ПАПАША ВАС НАУЧИТ!

Беседовала Лёля Вайнер. Фото из архива Crazy Russian Dad

Несколько лет назад армия бесконечных блогеров на YouTube и Facebook пополнилась очень симпатичным персонажем – Crazy Russian Dad. Русский иммигрант средних лет снимает ироничные ролики о жизни в Америке, об адаптации в новой стране, жалуется на детей – типичных американских школьников, вспоминает «как это было в СССР», сравнивает жизнь в Штатах с жизнью в СССР, учит готовить окрошку и потешается над русскими стереотипами. Новые видео появляются практически каждый день на странице facebook.com/crazyrussiandad и канале youtube.com/crazyrussiandad – по вдохновению автора. За ними следят уже 70 тысяч «фанатов» со всего мира. Много почитателей Crazy Russian Dad и в Техасе.

Своё настоящее имя «Русский папаша» раскрывать не хочет. Но в конечном счёте, интернетная жизнь – совершенно отдельна, и нечего её мешать с жизнью реальной. А в реальной жизни он – обыкновенный иммигрант, приехавший из Питера в Бостон в 1989 году, сотрудник компании-разработчика программного обеспечения и семьянин с двумя подростками-сыновьями, периодически появляющимися в его забавных роликах.

КАК Я СТАЛ ВИДЕОБЛОГЕРОМ

Он признался, что стал видеоблогером по чистой случайности два с половиной года назад. «Тогда я поспорил с сыном по поводу мультика «Кунг-фу панда 2» – из-за какой-то ерунды, что-то вроде того, кто из родителей главного героя выжил, мама или папа. Проигравший должен был заплатить выигравшему кучу денег – $250. Причём он должен был эту сумму заработать, а не взять из копилки или из зарплаты. Я проиграл. Сын мне в шутку сказал: «Вот ты смеёшься надо мной, когда я смотрю всяких «ю-туберов» и говоришь, что все они – идиоты. А почему бы тебе самому не попробовать стать блогером на YouTube? У тебя с чувством юмора в порядке – запиши что-нибудь смешное на камеру и выложи в YouTube. Я решил попробовать, я ведь с детства хотел снимать кино, просто не знал, как начать. Придумал название канала «Crazy Russian Dad» и персонаж – этакого русского иммигранта, который приехал не вчера, а уже пожил в Америке и разбирается что к чему и который учит детей уму-разуму. Я подумал: о чём я могу говорить в камеру? Во мне нет ничего необычного – я не умею петь, танцевать, играть на гитаре, стрелять из лука. Я – простой иммигрант, живущий в этой стране, надо говорить о себе и о том, что вокруг.

Сначала мне казалось, что я буду исправно говорить про то, как детей воспитывать, как делать домашние задания. Примерно через 3 с половиной раза я понял, что больше сказать-то и нечего. Но с другой стороны я увидел, что народ на мой канал «подтянулся», и я подумал: «А что, если я расскажу что-нибудь «за жизнь» или какой-нибудь случай из моего советского прошлого?» Оказалось, что это хорошая идея».

О ЗРИТЕЛЯХ

При «работе над образом» не обошлось и без стереотипов: разухабистая «Калинка-малинка» в заставке к каждому ролику, ушанка, майки с советской символикой. Сам «Папаша» комментирует это так: «Если вы попросите среднего американца сказать, что они знают о России, он ответит что-то вроде «зима, водка, балалайка». И с этим ничего не поделаешь, от стереотипов никуда не деться». Часть его имиджа – русский акцент, без которого Crazy Russian Dad и не смешон, да и вообще невозможен.

Первыми его подписчиками стали, разумеется, семья, друзья и друзья друзей. Потом появились люди из других штатов. Сейчас две трети «фанатов» канала Crazy Russian Dad – выходцы из России и СНГ, которые живут в Америке и других странах, и одна треть – люди, которым интересна иммигрантская и русская культура.

«С созданием канала мне стало жить веселее. Я могу общаться с людьми, с которыми никогда бы не познакомился. Я могу быть в большей степени самим собой, допустим, Crazy Russian Dad может сказать то, чего я, нормальный, сказать не могу. Вскоре я начал получать письма. Как правило, пишут приятные слова: «Молодец, спасибо за то, что ты делаешь», «Классно, что есть такой канал, ты не сквернословишь, так что мы можем показать твои видео своим детям». Пишут родители подростков, которые, посмотрев мои ролики, стали относиться к детям и к своим проблемам, вроде как, по-другому, более позитивно.
Пишут иммигранты-выходцы из других стран о том, что они «выросли на тех же ценностях» – в Гватемале, Польше и так далее, то есть, они находят что-то очень знакомое для себя. По-видимому, иммигрантская тема трогает всех. Некоторый пишут целые «трактаты» о своей жизни, делятся потаёнными вещами. Я к этому отношусь с уважением.

