ЧЕЛОВЕК СО ЗНАКОМ ПЛЮС

Беседовала Ольга Вайнер

sulyga_5
Фото Mercury

Во время всех своих переездов по городам США, приходя на симфонические концерты и оперные спектакли, в программке среди имён оркестрантов я всегда выискивала «своих». Потому что точно знала – свои в оркестрах ЕСТЬ. В Хьюстоне, в программе спектакля гранд-оперы глаз остановился на имени «Олег Сулыга, скрипка». А вскоре я познакомилась и с самим Олегом. Случилось это на концерте другого коллектива – Ars Lyrica. Оказалось, что очень многие из моих приятелей – любителей музыки с ним общаются и, более того, буквально все его знают. Олег показался мне редкостным человеком. Обаятельный, легкий в общении, с прекрасным чувством юмора, он, как магнит, притягивает к себе людей. Он никогда не отказывается от возможности музицировать, поэтому мы можем видеть его во всех возможных камерных проектах Хьюстона, включая музыкальные вечера в Русском культурном центре. Так что следующую заметку из серии «Живёт такой парень» я решила посвятить ему.

Олег с родителями
Олег с родителями

Олег Сулыга появился в Хьюстоне в 2001 году. Его путешествие из Москвы в Техас растянулось надолго. Сначала была Центральная cпециальная музыкальная школа при Московской Государственной консерватории им. П. Чайковского. В 1990-м году семья Олега переехала в Испанию. На это была причина: отец Олега, Игорь Сулыга, солист оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, много гастролировал, и оркестр, как известно, по приглашению королевской семьи Испании туда переехал.

«Мне тогда было 14 лет. Живя в Испании, я умудрился доучиться в Москве еще 2 года, периодически приезжая, сдавал экзамены, – рассказывает Олег. Нужно было думать о продолжении обучения, и тут подвернулась возможность поехать в частную школу-интернат в Калифорнии. В 16 лет я приехал в Америку со скрипкой и чемоданом, как помнится, без особого знания английского языка (но с приличным испанским), и начал самостоятельную жизнь».

Копельман-квартет, 2012 г.
Копельман-квартет, 2012 г.

После этого Олег учился в далласском университете SMU, по направлению которого так же стажировался в Парижской консерватории в течение года. И не зря: после чего, по приглашению В. Спивакова, в течение трёх лет он играл в составе всемирно известных «Виртуозов Москвы».

«Поначалу у меня, как и у всех, были амбиции стать солистом, что требует огромного самопожертвования. Однако мне так же хотелось иметь полноценное детство. Помимо интенсивных занятий на скрипке, я бегал с мальчишками по крышам, играл в футбол и хоккей, катался на санках и лыжах. Так что от детства остались прекрасные музыкальные, семейные и жизненные воспоминания».

В 2001 году Олег приехал в аспирантуру в Хьюстонский университет, по приглашению Эммануила Борока – замечательного скрипача и педагога, концертмейстера Далласского симфонического оркестра. Там после получения диплома Masters of Music, Олег получил работу в оркестре Houston Grand Opera. «Профессия музыканта оперного оркестра мне нравится. Оркестрант, конечно, мелкая часть огромного оперного механизма, но приятно осознавать свою причастность к великому. В оперной постановке задействованы огромные ресурсы: вокал, драматургия, декорации, дизайн, свет и, конечно, музыка. Многое из работы этого внутреннего мира скрыто от зрителей, но я счита, что итоговый результат всегда впечатляет. Поэтому я призываю всех развивать себя многогранно и ходить на оперные спектакли, которые являются вершиной слияния различных видов искусства».

«Разумеется, оперно-балетный сезон, поддерживает музыканта в душевном и финансовом плане, но артисту всегда хочется дополнить «вакуум своих желаний». Я понял, что могу заниматься многими вещами одновременно. Благо, в Хьюстоне существует масса возможностей для самовыражения и общения с коллегами, для игры в разных стилях, в разных ансамблях и в различных концертных залах. В Хьюстоне много меценатов и любителей камерной музыки, которые приглашают музыкантов исполнить концерт у себя дома, – рассказывает Олег. «Кроме оперного оркестра, я играю в ансамблях старинной музыки – Mercury и Ars Lyrica, и также участвовал в составе таких известных оркестров, как: Houston Symphony, Chicago Symphony, Fort Worth Symphony. «Хотя, – говорит Олег, -должен признаться, что «любовь моей жизни» ещё не состоялась, я мечтаю создать собственный струнный квартет. Однако очень сложно найти людей, с которыми бы совпали интересы и сложился бы гармоничный ансамбль. Я всегда восхищался папой – альтистом Kopelman String Quartet, который наслаждается музицированием со своими давними друзьями по Mосковской консерватории». Но Олегу таки удалось близко соприкоснуться и с этими именитыми музыкантами – в качестве скрипача этого квартета во время гастрольных поездок по Северной Америке и Европе.

