ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ ВЛЮБЛЁННОГО ДЖИГИТА

Ю. Нильссон

Сегодня мы заканчиваем разговор о свадьбах и их традициях, о «башмаках, сургуче, яхтах, королях и капусте» и «главных ньюсмейкерах года» – непослушном Принце и Актрисе, прошедшей путь от девчонки, фотографирующейся на фоне Букингемского дворца, до жены принца, живущего в нём, – история, взбудоражившая воображение публики как ничто другое в этом году.

ПОХИЩЕНИЕ НЕВЕСТЫ

Многим из нас знаком диалог Шурика из «Кавказской пленницы» с дядей Нины – Джабраилом, героем чудесного актера Фрунзика Мкртчяна.
― Обряд называется «Похищение невесты». Нет, Шурик, Вы не думайте, невеста сама мечтает, чтобы ее украли. Родители тоже согласны. Можно пойти в ЗАГС, но до этого, по обычаю, невесту нужно украсть. Поймать. Сунуть в мешок.
― Гениально! Ну-ну?
― И передать ее кому?
― Влюбленному джигиту.
― Нет! Передать кунакам влюбленного джигита. Так требует обычай.

Сегодня, по свежим следам «свадьбы года», мы поговорим именно о «кунаках влюбленного джигита». Друг, товарищ и брат – это шафер (Best man).

Роль, выпадающая близким родственникам или лучшим друзьям жениха, появилась не вчера. Кстати, почти все свадебные обычаи — отголоски чрезвычайно далёкого прошлого. Свадьба – один из самых первобытных, лишь слегка осовремененных обрядов изменения статуса. Всё, от мальчишника, фаты, риса и цветов до шаферов, подружек невесты и церковных гимнов, некогда несло особое значение. Сегодня мы включаем старинные обычаи в свои свадьбы, не задумываясь об их первоначальной сущности. Традиции древности продолжают жить. Смотрите сами.

«Последний глоток свободы жениха», так называемый мальчишник, уходит корнями в Спарту (ок. V века н.э.), где товарищи по оружию приглашали лёгких на подъём дамочек и устраивали холостяцкую пирушку накануне свадьбы друга, совсем не «по-спартански» в нашем нынешнем понимании этого слова.

РОЛЬ ШАФЕРА

Традиция иметь шафера, по мнению историков, возникла у германских готов. Мужчинам предпочтительнее было жениться на дамах из собственной общины, но местных фройляйн на всех не хватало и холостякам приходилось «красть невесту из соседнего колхоза».

Обряд похищения невесты существовал с древнейших времен. Упоминания о нём встречаются в Библии, в описании войны между Израилем и коленом Вениамина, в предании об основании Рима (похищении сабинянок), в древнегреческой мифологии (влюбленный Зевс и Европа).

Старый татарский обычай кыз урлау или итальянская фуетина (похищение невесты с её согласия) были способом обхода родительского сопротивления браку. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних славянских играх, во время которых проходило «умыкание» или «приобретение» невест. Символически крадут невест и сегодня – на русских, баварских, сицилийских, балийских и многих других свадьбах мира. Не символически это практикуется во многих странах Африки и Азии, на Кавказе, юге Казахстане, в Киргизии (киргизские правозащитники даже предложили объявить 2013 г. Годом борьбы с похищением невест).

Моя любимая история про bride-kidnapping – эпопея Елены Валеро, которую в 13-летнем возрасте похитили индейцы Амазонки. Её выдали замуж за вождя, потом за другого, она родила каждому по 2 ребенка и за 20 лет жизни в племени яномами изучила все обычаи и привычки (между прочим, исключительно мудрые – «вождь отвечает за всё, ест последним, на войну идёт первым», «забота о стариках и детях – задача номер один», «война – до первой крови», «не нравится, где ты есть, соберись и иди куда хочешь» и пр.). Потом Елена сбежала «с белым человеком» и соотнесла на контрасте два мира – почти первобытный и цивилизованный, который она назвала «странный мир, где никто ни о ком не заботится». Решив, что мир джунглей искреннее, душевнее и интереснее, она «вернулась в семью, в коллектив». Свою биографию Елены Валеро продиктовала итальянскому антропологу Итори Биоко, книга попала в руки необыкновенного российского путешественника Виталия Сундакова, и он отправился в племя яномами изучать «закон джунглей».

Вернёмся к древнегерманским шаферам. Согласно словарю, Schaffer в переводе на русский и английский означает «устроитель» и «hardworking man». Прослеживается и возможная связь со словом Schäfer (пастух, shepherd), происходящим от древнегерманского scāphare. Интересно, что это слово прижилось не в германских языках, а в русском. В российских источниках читаем: «слово пришло к нам с древней верой в приметы, когда шафер обходил свадебную карету и щёлкал кнутом, чтобы отогнать злых духов. На традиционных крестьянских свадьбах перед первой брачной ночью «свашка» раздевала невесту, а «пастух», провожая в спальню, «крестил» молодую кнутом».

