Я лично – за общедоступное монументальное искусство. Подойти, пофотографировать, потрогать руками, полазить – чтобы всё это было можно. В Хьюстоне примеров такого демократичного искусства, по счастью, много. Начнём с района Heights.
А МЫ ПОЙДЁМ НА СЕВЕР
(«True North» – скульптурный проект на бульваре Heights)
В хьюстонском районе Heights живут многие из известных в стране художников, да и просто любителей искусства. Один из них, Гус Коприва (Gus Kopriva) – владелец галереи Redbud на 11-й улице, давно мечтал о выставке на открытом воздухе. Причём, в масштабах города. Начал он с эспланады на бульваре Heights. Эспланада, которая тянется от White Oak Bayou до 20-й улицы и так достаточно «обжита». На ней расположились цветники, питьевые фонтанчики, беговые дорожки, скамейки и беседки. А теперь, стараниями Гуса Копривы, она обзавелась и своеобразной художественной экспозицией.
Коприва объединил усилия с местными художникоми, а также с другими активистами города, среди которых Minnette Boesel, ведающая вопросами культуры в мэрии Хьюстона, и Joe Turner – исполнительный директор Управления городскими парками. Благодаря им мы можем наслаждаться современным искусством в непосредственной близости.
Не удивляйтесь, если движение на бульваре Heights между 4-й и 18-й улицами периодически будет замедляться. Всё просто – людям хочется получше рассмотреть смешные, причудливые скульптуры, остановиться, пофотографировать. «Я позволяю прохожим делать всё, что они захотят», – говорит довольный Гус Коприва, вытирая садовые перчатки о джинсы.
Первая из скульптур «Заповедник птиц» Дэна Гавела. Почему художник так назвал торчащую из земли макушку церкви со шпилем? Оказывается, в конструкцию вмонтированы несколько кормушек для птиц. И тебе произведение искусства, и полезная вещь. Гавел тяготеет к монументальному жанру и, пожалуй, наиболее известен инсталляцией «Inversion», которую создал он и Дин Ракк. Многие хьюстонцы, вероятно, помнят «вывернутый наизнанку» заброшенный дом на бульваре Montrose около Art League Houston. Это и был он. Скульптура самого Ракка – 15 футовый зеркальный «восклицательный знак» находится неподалёку от утопающей часовни-кормушки Гавела, называется она «Песочные часы».
Со следующей скульптурой всё гораздо легче. «Бумажный самолётик» Эда Уилсона на самом деле сделан из листового железа, но издалека смотрится вполне как вонзившийся в землю гигантский самолёт, свёрнутый из страницы школьной тетради.
Среди скульптур на бульваре Heights есть ещё и симпатичная собака величиной со слона, покрытая обрывками искусственного меха, кожи и брезента. Собаку создал Картер Эрнст, посвятив её собственному псу, и назвал свою работу «Ищейка или Указатель севера» – вроде как собака принюхивается к воздуху на северной стороне. Предвидя, что найдётся много желающих оседлать скульптуру, Гус Коприва поставил указатель «Не трогать руками».
Рыжую загогулину, будто бы сошедшую со страниц книги Доктора Зюсса, «Цветок кипариса» (да-да, у кипариса есть цветы), сделал Ли Литлфилд. Художник умер год назад, но его красочные скульптуры «Цветы», расставленые по всему Хьюстону, продолжают радовать глаз.
Самая любимая инсталляция всех без исключения (а не только детей и фотографов) – это «Садовые стулья» Пола Кительсона. На вид обыкновенные стулья, только непомерно огромные. Подойдя к ним, сразу чувствуешь себя Гулливером, попавшим к великанам.
Гус Коприва планировал установить знаки, предупреждающие людей не лазить на стулья, но потом сдался и не поставил. Он признался, что и сам не прочь посидеть на них. Да и художник Пол Кительсон тоже не возражает против проявления народной любви. Для фотографии мне был просто необходим доброволец, чтобы соотнести размеры стульев и рост человека. Долго ждать не пришлось. Почти моментально возник парень, который взгромоздился на стул и стал самозабвенно снимать selfie. И тут же «попал в телевизор», то есть, на страницу нашей газеты.
Вы будете удивлены, узнав, что все экспонаты выставки на бульваре Heights продаются. Цены колеблются от $ 5 тысяч до $ 28 тысяч, при этом средства пойдут в карман художникам. Скульптуры установлены не навсегда, они пробудут здесь до ноября 2014 года.
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КОСТЮМЧИК СИДЕЛ
Так считают хьюстонские художники-дадаисты из группы «The Art Guys» (Michael Galbreth и Jack Massing). На углу Shepherd и 23-й улицы они в 1998 году установили 14-футовые скульптуры «Парни-художники». Два брутальных мужчины в костюмах, похожие скорее на агентов FBI, а не людей искусства – не что иное, как автопортреты самих художников периода их «Костюмного проекта». В то время «The Art Guys» исследовали связь между модой, искусством и торговлей. Оба художника, одевшись в костюмы от дизайнера Тодда Олдхэма, за год избороздили всю страну, являясь живой рекламой модного бренда. Делали они это, конечно, из любви к искусству. По возвращении они подарили Хьюстону свои «Художественные натуры».
Сами по себе парни-художники известны своими чудачествами в Хьюстоне и за его пределами. К примеру, в июне 2011 года они устроили публичный перформанс в стиле Марселя Дюшана под названием «Арт-парни женятся на дереве» в скульптурном садике Музея изобразительных искусств. Всё происходило, как на настоящей брачной церемонии: было приглашено огромное количество гостей (около 600 человек), позвали официального чиновника, регистрирующего браки, купили кольца, были произнесены обеты верности. Потом устроили приём, заказали свадебный пирог с изображением художников и их избранницы (или избранника) – молодого дубка в кадке. Кстати, оба художники женаты, но это не мешало им заключить брак с деревом и продемонстрировать своё единение с природой. А жёны, наверняка, присутствовали на церемонии. Впоследствии дерево было посажено в парке на территории музея The Menil Collection – к юго-западу от Rothko Chapel. Такое невинное, казалось бы, действо вызвало множество кривотолков. Некоторые усмотрели в брачной церемонии протест против однополых браков. В результате протесты вызвали недовольство спонсоров музея и несколько актов вандализма. Поэтому дерево из парка выкопали и отдали обратно художникам. Вот такой «развод по-артистически». А могло бы быть прекрасным примером искусства для народа!