УРАГАН «АЙК»

Подготовил Николай Бородин

В ночь с пятницы 12 сентября на субботу 13 сентября ураган «Айк» обрушился на Техас в районе острова Галвестон.

8 сентября губернатор Рик Перри объявил 88 графств в Техасе зоной катастрофы и вызвал подкрепление в лице 7500 бойцов Национальной гвардии. 10 сентября президент Буш объявил Техас зоной стихийного бедствия, тем самым обеспечив дополнительные ресурсы в борьбе с ураганом.

11 сентября жителям графств Бразория, Матагорда, городов Галвестон, Лэйк- Джексон, Серфсайд-Бич и многих других, расположенных на берегу Мексиканского залива, так же как и некоторых районов Хьюстона, была объявлена обязательная эвакуация. Вечером 11 сентября Национальной службой погоды было объявлено, что люди, проигнорировавшие приказ об обязательной эвакуации, могут подвергнуться смертельной опасности, причем не только и не столько из-за ветра, достигающего скорости 160 километров в час, сколько из-за наводнений, вызываемых приливной волной (до 7 метров высотой) и проливными ливнями, которыми обычно сопровождаются ураганы.

Эвакуация происходила организованно и без паники, что, в частности, является большой заслугой мэров Хьюстона и Галвестона (Билла Вайта и Лиды Энн Томас). Всего с побережья было эвакуировано более 1 миллиона человек, из Галвестона – около 45 тысяч.

Изначально предполагалось, что ураган «приземлится» в районе Фрипорта, однако к вечеру пятницы, 12 сентября, стало ясно, что это произойдет в Галвестоне.

Несмотря на все предостережения и рекомендации, около 20 тысяч человек отказались эвакуироваться и осталiсь в Галвестоне. Некоторые жители объясняли это решение тем, что никогда не видели такой большой волны и хотят посмотреть, некоторые просто не верили, что им грозит смертельная опасность.

С середины пятницы волны прибоя стали захлестывать Приморский бульвар (Seawall boulevard). Высота волн достигала 5 метров. Галвестон постепенно скрывался под водой. Вечером отключилось электричество. В 2:10 ночи ураган дошел до Галвестона. Основные повреждения, однако, произошли после того как эпицентр урагана миновал Галвестон, и на остров обрушилась вторая его часть.

Практически весь остров был затоплен, в некоторых местах вода поднялась на 2-3 метра. Люди, оставшиеся в городе, начали покидать свои жилища и искать укрытия в более высоких местах.

Семья профессионального рыбака Рушинга решила покинуть дом, после того как их биллиардный стол уплыл, а вода на втором этаже дошла им до пояса. Тогда они погрузились в моторную лодку и поплыли к отелю, расположенному на высоком месте.

Джо Паттерсон привел жену и мать в укрытие, после того как услышал объявление по телевизору: «Люди, живущие в одно- и двухэтажных домах города Галвестона должны приколоть карточки с номером социальной защиты на грудь для облегчения опознания трупов».

Из города Серфсайд-Бич, что находится восточнее Галвестона, эвакуировались 799 жителей из 800. Рэй Вилкинсон остался, хотя и признал, что «у него не все дома». Он провел ночь, слушая завывания ветра, наблюдая, как мимо проплывают машины и холодильники – один из них его собственный! – и попивая пиво. Приехавших утром журналистов он встретил вопросом: «Привезли ли вы мне пива?»

В церкви на полуострове Боливар спаслось некоторое количество народа – и львица. Хозяин животного пытался уехать с полуострова, но обнаружил, что вода поднимается слишком быстро. Тогда он добрался до церкви, где люди помогли ему и львице доплыть до помещения. Львица вела себя, как котенок. «Когда надо спасаться, зверь не станет никого есть», – сказал хозяин львицы.

После того как их дом практически обрушился, семья Нортонов, проживающая на полуострове, спаслась на дереве.

Виллис Тернер пытался переждать ураган на лодке и спасся только потому, что жена вовремя бросила ему веревку.

