ЕВРЕЙ, ГРАЖДАНИН, ГЕНЕРАЛ

Алла Староселецкая

“А счастлив ли он?..” Набрав номер телефона, я осторожно спросила: “Могу ли я говорить с генералом Шахновым?” – “Это я”. Мой голос слегка дрогнул, чувствовалось, что я нервничаю и стараюсь преодолеть страх неизвестности. С чего начать?..

24 июня 1941 год, Каунас Литва. Литва – страна Вашего детства и любимый край. Первые тринадцать лет жизни прошли в этой чудесной маленькой, тогда еще советской республике. Каждый дом, каждый камень – живая история. Далекий 41-й год изменил все, что было привычным для 9-летнего Шаи Шахновского и его семьи. На Ваших глазах расстреливали, убивали, насиловали и издевались над людьми. Трудно вообразить меру страданий евреев в Ковно-гетто. Нацисты калечили и убивали евреев, но не могли победить в них человеческое. Семье Шахновских удалось выжить и спасти двух сыновей Мулу и Шаю. Через 60 лет после этих страшных событий один из литовских журналистов написал: “Мы должны навсегда понять, что уничтожение евреев – это уничтожение нас самих. Зло всегда остается злом, убийство – убийством и вина – виной”. По сей день жжет, не дает покоя вопрос – кто виноват? Как понять то, что было?

Шахнов: Много лет тому назад никто не задавал этот вопрос. Это казалось неестественным и ненужным. Много людей несут ответственность за случившееся: те, кто принимали решение, поддерживали и слепо исполняли. Большинство из них уже мертвы. За годы, прошедшие после этих событий, написано много и о жертвах, и о преступниках. Я бы хотел сказать о группе людей, которые несут особенную ответственность: созерцающие наблюдатели. Они спокойно воспринимали происходящее и никогда не высказывали свое мнение, что и помогло преступникам осуществить их планы. Между прочим, в настоящее время многие люди приняли такую же позицию. Нации, организации и простые люди молчаливо соглашаются с продолжающимися злодействами против человечества. Вы можете посмотреть на мир сегодня: ничего не изменилось.

Во время немецкой оккупации Литвы произошла страшная трагедия – около 200 тысяч евреев были убиты, что составляет 90% еврейского населения до войны в республике.

1945 год, Каунас Литва – 1955, Бостон США. Дорога к свободе – это всегда трудный выбор. Жизнь оказалась намного сложнее, а дорога к свободе – непредсказуемее и длиннее… Оптимистичная и волевая Роза Шахновская с двумя сыновьями смело шла вперед: день за днем, километр за километром они шли, надеясь на шанс начать новую жизнь. К осени 1945 года все трое оказались в Германии. 13-летний Шая чувствовал себя не по годам повзрослевшим, самостоятельным и ответственным. Он играл только в одну игру, игру на выживание. Через год в Германию из Литвы приехал его отец. Трудными оказались 4 года ожиданий, но стремление к свободе победило и в этот раз: “Я никогда не забуду этот день. 23 ноября. День моего рождения”. Через несколько недель вся семья Шахновских прибыла в Америку.

Американская жизнь началась с новых имен: Сидней для Шаи и Стэнли для Мулы, и укороченной фамилии: Шахнов. Все было новым и неожиданным: язык, этикет, традиции, еда, друзья и, конечно, СВОБОДА. Это была новая игра для так и неуспевшего наиграться Шаи Шахновского. Школу жизни он прошел в лагере смерти, которая научила его быть самым лучшим учеником и выживать несмотря ни на что. Война не позволила постигать науки, она принесла только боль и мучения. Страна Свободы дала возможность учиться – 18-летний Сидней Шахнов был зачислен в 8-й класс.

Шахнов: Будучи в школе, я узнал больше об американцах. К сожалению, этой возможности не было у моих родителей. Они так и не смогли освободиться от прошлого. Мы должны были научиться идти вперед, забыв унижение и стыд.

А.С.: Многие из недавно приехавших иммигрантов никогда не почувствуют ужасов, которые перенесли Вы. Да и отношение к Америке у них часто другое. Критикуете ли Вы “новых” иммигрантов?

