

Казалось бы, если даже не надевать пресловутые «розовые очки», то над обоими предложениями все же есть смысл подумать, особенно Бараку Обаме, у которого на носу президентские выборы и который мог бы заработать поистине гигантский политический капитал, согласившись на подобное перемирие и прекратив разом целую кучу кровавых и расточительных для бюджета войн. Однако же при ближайшем рассмотрении, обе «мировые» оказываются несостоятельными.

Мухаммед аз-Завахири, брат «неистового египтянина» Аймана аз-Завахири, прославился до сих пор лишь тем, что 14 лет своей жизни проторчал в египетских тюрьмах и вышел на свободу только потому, что в Египте произошла «финиковая революция». По большому счету, его нельзя назвать даже «одним из лидеров «Аль-Каиды» – так, рядовой боевик, которому родственные связи с наследником Усамы бин Ладена не помогли выйти на свободу хоть чуть-чуть пораньше. Eго имя никогда не числилось в списках тех, кого террористы пытались обменять, к примеру, на захваченных западных бизнесменов или попавших в плен к «Аль-Каиде» американских солдат. Трудно сказать, чем он руководствовался, выдвигая подобные широкомасштабные предложения Америке, в любом случае, он не имеет на это права.

И даже если предположить, что его на это уполномочил его могущественный брат, то и в данном случае никакого перемирия получиться не может: «Аль-Каида», как известно, обладает весьма рыхлой горизонтальной структурой, в ней числятся десятки фактически независимых террористических организаций, как международных, так и локальных. А это значит: даже если «номер первый» прикажет прекратить теракты, лидеры этих организаций вполне могут этот приказ проигнорировать. Получается, как с израильско-палестинскими переговорами: не успеют израильтяне договориться о перемирии, например, с ФАТХом, как «Хамас» объявляет, что он-де с этим договором не согласен, а если договариваются с «Хамасом», то какие-нибудь «бригады мучеников Аль-Аксы» продолжают стрельбу, потому что с ними никто ни о чем не говорил. Более того, сама формулировка «прекращение вмешательства в дела мусульманских стран» настолько расплывчата, что в любую секунду можно найти повод сказать, что Америка своих обязательств не придерживается. Например, не препятствует появлению в Интернете фильмов типа «Невинность ислама», разве это не вмешательство? В обмен же Мухаммед аз-Завахири потребовал от Вашингтона весьма масштабных и конкретных действий – выпустить из тюрем всех боевиков «Аль-Каиды».

О странном предложении талибов вообще говорить не приходится: это некие анонимные «члены руководства», представляющие невесть кого, но также требующие весьма конкретных поступков. Больше похоже на «утку» соскучившихся британских газетчиков. Так что немудрено, что ни на первую, ни на вторую «оливковую ветвь мира» Белый дом никак не отреагировал.

«Кино и немцы»

Словно в ответ на фактический отказ Америки рассматривать «мирные предложения» «Аль-Каиды» и «Талибана» по исламским странам покатилась волна возмущения. Официальным поводом послужил пресловутый фильм «Невинность ислама», чей трейлер был выложен в Интернет. Даже один этот трейлер и в самом деле серьезно оскорбляет любого мусульманина: в нем допускаются, мягко говоря, грязные нападки на личную жизнь пророка Мухаммеда и подвергаются осмеянию безусловно святые для последователей ислама вещи. Показать подобное не только воинствующему исламисту, но и обычному, мирному мусульманину – это все равно что плюнуть ему в тарелку.

Вокруг этого злосчастного ролика сразу начали накручиваться дикие слухи: к примеру, ряд исламских сайтов совершенно серьезно сообщил, что бюджет фильма составил 5 млн. долларов (сумма по нынешним временам пустяковая), и что финансировали его некие сто загадочных евреев. Вдогонку к этой смехотворной глупости, очевидно, для еще более крутого «замеса», был распространен слух, что кроме пресловутой «еврейской сотни», в финансировании и в съемках «Невинности ислама» принял участие печально знаменитый американский пастор Джонс – тот самый, который устраивал в минувшие годы сожжения Корана. Еще одна версия, выпущенная, очевидно, специально для египетского употребления, гласит, что режиссер фильма – египетский копт-христианин, получивший за свои «старания» паспорт гражданина США.

Трудно сказать, сколько правды, а сколько выдумки во всех этих бреднях, но они явно оказали свое влияние: сотни тысяч мусульман по всему миру, большинство из которых никогда не видели этого фильма, а многие понятия не имеющие об Интернете, в очередной раз всколыхнулись и пошли защищать свою веру. Причем сделали они это ставшим уже привычным способом: без разбору накинулись на всех представителей Запада и на всех попавшихся под горячую руку христиан. В столице Египта толпа ворвалась на территорию посольства США, сожгла все найденные американские флаги, а на их место водрузила черные исламские, а местные христиане-копты всерьез задумались о том, чтобы просить убежища в соседнем Израиле. В Ливии, как известно, убили американского посла, а в Судане такая же разъяренная толпа напала уже на посольство Германии, одному Аллаху известно, чем им в данном контексте насолила Германия, однако немецким властям пришлось срочно эвакуировать свое диппредставительство из этой страны.

