КАК СДЕЛАТЬ ХЬЮСТОН ГОРОДОМ, ПРИТЯГИВАЮЩИМ СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Н.Т.

59В прошлом Хьюстон рос и процветал благодаря полезным ископаемым. Сегодня этого недостаточно, чтобы город был конкурентоспособен по сравнению с другими мегаполисами страны. Ключевым ресурсом сегодняшней экономики является не нефть, а люди. Чтобы привлечь талантливых и созидательных людей городу и региону, необходимо обеспечить условия жизни, необходимые для этих людей.
Люди – наиболее важный фактор, потому что сегодня в любой отрасли производства конкуренция основана на созидании, на способности создавать новые товары и технологии и продолжать совершенствовать старые. Большая часть этой работы выполняется людьми, которым, в прямом смысле, платят за создание нового (это исследователи, дизайнеры и программисты), или людьми, которые созидательно решают поставленные задачи (это менеджеры высокого уровня, аналитики и опытные технические специалисты).
Всех специалистов, выполняющих такую работу, я отношу к быстрорастущей группе, которую называю Созидательный Класс. Созидательный класс в данный момент составляет около 30 процентов работоспособного населения Соединенных Штатов – поднявшись с 10% сто лет тому назад, а также от недавних 20% в 1980 году. В целом по стране созидательный класс превышает количество традиционных <голубых воротничков>. Члены этого появляющегося класса являются законодателями мод нашего времени, также как когда-то буржуазия на ранней стадии промышленного переворота или же Men Organization в 1950 годах. Эти люди изменили правила экономического развития.
Многие города пытаются построить свою биржу <человеческого капитала> путем улучшения системы школьного обучения. Но, хотя хорошие местные школы играют очень большую роль, недостаточно лишь культивировать доморощенные таланты созидателей, потому что люди не похожи на другие ресурсы: они существа мобильные. Люди могут и хотят перемещаться с места на место. Города также не могут больше конкурировать на основе стратегий привлечения и удерживания компаний на одном месте. Большинство членов созидательного класса не хотят просто переезжать (или оставаться), чтобы работать в определенной компании. Они становятся очень придирчивыми к месту своего проживания. Им хочется иметь такие условия, которые бы отвечали их активному образу жизни, их эклектическому вкусу. Прежде всего они тянутся в те места, которые способствуют созиданию: открытые, охватывающие новые идеи и созидательность во всех формах. И в таких <Созидательных Центрах> как Сан-Франциско, Сиэтл или Остин, существующие компании процветают, и открываются новые бизнесы.
У меня есть хорошая новость для жителей Хьюстона: вы уже на пороге величия. Согласно статистическим индикаторам, которые я использую для измерения созидательной экономической силы и потенциала, город развивается очень хорошо. Двумя главными индикаторами являются – Инновационный Индекс – это просто количество патентов, выдаваемых в год на человека в черте города, и Индекс Высоких Технологий – достаточно сложное измерение, разработанное институтом Милкена для отслеживания появляющихся быстрорастущих технологий. По обоим критериям Хьюстон занимает 16 место из 49 городов с населением более миллиона человек.
Около 33 процентов рабочей силы в Хьюстоне составляет созидательный класс. По этому показателю город занимает 10 место из 49. Также есть число, которое мы называем <Индексом Гомосексуалистов>: сравнительная концентрация гомосексуалистов в городе. Вы удивлены, какое значение имеет эта цифра для развития города? Все очень просто. Существует очень сильная статистическая взаимосвязь: города, в которых <индекс гомосексуализма> высок, также имеют высокие показатели по индексу высоких технологий, кроме того, в своих интервью люди говорят, что для них это имеет значение. Работники созидательного класса с обычной ориентацией зачастую предпочитают города с <видимым гомосексуальным сообществом>. Для них это прямой показатель открытости города, где принимаются во внимание личностные различия (и новые идеи). Хьюстон занимает десятое место по <индексу гомосексуализма>.
По моему собственному Индексу Созидательности – смеси четырех вышеперечисленных факторов, Хьюстон занимает седьмое место среди других 49 крупных городов. Но рано начинать праздновать это событие. То, что Хьюстон входит в первую десятку, достигается сравнительно средними показателями по каждому индексу, без больших достижений хотя бы по одному из них. И хотя вы впереди многих других городов, вам пока далеко до большой жизнеспособности и процветающей предпринимательской деятельности, присущей пяти созидательным центрам: Сан-Франциско, Остину, Бостону, Сан-Диего и Сиэтлу. Каким образом Хьюстон может соревноваться с этой элитой? Вот каким:
Увеличивать научно-исследовательскую базу в Rice University, Medical Center, University of Houston и других местах. Если бы город был известен своими двумя университетами мирового класса, равноценными калифорнийским Стэнфорду и Беркли или бостонским Гарварду и Массачуссетскому Технологическому Институту, это бы немедленно сыграло свою роль. Прекрасный исследовательский университет (или некоммерческий исследовательский центр) вносит вклад во все так называемые <три Т> экономического развития: это генератор новых технологий, магнит для наиболее талантливых и центр разнообразия и терпимости.