Шахнов: Все имигранты, законные и незаконные, приезжают в Америку в поисках лучшей жизни. Если бы американцы знали о жизни в других странах, то они бы больше симпатизировали иммигрантам и одобряли их желание иммигрировать. Я критикую только тех, кто приезжает в страну и не может ассимилироваться, кто не хочет быть преданными Америке.

“O, wonderful! O, beautiful!” 1955 – 1994 Америка. “Как записаться в Американскую армию? Я жил в Германии до того как приехал в Соединенные Штаты Америки. Там я впервые увидел американских солдат,” – просто и ясно изложил свои мысли Сидней Шахнов, не представляя себе, что ждет его впереди: 40 лет вокруг мира.

Во многих странах военная карьера стала практически недоступна для евреев. Хотя нас и учили с детства, что “плох тот солдат, который не хочет быть генералом”, но генеральские погоны достались немногим. К началу Второй мировой войны Советская армия насчитывала 21 еврея-генерала и 1 контр-адмирала, а за годы войны число евреев-генералов, непосредственно сражавшихся на фронте, выросло до 132 человек. До войны в Польской армии был единственный генерал-еврей, среди высших командиров Британской армии было восемь генералов-евреев. Среди военачальников, входивших в движение «Свободная Франция» и служивших в армии де Голля, было шесть евреев-генералов, около 26 евреев в годы войны занимали высшие командные посты в Американской армии. Президент Рузвельт писал: “Отвага и героизм нынешнего поколения евреев украшают славное боевое прошлое евреев Америки. Я убежден, что потомки Авраама твердо верят в конечную победу добра над злом и станут свидетелями торжества нашей справедливой победы.”Мечтал ли еврей-солдат, прошедший ад лагеря смерти, стать генералом и Главнокомандующим войск специального назначения Американской армии?

Шахнов: Нет, я не планировал стать генералом. Фактически, когда я начал служить в войсках специального назначения, где я прослужил 32 года из 40 лет моей военной службы, я понял, что это будет концом карьеры. Но мне повезло: время изменило все, и спецназ стал очень популярным. Я рад, что остался служить в этих войсках. Погоня за званиями никогда не была свойственна мне, я мог остаться полковником. Самое главное, что я люблю военное дело. Поверьте, что быть генералом – это не самое важное в жизни.

А.С.: Читая о Вашей военной карьере, я вспомнила знаменитую фразу: “Настоящие люди служат государству своей совестью.” Один из солдат написал о Вас: “Генерал Шахнов – блестящий командир и воин. Его уважали все. Он поистине герой Америки.”

Через много лет Вы возвратились в Германию в качестве …Главнокомандующего. Штаб американских войск располагался в бывшем штабе Германа Геринга, а личной резиденцией стал дом нацистского генерала Фрица Рейнхарда, бывшего министра финансов Третьего рейха. Расскажите об этом событии.

Шахнов: Будучи приглашенным к нам на обед, генерал Советской армии Александр Евтев привел с собой генерала Дуленко и его жену. Все трое мы старались поддержать разговор, пока наши жены осматривали огромный дом. Неожиданно генерал Евтев обратился ко мне: “Вы, еврей, переживший жестокости нацистов и освобожденный Советской Армией, сейчас представляете Американскую армию в Берлине и защищаете людей, которые сделали для Вас столько зла. Вы готовы убивать тех, кто освободил и сохранил Вам жизнь.” Я должен признаться, что никогда не думал об этом. Я хотел сказать “только в Америке”, но воздержался.”

А.С.: Что Вы думаете об этом после падения Берлинской стены?

Шахнов: Идея генерала Евтева была не нова. Время идет, и все меняется. Даже самые закоренелые враги могут стать друзьями: Япония, Германия, Россия. Приятно заметить, что Президент Буш доверяет Путину и видит в нем порядочного человека.

Будучи в Германии, Вы были ответственны за организацию охраны бывшего нацистского архива. Этот день останется для Вас одним из самых трудных, день, когда Вы открыли архив доктора Менгеле. Страница за страницей, Вы читали историю его экспериментов. Через 60 лет после войны наш мир далеко не идеален. Я часто задаю себе вопрос: “Достаточно ли мы делаем, чтобы предостеречь новые поколения от жестоких повторений?”