В горах. Фото Dmitry Kustanovich
В горах. Фото Dmitry Kustanovich

Наверное, у каждого музыканта есть такая ниша в жизни, такая «комната», в которой нет музыки, а есть что-то другое. Я спросила Олега, есть ли у него такая «комната», в которой побывал часок-другой, а потом – опять за скрипку? Оказалось, таких комнат у него множество: «Во-первых – йога. Я начал заниматься 3 раза в неделю – результат феноменальный! После года занятий сыграть четырёхчасовой спектакль Вагнера – не составляет проблем. Во-вторых, я – страстный футбольный болельщик и игрок. Поскольку долго прожил в Европе – обожаю футбол. Просто потому что «В здоровом теле здоровый дуx», я непрофессионально играю в футбол в команде с врачами из St. Lukе’s и M.D. Anderson. Такая интернациональная компания меня очень привлекла. В нашей команде играют не только американцы, но и выходцы из Ирана, Латинской Америки, Европы и Азии. Я в шутку называю эту команду «самой безопасной в Хьюстоне», поскольку многие игроки – медики, и на поле всегда присутствует свой травматолог, кардиолог и т.д. ». Трудно представить скрипача, играющего в футбол, но Олег любит шутить: «Если я падаю, то первым делом думаю о руках и стараюсь их беречь».

«Я слушаю много джаза, цепляюсь за любую возможность его послушать живьем: в клубах или на концертах общества Da Camera. Слушаю самую разнообразную эстрадную музыку, очень люблю Стинга и Queen. Также стараюсь не терять связь со всей окружающей меня музыкальной средой. Она очень подпитывает мое воображение».
«Помимо гастрольных поездок, мне удается путешествовать и как туристу. Например, в августе в «святое время» отпуска, я всегда навещаю родных и друзей. К примеру, недавно я ездил в Москву, Нижний Новгород и Ригу. Я люблю приезжать на родину, чтобы поддерживать связь со старыми знакомыми, одноклассниками и даже с друзьями со времен детского сада.
О самом главном – о скрипке: «Я играю на итальянском инструменте Антонио Граньяни 1775 года, который приобрёл лет пять назад. Музыкальные инструменты или передаются по наследству, или предоставляются музеями или частными коллекциями во временное пользование, ну или, была не была, приобретаются самими музыкантами. Я решился на такой шаг и по-настоящему счастлив!»

Я спросила у Олега, откуда взялось его особое мироощущение крайне позитивного человека, человека «со знаком плюс», который может счастливо жить, где угодно и дружить со всеми без исключения? Он ответил, что это результат многолетних путешествий и общения с различными людьми и музыкантами. «Видя тяжелейший труд музыкантов – когда за 10 дней играешь 8 концертов в разных городах (попробуйте спросить после этого: «А действительно ли ты УВИДЕЛ Париж?»), и ведя с детства «жизнь кочевника», я с одной стороны «закалился», а с другой – решил воспринимать жизнь легче. Если у меня есть пару свободных дней в течение недели, я сажусь на машину, прихватив с собой велосипед, и уезжаю, допустим, в Остин или Галвестон. Возвращаюсь «заряженный» и готовый к продолжению «нелёгкой трудовой жизни».

Круг общения у Олега разнообразный: музыканты и коллеги по работе (или «по призванию»), и множество людей самых различных профессий. «Среди моих знакомых много любителей музыки, в том числе и русскоязычных – тех, с которыми всегда интересно и приятно познакомиться и пообщаться за кулисами после концерта и в теплой домашней обстановке за ужином», – говорит Олег.

В завершение интервью, Олег Сулыга поздравил наших читателей: «Всем русскоязычным жителям Техаса – и в больших, и малых городах – я хочу пожелать счастливого Нового года, наполненного новыми музыкальными впечатлениями. Благодаря вашему энтузиазму и поддержке мы музыканты продолжаем творить, и я надеюсь что это нас всех взаимно обогащает!»