Более того: перепуганное немецкое правительство в минувшие дни приняло ряд превентивных мер, направленных на то, чтобы не поссориться теперь уже с собственными мусульманами: несколько лидеров неонацистов, попытавшихся, в свою очередь, поднять общенациональный вопль против «засилья ислама», были под белы руки препровождены в местные офисы Федерального бюро защиты Конституции для вдумчивого собеседования, а печально знаменитый пастор Джонс получил запрет на въезд в ФРГ. Он как раз собирался приехать к своим немецким единомышленникам для участия в каком-то очередном антиисламском митинге. Трудно сказать, повлияли ли эти действия на ситуацию в Германии или здешние мусульмане, в массе своей гораздо более просвещенные, решили не поддаваться на столь топорные провокации, но в ФРГ в данный момент никаких толп возмущенных последователей ислама не наблюдается.

«Развод» а-ля «Аль-Каида»?

В том, что данный фильм – провокация, сомневаться совершенно не приходится. Три года «Невинность ислама» валялась в Интернете, размноженная десятками сайтов, переполненных, кстати, как видео-, так и печатными материалами не менее оскорбительного характера, как вдруг на тебе – сработало! Почему же именно этот фильм и почему именно сейчас? Иными словами, кто провокатор?

На этот счет, как водится, существуют, как минимум, две версии. Первая выдвигается людьми, которых принято вежливо называть «антиамериканистами» – то есть теми, кто твердо и непреложно уверен, что все, что ни делается в мире плохого, есть происки ЦРУ и таинственного «мирового правительства» (поневоле вспоминаешь о пресловутых «ста евреях», якобы финансировавших этот фильм). Она утверждает, естественно, что нынешняя заваруха с фильмом – провокация нынешней администрации США, устроенная ради повышения рейтинга Барака Обамы на предстоящих выборах. Мол, смотрите, как замечательно все сходится: сначала вбрасывается информация о том, что талибы наперегонки с «Аль-Каидой» на коленях ползут в Белый дом, а в ответ получают гордый отказ; когда же они устраивают нападения на американских граждан, Обама рассылает по всему миру боевые корабли, подразделения «морских котиков» и морпехов, демонстрирует силу.

Увы, эта версия опровергается фактами. Потому что рейтингу Обамы, до сего дня опережавшему рейтинг его соперника Митта Ромни, согласно последним опросам, совершенно не пошла на пользу вся эта шумиха вокруг фильма. Ни рассылки бравых Navy Seals во все концы света, ни грозные заявления о том, что президент «полон решимости защитить жизни американских граждан» не помогли его предвыборной кампании, скорее, послужили зримым доказательством слов Ромни о том, что политика «перезагрузки отношений» есть бред буйнопомешанного или, как минимум, продукт ума человека, неискушенного в американской внешней политике. Более того, Митт Ромни получил отличную возможность раскритиковать президента за недостаточные, по его мнению, меры по обеспечению как безопасности американцев, так и интересов США. Отвлечь американцев от экономических проблем (на что, по мнению сторонников версии «американского следа», также была направлена эта провокация) тоже не удалось, экономика по-прежнему определяет «лицо» предвыборной кампании в США.

Тогда, чья же это провокация? Второй вариант объяснения следующий: лидеры «Аль-Каиды» давным-давно уже страдают от недостатка внимания как со стороны мировой общественности, так и со стороны своих загадочных спонсоров, в которых подозревают саудовских шейхов-мультимиллиардеров и прочих воротил исламского бизнеса. С момента гибели бин Ладена «сеть» (так, напомним, с арабского переводится слово «аль каида») все более и более теряет свое влияние, а, по слухам – и источники финансирования. Деньги текут мимо нее, попадая в карманы локальных «полевых командиров», выполняющих задачи гораздо более конкретные, чем «мировой джихад». Вот и приходится как-то пытаться напомнить о себе, доказать, что в мире по-прежнему страшнее зверя нет. А тут такая простая по сути своей комбинация. Если кто-нибудь в детстве, проказничая, подбрасывал дрожжи в деревенский сортир, то он отлично знает, какую реакцию следует ожидать от подобного действия. Вот и этот, уже устаревший и полузабытый фильм, оказался пресловутыми дрожжами: его в нужный момент, в годовщину терактов 9/11, умело вбросили в массы, и понеслась реакция. И вновь «Аль-Каида» у всех на устах, и вновь Айман аз-Завахири мечет громы и молнии в сторону Америки и требует «наказать сумасшедших гяуров, поднявших руку на святое», и вновь он на коне, «враг номер один». Как говорится, дешево и сердито.

Конечно, у данной версии также можно найти недостатки и противоречия, почему бы нет? Ясно, однако, одно: мусульманский мир вновь стал жервой направленной провокации и вновь повелся на нее совершенно диким и позорным образом. Поджигая посольства и убивая людей, свое миролюбие не докажешь. Но объяснять это темным и забитым суданским феллахам и египетским салафитам, скорее всего, бесполезно. Их реакция – на уровне собаки Павлова. Чем, собственно, и пользуются год за годом те, кто занимается приготовлением этих «религиозных дрожжей».