Пишут те, кого усыновили или удочерили из России: «Я не знаю, кто я, кто мои настоящие родители, но я тоже оттуда, из России. Я услышал Ваш акцент, и это именно то, чего мне так не хватало». Для меня это было настоящим откровением.

Иногда предлагают новые темы. Оказалось, что людям нравится, когда я сравниваю какие-то русские вещи с американскими. Есть и такие, которые пишут: «Ну что ты строишь из себя идиота? Все же будут думать, что все русские – полные болваны». Но я-то так не считаю и, более того, стараюсь ни над кем, кроме себя, не смеяться, тем не менее, такие люди находятся, но их меньшинство».

Его начали узнавать на улице – в местах «скопления русского населения»: «Как правило говорят: «Ну ты же не можешь быть тем парнем из Ю-туба. Тот, вроде, и ростом выше, и красивее. Неужели это ты? Не может быть! А мои друзья все тебя смотрят».

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

На вопрос «Стал ли проект за эти 2,5 года коммерческим?», «Русский папаша» ответил: «Больше получается просто делать видео, чем зарабатывать деньги. Конечно, было бы классно стать знаменитым, богатым, но канал для меня – это в первую очередь хобби. Я считаю, что таким образом я переживаю «кризис среднего возраста», с той разницей, что я не купил себе крутую машину и не завёл любовницу, а сделал канал и снимаю сам себя. Сейчас бросать уже жалко, так что я и продолжаю. Коммерческая сторона канала растёт, но очень незаметно. У меня есть один официальный спонсор – компания-производитель кефира Lifeway, у них в фирме нашлись мои фанаты. Но мне, в принципе, ничего не нужно: всё, что я делаю, я делаю для себя и бесплатно».

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

«Я уже сделал более 800 видео. Можно сказать, что я снял 800 очень маленьких фильмов. Если мне что-то приходит в голову по дороге на работу, я это записываю. За 2,5 года существования канала изменилось то, что я стал примерно понимать, что нравится, а что не нравится зрителю. А также чем больше времени, сил, здоровья и энергии я трачу на ролик, тем меньше его будут смотреть, к сожалению. А с другой стороны, ляпнешь в экран что-то типа «Ешьте кислую капусту» или про русский акцент, и неожиданно набирается несколько тысяч просмотров. Мне кажется, все блогерские видео – это лотерея, и отчего зависит популярность того или иного ролик – неизвестно».

Он считает одними из самых удачных видео «Что, если ваши родители – русские иммигранты» и совершенно уморительный «50 оттенков русского» («50 Shades of Russian»). Они – наряду с «Говорить с акцентом – это нормально», «Как я уехал из СССР», «Что лучше не спрашивать у русских», «Этикет за столом по-русски и по-американски» «Как произносить букву Ы» и другими – пользуются наибольшей популярностью на канале.

«Несколько моих видео собрали «зашкаливающие» рейтинги, а по остальным – стандартная статистика: у меня 70 тысяч подписчиков на Facebook, они делятся роликом с 2-мя процентами друзей, из которых половине видео нравится. Такая математика характерна для всех блогеров.

Как правило, я сам редактирую свои видео. Иногда я показываю ролики супруге – если что-то про тёщу сказал. У меня всегда есть 20-30 видео «про запас», которые я не закончил вовремя, потому что что-то другое, более важное, произошло. Мне нравится делать смешные рекламные ролики. Но, как ни странно, их-то народ не особо смотрит».

Странно, что сниматься в кино «Русскому папаше» пока не предлагали, но периодически возникают предложения выступить в местном клубе в жанре «Standup Comedy»: «Наверно, это, всё-таки, не моё, я не вижу себя каким-нибудь известным комедиантом, вроде Джерри Сайнфилда. Мне интересно продолжать развивать то, что я делаю и увидеть, что из этого получится. Но в кино бы я снялся с удовольствием, хотя я не знаю, получится ли, потому что я играю только одну роль – самого себя».