Шахнов: Я думаю, что люди пытаются предостеречь мир от жестокости и ненависти. К сожалению, общество не всегда прислушивается к мнению мудрых. Человечество не утратило способности ненавидеть и сеять зло, и только дисциплина и волевой характер могут сдержать диктаторов.

А.С.: О женщинах… Писать о генерале Шахнове и не писать об удивительных женщинах в его жизни просто невозможно. “Я хочу объяснить тебе что-то об Америке. Америка делится на 3 группы: католики, протестанты и евреи. Количество разводов увеличивается с каждым днем: 9 из 10 разводов случаются в смешанных браках. Короче, Сидней, не женись на Арлин, это большая ошибка. В женитьбе нужно быть более практичным,” – сказал раввин. “Все равно я буду слушать мое сердце,” – произнес Сидней и женился на Арлин Армстронг, которую считал “cheerleader for life”, и Арлин верила, что Шая может все. “Если ты женишься на этой католичке, мы будем считать тебя мертвым с момента женитьбы. Ты не будешь членом нашей семьи!” – строго произнесла Роза Шахновская, мама, которая не могла и не хотела поверить, что ее сын будет счастлив с Арлин. 50 лет спустя, когда Сидней и Арлин отпраздновали золотую свадьбу, эти слова кажутся просто неуместными. Перед свадьбой Сидней сказал:”Важно, что мы любим друг друга и заботимся друг о друге, мы хотим быть счастливыми.” Сидней Шахнов сдержал свое слово: они любят, заботятся и чувствуют себя счастливыми по сей день. Полсотни вместе – только половина, и эта половина была самой трудной. Воспитывать детей, а у Вас 4 дочери, имеет право только счастливый человек. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

Шахнов: Да, я очень счастливый человек и рад тому, как сложилась моя жизнь. Я считаю удачей, что я познакомился с моей женой Арлин много лет тому назад. Никакое давление со стороны родителей не смогло повлиять на мое решение жениться на ней. В нашей семье 4 дочерей, 4 зятя и 14 потрясающих внуков и внучек. Я прожил ЖИЗНЬ и не жалею ни о чем. Я даже не хочу впустую тратить время, оглядываясь назад. Мои мысли заняты только БУДУЩИМ: “I am not afraid when that day comes.”

Возвращение… 1996, Каунас Литва. Каждый дом и камень казались такими же родными, как и много лет тому назад для Шаи Шахновского, вернувшегося в родной Каунас. В Каунасе сейчас около 400 евреев (до войны было с 36000), сохранилась синагога и здания двух известных иешив. Он увидел много нового, и, к сожалению, только старый антисемитизм остается болезнью душ людей, которые никогда не почувствуют себя свободными: оскверненные могилы жертв Холокоста, размалеванные нацистскими символами надгробные памятники, анонимные прокламации, в которых евреев называли “вампирами человечества”. Одна из крупнейших газет опубликовала серию статей под названием “Кто правит миром?”, проникнутых антисемитизмом и гомофобией: евреи используют трагедию Холокоста в Литве как “надежную завесу для сокрытия своих преступлений.” Публикации сопровождались антисемитскими карикатурами, выполненными в стиле гитлеровского еженедельника “Дер штюрмер” и нацистской литовской газеты времен Второй мировой войны. За 15 лет независимости правоохранительные органы Литвы ни разу не дали правовой оценки фактам проявления антисемитизма.

Он был рад вернуться в Америку, страну, подарившую ему СВОБОДУ: сильный стремится к свободе, а слабый – к покою. Его счастье – это состояние Его свободной души. Я спросила себя: “Кто он?”, и сама ответила: “Еврей, Гражданин, Генерал.”


Редакция и читатели поздравляют Сиднея Шахнова с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ и желают здоровья, долгих лет жизни. HAPPY BIRTHDAY GENERAL SIDNEY SHACHNOW!

В заключении хочу выразить слова благодарности генералу Сиднею Шахнову за помощь в создании статьи. Все фотографии были предоставлены специально для этой публикации.