МОЯ СТЕНА ПЛАЧА

Подготовила Ирина Берман

В культурном центре «Наш Техас» открылась выставка «Я свидетель» художницы Юлии Ланиной.

Юлия Ланина — американская художница украинско-русско-еврейского происхождения, проживающая в Остине, чьи работы включают живопись, анимацию, аниматронные скульптуры, перформансы и инсталляции. Ее искусство может быть сюрреалистичным, красочным, потусторонним, сексуальным и игривым, но всегда окаймленным тьмой.

Вскоре после начала пандемии Ланина поехала в Вену в качестве стипендиата программы Фулбрайта, где начала изучать художников, интернированных в Терезиенштадте — так называемом «образцовом» транзитном и трудовом лагере, который национал-социалисты придумали, чтобы обмануть мир, — и искусство, которое они создали, находясь в заключении. Примерно в это же время умер ее отец, что побудило ее углубиться в историю своей семьи во время Холокоста. В 1941 году семья ее бабушки была уничтожена нацистами вместе со всеми евреями в Чуднове, их украинском селе.

Исследование Ланиной помогло ей понять, каким образом насильственные потрясения повлияли на членов ее семьи, создав дисфункции, такие как избегание и молчание, которые сформировали их жизнь после войны. Стремясь распутать слои многопоколенческой травмы, Ланина создала «Gefilte Fish», анимацию, состоящую из сотен черно-белых рисунков, которая рассказывает ее историю и историю украинских евреев с помощью текста и изображений.

Затем  Россия вторглась в Украину. Ланина начала просматривать аккаунты в социальных сетях из первых рук, где украинцы сообщали о зверствах. Насилие, описанное в «Gefilte Fish» — пытки, убийства, изнасилования и захоронения в братских могилах — повторялось. Рисовать происходящее в Украине она начала в серии «Моя стена плача».

Eе рисунки Украины просты, суровы и быстро нарисованы в ответ на многочисленные изображения разрушений, ежедневно распространяемые в прессе и социальных сетях. Отец Ланиной был из Украины; ее мать была из Москвы. «Эта война похожа на войну между моими родителями, — говорит Ланина – «Это глубоко влияет на меня. Эти рисунки — иллюстрация моего горя, когда я наблюдаю издалека ужасы этой бессмысленной войны».

Ребекка Роззен взяла у Юли Ланиной интерьвью в апреле 2022 г. Вот что художница ей рассказала.

ЮЛ: То, что сейчас происходит с Украиной, во многом связано с замалчиванием прошлого. О массовых убийствах евреев, о голодании украинского населения, о сталинском терроре, о преступлениях Советской Армии. Об этом никто не хотел говорить, а сейчас в России вообще запретили свободу слова. Тем временем подконтрольные правительству СМИ выступают с самой возмутительной риторикой. Путинский режим пытается стереть с лица земли целую нацию и ее уникальную культуру. Вот вам и «больше никогда».

Чтобы пережить нынешнюю трагедию и не впасть в глубокую депрессию, я начала делать эти новые рисунки. Они о том, что происходит в Украине прямо сейчас, в том числе о бомбардировке мемориала Бабьего Яра [памятник 33771 еврею, убитому там нацистами в сентябре 1941 года]. Тяжело видеть, как повторяется нацистская машина садизма и мародерства, теперь уже во имя великого русского народа. И сексуальное насилие. Это было всегда, но теперь люди действительно говорят об этом, и они говорят о тяжести преступления и о том, как оно используется в качестве оружия войны.

РР: Меня интересует ваш метод рисования в «Gefilte Fish» и новая работа.

ЮЛ: Рисунки, которые я сейчас делаю, — продолжение того же стиля, только теперь по понятным причинам появился красный цвет: крови так много, и это цвет ярости. Я также использую лезвие, чтобы соскоблить цвет. Эти порезы, царапанье, брызги могут выразить то, что я чувствую больше всего. Есть так много изображений, которые появляются так быстро. Один мощнее другого.

Я не рисую мертвецов, как предпочитаю не рисовать с фотографий жертв концлагеря, потому что эти люди не давали согласия на то, что происходило с их телами. Но я рисую артефакты, игрушки или демонстрантов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, которые попадаю в тюрьму. Это их выбор быть там, они выбирают выражение публичного действия. Итак, я рисую людей, которых, как мне кажется, хотелось бы нарисовать или увидеть, а также артефакты войны.

Когда началась война, я была в шоке. Вместо того, чтобы держать войну в голове, я начала помещать ее на страницы.

РР: Как вы думаете, что может дать эта новая работа по Украине? Что вы хотите, чтобы люди получили от этого?

ЮЛ: Когда происходит что-то настолько ужасное, что слишком больно понять или увидеть, все же нужно увидеть. Я думаю, что, увидев, осмыслив и поняв это, мы сможем двигаться вперед. Я надеюсь, что люди смогут найти в себе силы говорить и решать проблемы внутри себя, в своих семьях, общинах и обществах, и действительно смогут обратиться к горькой правде, чтобы нам не пришлось насаждать имперское господство, продолжать насилие и разрушение.

Выставка «Я свидетель», на которой представлены рисунки и анимация «Моя стена плача», будет открыта для свободного посещения до конца мая по адресу 2337 Bissonnet, 77005. Часы работы: будние дни с 9:30 утра до 3 дня; суббота – с 9 утра до 3 дня; воскресенье – с 10:30 утра до 2 дня.

Анимация «Гефилте фиш» будет показана в конце мая перед закрытием выставки.

Центр “Наш Техас” выражает признательность спонсорам: компании Volga Home Care, Glamour Plastic Surgery и доктору Ольге Бачило, Олесе Олейник, Донне Коллинс, Хулио Монтано, Игорю Александрову, семье Барских и Алексею Черняку, благодаря которым эта выставка состоялась.