ЛЮДМИЛА ШВЕЦОВА В ХЬЮСТОНЕ

София Гринблат

Людмила Ивановна, расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о цели приезда делегации в Хьюстон.

В мае этого года в Москву приехала представительная делегация из Хьюстона во главе с Аланом Грином. У нас была замечательная беседа в мэрии и хорошая ознакомительная программа в Москве. И нам сообщили о том, что в этом году консульский бал посвящен России, и пригласили нашу делегацию представлять Россию на этом балу. Мы с удовольствием согласились и даже предложили нашему мэру Лужкову возглавить эту поездку. Но Юрий Михайлович не смог приехать, а так как я уже встречалась с делегацией Хьюстона в Москве, и многие проблемы выходят на тот комплекс, который я возглавляю в московском правительстве, то мне и поручили возглавить делегацию Москвы в Хьюстоне.

Можно уточнить, какой именно комплекс.

Я являюсь первым заместителем мэра Москвы и возглавляю комплекс социальной сферы. Этот комплекс занимается проблемами жилищной политики в городе, проблемами образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, работой с молодежью и с семьями, вопросами общественных связей.

Тогда, каким образом сфера Вашей деятельности связана с Америкой?

Нас уже сейчас с Хьюстоном многое связывает: 38 крупнейших компаний Хьюстона имеют свои представительства или дочерние предприятия в России и многие из них находятся в Москве. А в целом, более 350 различных предприятий и организаций Америки имеют те или иные контакты с Россией. Когда мы сегодня встречались с мэром Хьюстона, и я задала ему вопрос, в чем, прежде всего, он видит развитие наших связей, он назвал в первую очередь проекты образовательные, научные и в области здравоохранения. Иными словами, все те области, которые входят в сферу моей деятельности в московском правительстве.

В состав нашей делегации входят руководители торгово-промышленной палаты, префект одного из крупнейших округов Москвы, член правительства Ирина Рабер, представители наших международных структур, потому что мы намерены по итогам нашего визита разработать конкретные предложения по дальнейшей проработке, а затем и реализации совместных проектов. Кстати, мы не ставим перед собой задачу подписывать какое-то очередное рамочное соглашение, которое впоследстии ничем не подкрепляется. Мы хотим начать с конкретной работы, а эта конкретная работа, возможно, выведет нас потом на принятие соглашенией.

То есть, когда вы говорите о конкретной работе, Вы имеете в виду, что сейчас как бы идет предварительная разведка?

Нет, сейчас уже идет конкретная работа по линии хозяйствующих субъектов. Работа ведется в рамках поддержки органов власти России и Москвы, потому что общее направление на развитие связей с Америкой является приоритетной в политике международных связей страны. Пока еще власти города Москвы и Хьюстона не определили своей роли в поддержке хозяйствующих субъектов наших регионов.

На самом деле, рыночная экономика предполагает, что хозяйствующие субъекты вполне могут сотрудничать самостоятельно. Но наш опыт показывает, что когда в эту работу включаются органы власти, ей придается дополнительный импульс, большая заинтересованность, более широкий поиск предпочтений. Ну и потом государственная власть является сама по себе (по крайней мере у нас в стране) одним из самых крупных работодателей, поэтому могут быть организованы совместные проекты по линии государственных компаний.

Взять, к примеру, здравоохранение. Известно, что Хьюстон знаменит своим медицинским центром. Как нам рассказали в раковом центре им. Андерсена, здесь используются высокие медицинские технологии в лечении онкологических заболеваний, которые на 2 – 8 лет опережают подобные методики, применяемые в других городах США и в мире.

Москва тоже является крупным медицинским центром. В городе представлены очень много и федеральных научно-исследовательских, лечебных медицинских институтов, и городская сеть здравоохранения, которая финансируется из московского бюджета. Эта сеть является также достаточно серьезной не только с точки зрения оказания первой медицинской помощи, но и в области использования высоких технологий в лечении больных.

Я думаю, что мы сможем организовать новые дополнительные контакты и наших ученых, и наших практикующих врачей Хьюстона и Москвы. Мы постараемся освоить некоторые методики, а также организовать лечение наших больных здесь, в Хьюстоне в случаях, когда у нас нет возможности тиражировать какие-то методики. Ежели будет найдено поле для взаимодействиия, то мы смогли бы договориться и об инвестициях в строительство или переоборудование наших медицинских центров, с тем чтобы хьюстонские управляющие компании взяли на себя управление медицинскими компаниями Москвы.

