11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА

Анатолий Стеклов

Жили мы тогда в самом маленьком районе Нью-Йорка Стейтен-Айлэнд (или по-русски: Государственный Остров). Здесь не было привычных нью-йоркских небоскребов, а вдоль самых зеленых улиц города располагались частные односемейные или двухсемейные дома. На Стейтен-Айлэнде жили не миллионеры, но и не «вэлферщики». Так, крепкие работающие люди, создавшие сами свой достаток: пусть недорогой, но свой дом, в районе, где хорошие школы, много деревьев, уют. Средний класс Нью-Йорка.

В тот день, 11 сентября 2001 года, я ехал на работу в Бруклин, где у меня был небольшой слабо процветающий бизнес. На мосту Верразано, соединяющий оба района, как обычно, посмотрел налево, в сторону Манхеттена. Вот он, как на ладони, красавец Манхеттен! Центр мира, город, который никогда не спит, столица доллара, символ силы и мощи Америки. В Нью-Йорке вид на Южный Манхеттен называют One million dollars view – вид, который стоит миллион долларов.

Выше всех – здания небоскребов башен-близнецов, более 100 этажей офисных помещений. Здесь работают тысячи людей. И каких людей! Самые образованные, амбициозные люди со всей Америки заполняют кабинеты центральных офисов и штаб-квартир банков, страховых, научных, исследовательских компаний мирового масштаба.

Над одной из башен шел густой дым, угоняемый ветром в сторону залива. «Что за чертовщина?» – подумал я и включил в машине радио.  Диктор сказал, что в небоскреб врезался пассажирский самолет, видимо потеряв ориентацию. Доехав до работы, увидел людей, стоящих на тротуаре: «Два самолета влетели в небоскребы! Включите телевизоры».

Потом все завертелось: террор на территории Америки, атака летчиков-смертников, отомстить Америке за унижение арабов, самая большая катастрофа в стране после Второй Мировой Войны…

Немедленно позвонил жене, где сын? Ведь он студент Пэйс университета, расположенного по соседству с Близнецами, прямо за углом.

Все прекратили работу, в магазинах люди обступили телевизоры. Что произошло? Какая месть Америке? Там, на 96 этаже в страховой компании работает мой племянник.

Через несколько часов башни, продолжая гореть, обрушились. Обрушились как-то странно, падая четко вниз, этаж за этажом…

Перестали работать сотовые телефоны, потом оказалось, что антенны сотовой связи располагались на крыше Южной башни.

Остановилась подземка. Перекрыли движение по всем мостам Манхеттена.

Только свист и рев пожарных машин. Все в Манхеттен, стремя голову, сотни пожарных, все на помощь. Все, все и быстрее!

Никаких официальных сообщений. Какие террористы в Манхеттене? А где армия, разведка, танки, подводные лодки, авианосцы, ракеты, космическое оружие? Где сын?..

…Бруклин – смешанный район. Здесь живут все: итальянцы, евреи, греки, китайцы, русские, югославы, арабы, пуэрториканцы, ирландцы, поляки. Я не люблю говорить о всемирной дружбе и любви. Живут люди – и живут, друг друга не трогают. По утрам здороваются по-английски, торгуют, растят детей, строят, по выходным жарят мясо на гриле. Немного ворчат: «Эти итальянцы – такие наглые, а испанцы – шумные, а китайцы – все дома скупают, а русские – это мафия». Город всегда живет сплетнями…

Над Манхеттеном дым. Огромное облако пыли и дыма ползет по улицам. Люди бегут от облака. Облако накрыло школу для одаренных детей Стайвесант. По телевизору видно прыгающих с верхних этажей людей. Лифты не работают.

12 часов дня. Сын не отвечает на звонки…

По тротуару идут молодые арабы, улыбаясь и радостно жестикулируя, расталкивая прохожих. Гордость на их лицах за происшедшее. По слухам, на одной из центральных улиц Бруклина Кони Айлэнд Авеню, где расположена мусульманская школа, танцевали арабские дети. Драки с итальянцами.

Позвонила жена: сын дома, спал до обеда, у него сегодня нет занятий.

Знакомая еще по России Полина кричала, глядя в телевизор. Кричала – башни падали. Башни падали, а она кричала. У нее там сын, её единственный… Он выжил, её Миша успел, прыгая, сбежать с 78-го этажа.

Наконец-то Джордж Буш, тогдашний президент, объявил по телевизору: Америка подверглась террористической атаке. И не только Нью-Йорк, но и Вашингтон, здание Пентагона.

…Поздно вечером пешком из Манхеттена весь в пыли пришел домой Борис. Жена Люда в слезах…

Девушка, которая снимала небольшую квартиру у меня в доме, не пришла. Каждый день стучу ей в дверь. Её нет. Знаю, что работала напротив Близнецов. Господи, где она? На четвертый день открыла дверь: «Где ты была, Марина?» «Ночевала у мамы, я все видела, испугалась»…

Госпитали города переполнены. Свечи у стен госпиталей. Свечи и фотографии. Люди ищут родных. Отменены спектакли и спортивные матчи. Закрылась биржа.

Слухи: мусульмане все знали наперед! Они не пришли в этот день на работу. Ложь! Там погибли и мусульмане тоже.

Слухи: евреи виноваты, это из-за них арабы мстят Америке. Ложь! Там погибло много евреев. Там погибли и наши, русские евреи и неевреи. Там были все…

Потом были похороны. Каждый день по нескольку. Бруклинский раввин читает Кадиш. У нас на Стэйтен-Айлэнде, где жило много пожарных и полицейских, все церкви в похоронах. По три в день. В каждой церкви.

Открыли закрытую год назад городскую свалку: сюда начали свозить остатки Близнецов. Но сначала все пропускается через специальный конвейер. Вдоль конвейера стоят люди и перебирают то, что привезли из Манхеттена самосвалы. Очки, кольца, записные книжки, – все, что можно, нужно передать родственникам.

Жители города игнорируют арабские магазины, арабские бизнесы. Много месяцев никто не нанимал на работу арабских каменщиков, строителей, электриков. На бензиновых заправках, принадлежащих мусульманам, никто не заправляется.

Принц Саудовской Аравии привез чек на $10 миллионов в Нью-Йорк. В помощь городу. Мэр Нью-Йорка Руди Джулиани отказался принять!

Родственников Осамы Бен Ладена в целях безопасности вывозят из Нью-Йорка. Многие арабы, пакистанцы, бангладешцы, йеменцы, не имеющие никакого отношения к террору, убегают из Америки. Угрожающие телефонные звонки в нью-йоркские мечети.

Ночью перекрыт мост Верразано: по нему прошли самые большие (в Америке все самое большое) экскаваторы мира. В Манхеттен, на Ground Zero.

Американские флаги на многих машинах города. И надписи: «Я американец и горжусь этим!»

Перед посадкой в самолеты начались проверки багажа, раздевания и обыски пассажиров.

Погибло почти 3000 человек. Христиан, евреев, мусульман, безбожников, мужчин, женщин, красивых девушек, противных, хороших, капиталистов, клерков, продавцов пиццы, молодых, пожилых, черных, белых, китайцев. Погибли люди!

Строительство нового небоскреба было заверешено через 11 лет. Есть музей памяти. Каждый год 11 сентября на месте катастрофы собираются тысячи людей. Несколько часов читают все имена погибших. Всех поимённо.