Сфокусируйте ваше внимание на качестве и условиях жизни. Работа Коалиции Качества Жизни – ключевой фактор в этом направлении. Может быть впервые деловые и политические круги Хьюстона осознают, что ключ к будущему лежит в улучшении качества жизни в регионе, который исторически считался регионом сырья, добывающим полезные ископаемые. Направить усилия на то, чтобы ограничить и контролировать установку рекламных щитов, сажать деревья, восстанавливать и оживлять реки – вот что необходимо для создания жизненных условий и того качества жизни, которое ищут члены созидательного класса. Когда я был в Хьюстоне последний раз, один из бизнесменов бросил вызов своим собратьям, побудив их инвестировать средства в создание таких удобств и комфорта городской жизни (так ранее сообщество уже поступило с созданием объектов, собирающих огромную аудиторию, такими как стадионы). Это, несомненно, сложная задача. Чикаго, в прямом смысле слова, изменил свои самые худшие гетто, посадив в них деревья, проложив велосипедные дорожки, открыв доступ к воде и улучшив пейзажи городских улиц. Хьюстон может сделать то же самое.
Инвестируйте средства в сооружения для активного отдыха – именно их желает созидательный класс. Необходимо иметь в виду, что люди, относящиеся к созидательному классу, предпочитают активный отдых, они любят сами участвовать, а не просто быть зрителями в залах, собирающих тысячные толпы. Им нужны городские парки, дорожки для бега и велосипедных прогулок, а не просто стадионы для профессионального спорта. Они зачастую отдают предпочтение <уличной городской культуре>: от многочисленных разнообразных по стилю кафе, галерей, небольших театров и мест, где можно послушать музыку, до концертных залов и музеев искусств. В Хьюстоне положено начало подобным местам в таком районе как Монтрос. Инициативы по оживлению центра города (даунтауна) и улучшению состояния рек (имеются в виду небольшие реки и многочисленные овраги) – это те шаги, которые делаются сейчас в правильном направлении. Нужно продолжать двигаться в этом направлении, потому что эти усилия принесут дивиденды в значительно большем объеме, чем просто улучшение вида города для следующего финала по американскому футболу. В сегодняшней созидательной экономике пешеходные зоны городских улиц и велосипедные дорожки играют ту же роль, что когда-то имели клубы бизнесменов и поля для гольфа: это места, где встречаются и совершают сделки инициаторы и застрельщики всевозможных начинаний и новых направлений.
Поддерживайте искусство и культуру. И опять-таки сюда входит городская культура со своими рок- ансамблями и экспериментальными театрами, а не только <высокое искусство>. По моему Богемному Индексу – который охватывает всех деятелей искусства и культуры путем подсчета сравнительного количества художников, писателей и исполнителей в регионе – Хьюстон занимает позорное 34 место из 49. Это не случайность, что Остин со своей знаменитой 6th street и её музыкальными площадками привлекает молодых, высокообразованных созидательных работников.
Но не нужно просто соревноваться с Остином или Далласом. Подходите к вопросу комплексно. Все три города в <Техасском треугольнике> входят в десятку моего Созидательного Индекса (Даллас делит десятое место с Миннеаполис – Ст.Пол). И здесь у вас имеется хороший потенциал для создания большого созидательного региона. А для того, чтобы он, действительно, работал как регион, примите во внимание <Созидательный коридор> на Восточном побережье: Вашингтон-Филадельфия-Нью-Йорк, который имеет высокоскоростную внутригородскую систему общественного транспорта. Такая разветвленная система метрополитена и наземных поездов позволяет созидательным работникам быстро передвигаться и продолжать работать в пути, а не терять время в пробках или аэропортах.
И самое главное, будьте открытыми и терпимыми. Созидательные люди родом не из Техаса, будь то иммигранты из Азии или янки из Коннектикута, вполне нормально воспринимают ковбойские сапоги и широкополые техасские шляпы. Единственное, что их отвергает – это бросаемые на них скептические, полные превосходства взгляды. Принимайте мир таким, какой он есть, и мир примет Хьюстон как один из великих созидательных центров нашего века.

По материалам статьи Ричарда Флориды
(Флорида – профессор Карнеги Меллон университета в Питсбурге и автор недавно вышедшей книги )