14 ноября в Хьюстоне в музее современного искусства «Station» открылась выставка одного из самых плодовитых художников Восточной Европы Мартина Зета. «Мартин Зет: необходимость» – так называется экспозиция, включающая в себя графику, фотографии, скульптуру, видео и инсталляцию – все многообразие техники, в которой работает чешский художник.
Родившись в Чехословакии при коммунистическом режиме, он оставался классическим скульптором до 1989 года. Революция, освободившая страну от влияния Советского Союза, сильно изменила направление его работ. Появившаяся свобода превратила Мартина в революционного художника. Основная идея его творчества направлена на освобождение от несвободы, в том числе и несвободы собственной. Ведь свободные люди должны научиться жить по-новому, переделать, прежде всего, самих себя. Не зря на многих предметах его инсталляций стоит логотип: «Свободу Мартину Зету». Под этим лозунгом была проведена специальная кампания в 2004 году. «До тех пор пока существует разочарование в настоящей ситуации, пока сущестувет желание к переменам, идея революции жива», – считает художник.
Мартин много выставляется, принимает участие в международных биеннале по всему миру. В своих экспозициях он продолжает задавать вопрос о необходимости свободы, будоражит аудиторию своими вопросами.
Некоторые экспонаты нуждаются в пояснениях. Так например, здесь представлен чистый лист бумаги, на котором, если хорошо приглядеться, виден выдавленный профиль. В 2006 году, посещая мавзолей Ленина, Мартин попытался наскоро зарисовать в блокнот профиль великого вождя. Подошел охранник и вырвал лист из блокнота. Вот нам и достался второй лист, так хорошо отражающий современную историю.
Название выставки «Мартин Зет: необходимость» художник толкует двояко. «Здесь представлены работы, которые для меня было необходимо сделать, их никто не заказывал, они диктовались моим внутренним состоянием. С другой стороны, речь идет об явлениях, с которыми человеку необходимо иметь дело: это и социальные явления и явления природы», – поясняет художник.
Мартин много путешествует по миру, собирая впечатления и документируя их в рисунках, фотографиях, видео. Его серия «Рисунки моря», сделанная на побережьях океанов, морей, рек, озер и прудов, отражает следы самой природы. Нанося чернила на бумагу, а затем, позволяя волнам размывать нанесенный рисунок, Мартин Зет создал уникальные работы, как бы в сотрудничестве с водной стихией.
Серия цветных фотографий, представленных на этой выставке, называется «Saluto Romano”, где сатирические позы запечатлены на фоне городских и пригородных пейзажей. Они о месте человека и окружающей его среды, о его иллюзиях по этому поводу.
Узкий коридор, пол которого выложен книгами, ведет к большой куче томов, вызывающей самые неприятные ассоциации с сожжением книг нацистами. Эта инсталляция называется «Переход». «Как это не грустно, но молодежь все меньше смотрит в книги, они глядят на экраны, слушают CD, – считает Мартин Зет. – Книги уходят из повседневной жизни. И если раньше библиотека была в каждом доме, то теперь книги становятся эксклюзивом. Поэтому большая книжная гора переходит в тоненький ручеек». Публика ступает на книжные корешки ногами и проходит в зал, где выставлены самые неожиданные экспонаты: флаги, предметы быта, велосипед, вырабатывающий электроэнергию при кручении педалей…
Мартин предпочитает не думать о том, в какой технике себя выразить, главное, чтобы была наилучшая возможность такого самовыражения. Не задумывается он и о том, что из его творчества достанется потомкам. «Я уже работал в мраморе много лет, этими скульптурами заполнен двор моего дома в Любушине, – делится художник. – Так что будущим поколениям есть что посмотреть, мои амбиции удовлетворены, я уже это пережил».
Это вторая персональная выставка Мартина Зета в США, он много выставлялся в групповых шоу в Америке, Европе и в России (Москва, Петербург, Самара).
Выставка «Мартин Зет: необходимость» продлится до 21 февраля. Station музей, что на углу Alabama и La Branch, открыт со среды по воскресенье с 11 утра до 6 вечера. Вход бесплатный.