Такой проект вполне реален. Я уже знаю несколько мест в городе – недостроенных медицинских объектов, которые можно было бы отдать для такого совместного использования. Речь не идет о благотвоорительности Америки по отношению к России, это взаимовыгодный проект, но здесь еще есть над чем подумать.

Я слышала, что в ходе визита было все-таки подписано соглашение.

Да, мы подписали соглашение между нашим психолого-педагогическим университетом и хьюстонским университетом. Мы устанавливаем обмен студентами для практики, для изучения русского языка в России и английского в Хьюстоне, мы договорились об обмене преподавателями, методическими материалами и научной учебной литературой.

Я думаю, что это только первый шаг, и мы могли бы пойти гораздо дальше в этом направлении. Так, я переговорила с одной хьюстонской компанией, которая занимается программами по изучению английского языка для различных групп и параллельно организацией туристских программ. Я не исключаю, что мы сможем с этой компанией организовывать курсы для американцев или даже для наших соотечественников, живущих здесь давно, у кого растут дети, и они хотят учить их русскому языку.

Мы можем забирать этих детей к себе в Москву, учить их русскому языку, а наших детей направлять сюда. Кстати, у нас уже имеется 4-летний опыт. В подмосковном лагере «Московия» мы проводим курсы для школьников из всех стран СНГ. Эти дети приезжают к нам из всех бывших республик, они смешиваются в общую массу, разделяются по отрядам, где нет представителей двух одинаковых национальностей. Дети сразу ставятся в условия, когда надо говорить только по-русски. Мы туда направляем лучших преподавателей русского языка, организуем для этих ребятишек очень интересную культурную программу.

Дорого ли стоит такое обучение?

Для этих детей не стоит ничего. Мы пока проводим эти курсы за счет городского бюджета. Это фактически наш подарок детям из стран СНГ.

Скажите, пожалуйста, для чего москвичам тратить бюджетные деньги таким образом?

Для того чтобы ориентировать ребят из стран СНГ на изучение русского языка и на получение высшего образования в России. Мы проводим похожую программу «Московский аттестат». Через дистанционное образование мы даем возможность детям, которые живут, к примеру, в Киеве, Алма-Ате или Бишкеке изучать программу старших классов московских школ, сдавать экзамены в электронном виде. А затем они приезжают к нам в Москву – мы для этого договариваемся с нашими ведущими авиакомпаниями, которые привозят ребят бесплатно. Они сдают здесь экзамен, чтобы подтвердить свои знания, и получают московских аттестат. Многие из них потом поступают в московские вузы.

Думаете ли Вы, что такое возможно для ребят, проживающих в США?

Нет, я думаю, что здесь мы будем идти по другому пути, потому что российское законодательство не позволяет нам тратить на это деньги и, кроме того, у нас нет таких средств, чтобы возить детей со всего мира бесплатно. Мы будем идти по пути оплаты обучения родителями, но можем договориться о достаточно сдержанных ценах.

Сейчас многие пытаются отправлять своих детей на обучение иностранному языку в зарубежные страны. Часто это делают не всегда компетентные люди. Иногда, скажем, какая-нибудь родительница набирает несколько детей, везет их в соседнюю страну, расселяет по семьям, организовывает курсы – не всегда такое обучение качественное. А если это будет проводиться под эгидой правительства Москвы, то мы сможем использовать самые современные методики, привлечь лучших учителей да еще, возможно, организовать поездку в Санкт-Петербург или по Золотому кольцу. Если человек в состоянии заплатить за приезд своего ребенка, то он может не сомневаться в качестве обучения и быть абсолютно спокойным за его безопасность. Хочу отметить, что лагерь охраняется милицией и сотрудниками ОМОНа, дети находятся там в 100% безопасности.

Тут много говорили о том, что в Хьюстоне собираются открывать духовно-культурный центр, и когда приедет московская делегация, будет заложен первый камень в будущее здание. Что Вы можете об этом сказать нашим читателям?

Мы не планировали проводить здесь эту работу. Если этим надо будет заниматься, мы рассмотрим такое пожелание и будем прорабатывать вопрос в Москве. Но в этот приезд перед нами такой задачи не стояло.