Прямо в самом центре урагана оказался корабль с нефтяниками – Анталина застряла в Мексиканском заливе, и 22 моряка вынуждены были пережидать шторм без всякой надежды на немедленную помощь.

В Хьюстоне, по прогнозам электрокомпаний, около миллиона потребителей могло потерять электричество. В действительности, без электроэнергии оказалось более 4 миллионов жителей города или же 2,2 миллиона семей. В центре Хьюстона сильно пострадало несколько зданий, среди них небоскреб банка JP Morgan Chase, где вылетели стекла. Сгорел знаменитый ресторан Brennan’s в центре города. Был поврежден стадион (Reliant Stadium).

Рассказывает жительница Хьюстона Гертруда Рыбакова: «Ночью было страшновато немного, все гремело, ухало, до 6 утра не спали. Света не было с 8 вечера пятницы до 6 вечера вчерашнего дня (субботы), хорошо, что у нас в доме плита газовая… в городе не работают светофоры, во многих домах вообще нет ни света, ни воды, школы закрыты до среды, фирмы тоже не работают, практически, все, и вчера ни один магазин, кроме Крогера, не работал.»

Ураган «Айк» явился пятым ураганом сезона 2008 года. Его траектория в Техасе была практически тождественна траектории урагана 1900 года, который унес 6000 жизней и полностью разрушил порт Галвестон. Достигнув Галвестона, «Айк» был ураганом 2-й степени с ветром 175 км/час.

Потери и разрушения, нанесенные ураганом «Айк», оцениваются в размерах от 6 до 18 миллиардов долларов. Количество жертв пока неизвестно (в Техасе на данный момент зарегистрировано 28 смертей), поскольку многие жители Галвестона и других городов все еще числятся пропавшими без вести. По крайней мере 3 человека умерли, отравившись угарным газом, выделяющимся при использовании генераторов.

Полностью разрушены города и поселки на полуострове Боливар, такие, как Гилкрист (Gilkrist), Порт-Боливар (Port Bolivar) и Кристал-Бич (Crystal Beach).

Многие здания в Галвестоне, особенно на набережной, оказались разрушены (61-й пирс, ресторан «Hooters», знаменитый ночной клуб «Balinese Room», недавно восстановленный и начавший приносить доход). Серьезно поврежден отель «Flagship». Пляжи и набережная покрыты мусором и илом. Сильно пострадала западная часть острова. Почти полностью уничтожены районы Jamaica Beach, Bay Vista, Lake Como.

Жителям прибрежных городов все еще не разрешено возвращаться домой. Города Серфсайд-Бич и западная часть острова Галвестон признаны непригодными для проживания, поскольку там нет ни электричества, ни проточной воды, ни канализации.

В некоторых городах после наводнения, кроме мусора, осталось огромное количество мертвой рыбы. Рыбы застревали в заборах, валялись на улицах. Некоторые из них достигали метра в длину.

Во время урагана погибло около 4 тысяч голов скота. Юго-восточнее Хьюстона находится около 15 тысяч потерявшихся лошадей и коров. Вынужденные пить соленую воду животные могут погибнуть. Также серьезные повреждения получили рисовые поля (Техас является 4-м по величине производителем риса в стране). Убытки в сельском хозяйстве исчисляются в миллиардах долларов.

Разрушены 49 нефте- и газодобывающих вышек, находившихся в заливе (из 3800).

Почти полностью разрушены доки Галвестона, уничтожены практически все траулеры для добычи креветок и устриц. Более того, существует опасение, что «Айк» уничтожил устричные рифы. Техас и Луизиана поставляли более половины количества устриц, потребляемых в Америке.

Операции по эвакуации жителей, оставшихся в прибрежных городах, пострадавших от урагана, начались уже в субботу утром, 13 сентября. К среде 17 сентября более 3540 человек было эвакуировано из поврежденных районов, проверено около 30000 домов. Было открыто 295 дополнительных помещений для эвакуированных. Для обеспечения достаточного количества дизельного топлива для генераторов и оборудования губернатор Перри потребовал, чтобы Комиссия по защите окружающей среды понизила требования к чистоте выхлопных газов. Это требование было удовлетворено.