Немецкий язык сегодня использует слово Trauzeuge, английский – best man. В чём же лучший? Изначально речь вовсе не шла о дружеских связях с женихом. Задача поимки невесты была непростой, ибо, во-первых, не каждая невеста согласится уехать из родного стана. «Невеста будет сопротивляться, брыкаться, даже кусаться, звать милицию, кричать: «Я буду жаловаться в обком!», – но вы не обращайте внимания. Это старинный красивый обычай».

Во-вторых, никто добровольно отдавать дефицитных девиц, естественно, не желал. Поэтому из чисто практических соображений правая рука брачующегося должен был уметь лучше остальных бегать, лазить, махать мечом и топором — это важнее личной дружбы с женихом. Первые шаферы напоминали небольшую армию, готовую отразить нападение разозленной родни и яростных соплеменников невесты. И это не просто германский приключенческий фольклор. Существуют письменные и вещественные подтверждения того, что под древними алтарями гуннов, вестготов и вандалов хранился целый арсенал оружия – дубинки, ножи, копья отражения попыток отбить фройляйн обратно в самый романтический момент.

Легенда гласит, что изначально шафер всю церемонию стоял рядом с невестой, ради её защиты. Однако, слишком многие воспринимали свою роль…хммм… слишком серьезно, вызывая ревность в среде недовольных женихов. Шаферы были изгнаны с провоцирующего места и навсегда встали по другую сторону от невесты. К началу III века нашей эры в обязанности вооруженного шафера входило оставаться при женихе на протяжении брачной церемонии, стоять часовым за дверью новобрачных ночью, а утром не дать сбежать молодой жене, если муж-похититель не устраивает её по одной ей ведомым причинам.

Помощью в похищении и удержании невесты обязанности шафера не ограничивались. У славян правая рука жениха, «дружка», должен был руководить сватовством и обрядом выкупа невесты, следить за соблюдением обычаев сельской общины и прохождением праздничного застолья, балагурить и веселить участников свадьбы, ограждать от порчи и вообще являться палочкой-выручалочкой при любом форс-мажоре. В словаре Даля читаем: «шафер — дружка, свадебный чин, коих по два и более при женихе и невесте для помощи и всяческих услуг; они же держат венцы над четою».

ПОДРУЖКИ НЕВЕСТЫ

А что же подружки невесты? Они вышли на авансцену тогда, когда свадьбы стали планироваться заранее. Женщина старшего возраста (матрона, замужняя подруга) прислуживала будущей невесте, следила за изготовлением венка, платья, помогала одеваться. В некоторых странах, к примеру в Древнем Риме или Китае, подружки невесты должны были защищать невесту, но не с мечом в руках, а хитростью, переодевшись в её платье и приняв удар на себя (как не вспомнить восхитительную дуэнью Доротею, Татьяну Васильеву, из одноимённого фильма).

Речь шла о недовольных родственниках, любых злых духах и прежних воздыхателях, которых надо было обмануть. Злые духи, крадущие счастье, были причиной создания вуали и еще одной традиции – привязывания кастрюлек, жестянок, пустых консервных банок и всякого рода хлама к автомобилям. Молодожены в Австрии, Англии, некоторых частях США, отъезжая от церкви или загса, и сегодня стараются произвести этим как можно больше шума, чтобы отпугнуть нечистую силу.

BRIDAL SHOWER

Одаривание невесты, bridal shower, как обычай берет свое начало в Голландии 16 века. Не одобряющий кандидатуру зятя голландский папа не выделял дочери приданое. На выручку приходили подруги невесты и более сговорчивые родственники, осыпающие барышню дарами, чтобы у нее было приданое, а значит, шанс выйти замуж по собственному выбору.

История сохранила дату, когда традиция дарить будущей невесте подарки перекинулась, начиная с Брюсселя, на остальную Европу – 1860 год.
Параллельно с этим, «спасение утопающих шло руками утопающих». Практикой накопления собственного приданого в специальном шкафу или сундуке (dowry chest, hope chest, trousseau) увлеклись многие девушки планеты. В Британии такой сундук получил название bottom drawer, в Австралии – glory box. В США «ливни подарков» стали литься в 1890-х г.г. среди высшего среднего класса в городах, а с 1930 г.г. в сельской местности.

КОЛЬЦА И ДОГОВОРЫ

Принято считать, что первыми использовали свадебные кольца древние египтяне. Сначала кольца сплетали из тростника, потом стали делать более прочными – из кости или кожи. Муж надевал кольцо на палец жены, как знак уверенности в своей способности заботиться о семье. В древнем Риме кольцо для невесты получал её отец – как символ покупки его дочери. Ко второму веку до н.э. женихи стали вручать кольца невестам, как символ доверия ценностей. В 20 веке в западном мире стало популярно носить мужские обручальные кольца во время войн, чтобы показать, что мужья всегда помнят своих жен, которые остались далеко.

Брачные договоры намного старше, чем мы думает. Сохранился 2500-летний египетский документ, который заверял то, что если союз не будет удачным, то жена получит компенсацию серебром и «алименты» – 36 мешков зерна ежегодно в течение всей оставшейся жизни. Брачный контракт евреев, кетуба, существует уже по крайней мере 2000 лет.

Продолжение следует.