САДОВЫЙ ЦЕНТР ХЬЮСТОНА

Таня Л. Гольдина

Сегодня я приглашаю вас еще в один любимый мною уголок Герман-парка. Этот совсем небольшой по площади сад расположен в его самой северной части неподалеку от Музея естественных наук.

Мы увидели Центр самым первым нашим Хьюстонским летом, когда искали парковку где-нибудь неподалеку от музея. Цветущие розы сразу привлекли внимание, но мы тогда так и не зашли туда – сначала спешили в музей, а потом уж очень устали от обилия впечатлений, да и жарко было на улице нам, еще не освоившимся в хьюстонском климате.

Приехали мы в сад позже, то ли поздней осенью, то ли ранней весной. И влюбились в это место с первого шага, с первого взгляда на клумбы-грядки с невероятным количеством роз всех мыслимых и немыслимых оттенков.

Мой сынишка сначала метался от одного цветка к другому, а потом потребовал, чтобы я фотографировала его около каждого понравившегося ему куста – на целый альбом фотографий хватило.

У основного входа в парк гостей встречает коленопреклонённая белоснежная девушка с кувшином, застывшая между двумя фонтанами. В являющемся исторической ценностью города одноэтажном доме, стоящем прямо за фонтанами, регулярно собираются любители цветов – здесь проходят встречи более 20 различных садовых обществ и клубов города.

Здание это как бы делит весь участок Центра на две части, мало похожие друг на друга. Даже половинки сада роз по обе стороны его выглядят по-разному – в западной части розы растут на прямоугольных скорее грядках, чем клумбах, а в восточной – в основном на полукруглых скорее клумбах. Сад роз – более 2,5 тысяч кустов – был разбит в 1963 году, а в 1995 году он получил имя одного из энтузиастов, много сил и души вложившего в его создание – Джона Мартина Строуда (John Martin Stroud). Эти розы описать невозможно, их надо видеть, но что особенно удивительно – в летнем Хьюстоне, где все запахи просто выгорают на солнце, то тут, то там вдруг доносится тонкий пьянящий аромат роз, от которого так ностальгически сладко ноет в груди.

Розы – первое, что притягивает в это место всех посетителей. И пока их все не обойдешь, не налюбуешься, ничего другого не видишь. Но не только розами богат Садовый центр. Другие части его также наполнены собственной, пусть более скромной, но не менее заслуживающей внимания красотой.

Почти вся восточная часть Центра занята просто лужайкой с зеленой-зеленой травой, на которой в живописном беспорядке растут деревья – сосны, многометровые дубы, вязы. А посередине – совершенно китайская беседка с непременными собакольвами на крыше. Беседка эта так одиноко стоит на лужайке, как нечто совершенно случайное, занесенное каким-нибудь ураганом из абсолютно иного мира. И только подойдя к стоящей неподалеку от нее стелле, поставленной в память о 3000-х китайцев, работавших на прокладке участка железной дороги между Хьюстоном и побережьем Мексиканского залива в 1883 году, понимаешь, как она здесь оказалась.

Единственное, что мне так и не удалось понять – почему стелла эта так далеко стоит от беседки и так близко от очаровательного садика, в котором разные кусты и цветы обьединены цветом – вон красная клумбогрядка, а вот синяя, оранжевая, белая. В этом садике стоит родная сестра девушки с кувшином, также совершенно белоснежная.

Еще непонятно, почему в этой части Центра оказалась статуя Хосе Марти – борца за независимость Кубы. Статуя эта подарена городу Хьюстону масонской ложей Марти и кубинским обществом города в 1984 году. Мне так и не удалось узнать, почему она находится так далеко от всех остальных подаренных городу скульптурных изображений различных общественных и культурных деятелей, разместившихся с противоположной стороны Центра, в западной его части.

Кого там только нет – национальные герои государств Южной Америки Хосе де Сан-Мартин и Симон Боливар, президенты Эквадора – Висенте Рокафуэрте, Перу – Рамон Кастилья-и-Маркесадо Бехарано, Мексики – Бенито Пабло Хуарес, шотландский поэт Роберт Бернс, первооткрыватель Техаса испанец А.Кабеса де Вака, чилийский военный и государственный деятель Бернардо О’Хиггинс, руководитель национально-освободительного движения Индии Махатма Ганди.

Все эти статуи подарены городу консульствами, национальными обществами, даже королевскими фамилиями. И тут же стоит японский фонарь, точно такой же, как и в Японском саду, точно так же подаренный городу Хьюстону его японским городом-побратимом Чиба.

В западной части есть еще несколько симпатичных местечек. Прежде всего – это площадка с клумбой, на которой высоко вверх тянут свои стволы три стройных кипариса. Прямо у той части ограды, что ближе всего к Музею Естественных Наук, в любое самое жаркое лето года пышно цветут водяные растения небольшого прудика-болотца.

Странное сооружение, напоминающее теплицу без стекол, под названием “Down a Fragrant Path” (По благоухающей тропе) заманчиво для тех, кто хочет узнать о растениях, используемых в качестве приправ. Даже название грядок звучит очень ароматно, особенно для тех, кто любит использовать в готовке различные приправы: «Ароматическая смесь», «Кулинарная», «Мятная», «Розмариновая», «Ароматные герани».

И напоследок давайте заглянем в сад Мей Дел Флег (May Dell Flagg), что спрятался с задней стороны здания. Каких только цветов и оттенков здесь нет – белые, красные, оранжевые, желтые, синие цветы на фоне зеленых, желтоватых, красных, фиолетовых листьев. Эта экспозиция все время меняется, одни растения уступают место другим. Сюда всегда очень интересно заглянуть – ну что у нас тут новенького, интересненького объявилось? Чем сегодня нас порадуют?

Вход на территорию Центра свободный. Дом открыт в будни с 8 утра до 5 часов вечера, а сад – до 6 (летом – до 8) вечера. Территория сада сдается для проведения различных празднеств, в том числе свадеб, а помещения внутри дома – для всевозможных встреч и совещаний.