Губернатор Перри также обратился к эвакуированным жителям с просьбой не возвращаться домой, пока не будет получено разрешение властей. Он разъяснил, что неразумно покидать место, где есть вода, еда и электричество, с тем чтобы оказаться в месте, где все это отсутствует. Эвакуированные жители прибрежных районов нашли прибежище в Далласе, Сан-Антонио, Остине и других городах Техаса.

Самым главным, кроме эвакуации оставшегося в поврежденных городах населения, являлось восстановление электроснабжения. Электрокомпании (в частности, CenterPoint Energy, обслуживающая Хьюстон) работали по 24 часа, с тем чтобы восстановить поврежденные линии. Губернатор издал указ, разрешающий компаниям свободный доступ к сооружениям – как общественным, так и находящимся в частной собственности – с тем чтобы ускорить процесс восстановления энергоснабжения. К понедельнику 22 сентября 68 процентов потребителей получили электричество.

Президент Буш, посетивший Хьюстон и Галвестон во вторник, 16 сентября, одобрил выделение дополнительных правительственных средств, затребованных сенатором Кэй Б. Хэтчинсон, на уборку и чистку мусора в районах, поврежденных ураганом. Изначально средства были выделены на 72 часа уборки, теперь же чистка, оплаченная правительственным фондом, будет продолжаться две недели.

Общее несчастье объединило людей. На улицах Хьюстона жители здоровались друг с другом, первым вопросом было: «Есть ли у вас электричество?» Владельцы генераторов подключали к ним соседские холодильники, люди объединялись для уборки деревьев и мусора.

Ликвидация повреждений происходила достаточно быстрыми темпами. Жизнь в Хьюстоне практически налажена. Порт начал работать в субботу, 20 сентября, приняв два танкера с нефтью. Возобновил работу Центр управления полетами. Уже работает MetroRail. Большинство школ возобновили занятия во вторник, 23 сентября. В воскресенье, 21 сентября, жители Хьюстона, как обычно, пришли в Memorial Park на прогулку – кто бегать, кто с собачкой, кто на велосипеде. «Когда происходит что-то ужасное, как этот ураган, люди пытаются найти что-то нормальное, обычное…», – сказал один из посетителей парка.

В среду 24 сентября жителям Галвестона было разрешено вернуться на остров. При себе нужно было иметь документы, удостоверяющие тот факт, что они действительно проживают в Галвестоне. Соблюдается комендантский час – с 6 вечера до 6 утра. Жителям западной стороны острова пока не разрешено возвращаться – в этой части острова все еще нет ни электричества, ни воды, ни канализации.

Во вторник, 23 сентября, мэр Хьюстона Билл Вайт и мэр Галвестона Лида Энн Томас обратились к комиссии Сената в Вашингтоне с просьбой выделить дополнительные средства для восстановления своих городов. Галвестону нужно 2,4 миллиарда долларов на восстановление города, порта и госпиталя; Хьюстону – 2,48 миллиарда. Сенаторы от штата Техас, Хэтчинсон и Корнин, поддержали просьбы мэров о помощи. По словам сенаторов, через несколько недель они вернутся к вопросу о восстановлении пострадавших районов и определят, какие дополнительные суммы необходимо выделить.

Сенатор Корнин заметил, что он и Хэтчинсон считают, что и Вайт, и Томас проявили немалую выдержку и мужество в этой драматической ситуации.

Нет сомнений, что разрушения в Хьюстоне и Галвестоне будут восстановлены. Главный вопрос на данный момент заключается в том, будут ли восстановлены маленькие поселения на побережье – на полуострове Боливар, в западной части Галвестона и другие – или это будет сочтено нерентабельным в свете будущих ураганов?