СЛОН АФРИКАНСКИЙ

Таня Л. Гольдина

И ЭТО ВСЕ – ТЕХАС

Сотый номер газеты – это серьезный юбилей. Сколько интересных начинаний было за те 11 лет, что я здесь живу! Сколько раз пытались, сколько раз начинали, но делали несколько выпусков, иногда очень интересных, и на этом все умирало. Пожалуй, дольше чем газета в Хьюстоне существует только русское радио – час в неделю, не взирая ни на что, уже второе десятилетие ведет свои передачи Соня Табаровская.

И вот, кажется совсем недавно, а ведь уже почти 4 года назад, 1 апреля 2000 года София Гринблат выпустила первый номер “Нашего Техаса”. С тех пор я не раз наблюдала, как приходя в Русский магазин, посетители первым делом направляются к газетной стойке за новым номером, а уже потом деловито обходят прилавки и полки магазина.

Уже давно в качестве символа благополучия, успеха, долголетия принято держать в доме фигурки слонов. И вот, в день юбилея газеты в качестве пожелания ей долголетия и благополучия мне захотелось, чтобы и в доме газеты – на ее страницах – появился слон.

Итак, представляю вам Слона Африканского, 1982 года рождения. Вы, наверняка, не раз видели его у входа в хьюстонский зоопарк. Восемнадцать лет он встречал посетителей у тогда единственного входа, и это было первое развлечение для пришедших в зоопарк детишек – полазать по нему всласть. Некоторым родителям было непросто отодрать свое чадо от его блестящего коричневого туловища и увести внутрь к живому зверью.

В октябре 2000 года в зоопарке открыли второй вход, западный, со стороны улицы MacGregor, и слон теперь приветствует всех входящих с этой стороны, в основном, приезжающих сюда на автобусах школьников, так как ни парковки, ни гаража около этого входа пока нет. Зато им любуются все, кто проезжает по улице, а раньше его видно было только прямо у зоопарка: многотонный великан высотой более 3,5 и длиной более 8 метров.

Ах, как он прекрасен в своем застывшем движении, как удивительно гармоничен! Как великолепно эти сваренные куски железа передают игру мускулов куда-то к одному ему видимой цели шагающего величественного животного.

Подойдя ближе, можно увидеть две таблички. Одна указывает, что эта работа подарена зоопарку, а точнее “нашим детям, внукам и всем, кто молод душой”, Изабеллой и Максом Герцштейн (Isabell and Max Herzstein). Из второй таблички можно узнать, что автор слона – Роберт Фаулер (Robert Fowler).

Свою первую награду Роберт, или как его чаще называют, Боб Фаулер получил в 9 лет – ему дали полную стипендию на обучение в школе Музея изящных искусств Хьюстона. После 5 лет обучения в этой школе, потом в школе Св. Томаса (St. Thomas High School, Houston, Texas) Боб поступил и успешно окончил Университет Нотр-Дам Индианы (University of Notre Dame, South Bend, Indiana), получив звание бакалавра, а затем год занимался в программе на получение звания мастера по специальности изящных искусств в Мексике.

Так и не закончив эту программу, Роберт вернулся в Техас. Первые несколько лет он преподавал в университетах Хьюстона и Форт-Уэрта, работал иллюстратором в Далласе, но уже в 1963 году стал отдавать практически все свое время скульптуре.

Невозможно перечислить все выставки и конкурсы, в которых Боб Фаулер был призером. Скажу лишь, что в 1966 году он стал первым американским мастером, победившим на проходившей в г. Триест в Италии Международной выставке произведений духовного искусства, организованной Ватиканом и Итальянским правительством.

Работы Фаулера находятся в музеях Хьюстона и Далласа, Нью-Йорка, Вашингтона и Индианы, Канады, Италии и Англии. Но, что гораздо важнее, они украшают дома и улицы различных американских и не американских городов – 4 его работы установлены в Европе и 2 – в Саудовской Аравии.

Роберт практически всю свою жизнь связан с Техасом, но много лет у него была также студия и в Париже. В 1985 году он окончательно закрыл Парижскую студию и целиком обосновался в городе Уимберли Техаса. В нашем штате работы Фаулера можно увидеть всюду – в Далласе, Сан-Антонио и Хьюстоне, Пасадене, Клир Лейке и Вудланде, в Виктории, Уимберли и Амарилло… Его работы можно встретить в концертных залах, местах отдыха, государственных учреждениях, частных домах, университетах и госпиталях, церквах и синагогах.

О его произведениях говорят с восхищением и все сходятся в одном: от его работ исходит экспрессия, сила, энергия. “Свет и образ [его работ] так ярки, что стираются тяжелые грани металла. Волшебным образом они становятся живописными”, – писал журнал Arts Magazine, критик Эмили Генауер (Emily Genauer) назвала его работы ошеломляюще-великолепными, а London Financial Times признал его работу для компании Cameron Limited, в Шотландии одной из 5 лучших работ в мире, выполненных для бизнес-центра.

Надо сказать, что мастерство Роберта Фаулера не ограничивается монументальными скульптурными произведениями. В 1994 году он начал работать над ювелирными украшениями. Сейчас созданные им ювелирные изделия известны во всем мире и очень высоко ценятся специалистами.

Но вернемся опять к нашим баранам, то бишь, слону. Мастер работал над ним 8 лет, изучая этих животных, делая зарисовки и макеты. Последняя стадия – создание скульптуры – заняла более года. А выбор именно африканского вида слонов связан с тем, что это самые большие сухопутные животные на нашей планете. Понятно, ведь скульптура для Техаса.

Задолго до перемещения слона от одного выхода зоопарка до другого автор начал продумывать необходимые меры защиты скульптуры, рассчитывал возможные нагрузки, участвовал в обсуждениях Комиссии по ее перемещению.

Тем, кто собирается пойти в наш Хьюстонский зоопарк, я советую обратить внимание и на другие скульптуры. Любознательный посетитель обнаружит там не одну работу мастера. Да и гуляя по городу, посещая театры и концертные залы, обращайте внимание на таблички. Ведь в Хьюстоне находится, пожалуй, самое большое собрание произведений Роберта Фаулера.