Музей изобразительных искусств Хьюстона порадовал нас новой экспозицией – выставкой истории японской фотографии. Представлено более 200 работ 110 мастеров, начиная с середины XIX века и кончая самыми современными произведениями. Уникальность выставки в том, что до того, как она начала планироваться, практически никто в западном мире не интересовался японской фотографией, как видом искусства, и не занимался исследованиями ее истории. Ни на одном из европейских языков не было издано ни одной монографии ни о японских мастерах фотографии, ни об особенностях этого искусства в Японии.
Сбор коллекции фотографий для выставки, выпуск каталога – уникальнейшее событие в истории организации выставок, так как это – первое знакомство западного мира с японским искусством фотографии. Недаром срок ее организации бьет все известные рекорды – 8 лет. Обычно на организацию зарубежной выставки уходит 3-4 года.
Размещение картин на выставке – отдельная история, рассказанная мне Анной Лизой Палмиер, секретарем Энн Такер, куратора выставки от Музея изобразительных искусств Хьюстона. По правилам, действующим в музеях Японии, произведения искусства не только не могут перевозиться без специального курьера от этого музея, но и дотрагиваться до них никому, кроме этого курьера, не разрешается. Ничего нельзя было потом подогнать, разместить по месту. Поэтому вся экспозиция была сначала тщательно спланирована, то есть был разработан детальный план размещения работ с учетом их темы, размера, времени создания и размера рам. Все было заранее подготовлено, так что курьер, привезший работу, мог сразу поместить ее на предназначенном месте. Более того, когда выставка будет перевозиться из Хьюстона в Кливленд, все японские музеи опять вышлют своих курьеров, которые снимут работы со стен, перевезут в Кливлендский музей и разместят их там на заранее подготовленных местах. Вот это – настоящая забота о национальном достоянии страны, бережное отношение к ее истории!
На выставке представлена, нет не самая первая – вторая фотография, сделанная в Японии. Изображен на ней дворец самурая. Вообще поражает, что среди самых ранних фотографий Японии так много пейзажных снимков. По-видимому, традиция восторженно-почтительного отношения к природе, которая видна во всех произведениях японского искусства, не могла не отразиться и в искусстве фотографии.
Очень часто выполняли не один пейзажный снимок, а целую панорамную серию. Придерживаясь национальных традиций, эти снимки склеивались вместе в виде свитка: несколько фотографий, выполненных на специальной бумаге, наклеивались на шелк или другой материал рядом или на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких свитков представлено на выставке. Самый уникальный из них – панорама Токио 1890 года на свитке длиной около 6 метров.
Развитие фотографии в Японии началось позднее, чем в Европе. До середины XIX века страна была практически закрыта для иностранцев. Только в портовом городе Нагасаки была разрешена торговля с датчанами. Фотографическое искусство в Японии начало развиваться практически одновременно с развитием контактов с западным миром. И что удивительно, сразу началось его деление на искусство для внутреннего потребления и искусство для иностранцев. Правда, фотографии пейзажей и исторических мест Японии предназначались и тем и другим.
В работах “для внутреннего пользования” много снимков простых людей, занятых на самых прозаических работах, и в этом – особая ценность этих фотографий для истории страны.
В работах для иностранцев подчеркивалась самобытность японской культуры. Мастера фотографии часто были и неплохими коммерсантами, чутко реагировавшими на спрос, а спросом пользовались снимки самураев и гейш. Одним из таких мастеров был и Казума Огава. В 1902 году он выпустил книгу фотографий японских красавиц с названием одновременно на английском и японском языках. Воспользовавшись тем, что европейцы не читали по-японски, а японцы – на европейских языках, он назвал свою книгу по-японски “100 токийских красавиц”, а по-английски – “Гейши Токио”, хотя изображенные женщины гейшами отнюдь не являлись. Более того, если бы они или их родственники узнали, как называется книга по-английски, Огаве было бы несдобровать.
На выставке представлено довольно много фотографий военного времени. Интересно, что во времена первой мировой войны военные действия могли фотографировать все желающие, но ко времени второй мировой войны руководство страны уже прекрасно понимало политическую силу фотографий и стало использовать ее в пропагандистских целях. Разрешение на съемки давалось военными ведомствами или правительством. Ни одна фотография не могла быть опубликована без разрешения соответствующих ведомств. Одна из самых впечатляющих работ на эту тему – панорама Хиросимы из13 фотографий, снятых вскоре после бомбардировки города – в сентябре 1945 года.
Жизнь японцев очень обособлена, они довольно редко приглашают гостей в свой дом. До середины 70-х годов 20-го века в Японии считалось невозможным фотографировать людей дома, за обычными домашними занятиями, и выносить такие снимки на всеобщее обозрение. Революционной для Японии явилась серия снимков “Сентиментальное путешествие” известного мастера Нобуоши Араки с изображением его жены, занятой такими прозаическими делами, как чистка зубов или зарядка. Четыре работы из этой серии можно увидеть на выставке.
Очень интересны работы тех современных мастеров, которые, прекрасно владея искусством фотографии, используют всю мощь современной техники. На выставке представлен снимок одной из наиболее оживленных площадей Токио без единой машины, без единого человека, с какими-то легкими белыми шариками, гонимыми ветром (Токихиро Сато – 1990 г.). Казалось бы, что особенного в такой фотографии? Съемка проводилась несколько часов ночью. Именно это позволило “убрать машины”, которые двигаются так быстро, что на таком снимке и следа не оставляют. А шарики являются ничем иным, как световыми зайчиками, специально созданными во время съемки.
Особое место в искусстве фотографии Японии занимают работы, созданные с помощью компьютерной обработки изображений. Это, прежде всего, работы из серии “Девушки и эскалатор” самой молодой участницы выставки Мивы Янаги. Яркие и красочные, они притягивают взгляд зрителя. На выставке представлена одна из наиболее известных работ мастера Йасумасы Моримура – редакция картины Рембранта “Урок анатомии”. Сначала просто удивляешься, зачем полстены занимает фотография известной картины. Только присмотревшись, понимаешь, что все лица на картине изменены. Так мастерски подобраны краски, положение и наклон головы, выражение лиц! В тщательно выписанном искуснейшим мастером своего времени интерьере, в старинных европейских костюмах, перед нами предстают портреты самого Моримура.
Выставка, организованная Музеем изобразительных искусств Хьюстона и японским фондом, открыта в здании Caroline Wiess Law музея до 27 апреля сего года.