В этом году исполняется 60 лет со дня победы над Гитлеровской Германией, одного из самых светлых дней для жителей Советского Союза, стран Восточной и Западной Европы. Все меньше среди нас тех, кто воевал на фронтах и в партизанских отрядах, кто, не щадя себя, работал в тылу, кто пережил тяжкое военное время в оккупации, блокаде, эвакуации.
Мы обращаемся ко всем нашим читателям с просьбой присылать нам материалы, связанные с этим временем. Может быть вы сами пережили его и можете прислать нам свои воспоминания. А может, вы родились позже, но хотите рассказать о жизни ваших близких во время войны. Или может быть у вас сохранились мемуары с того времени.
Серию публикаций материалов о войне мы продолжаем рассказом о жизни Леонида Исааковича Окуня, удостоенного высшей солдатской награды, ставшего кавалером двух орденов Славы в14 лет.
Леонид Исаакович Окунь родился в Минске в декабре 1929 года. Так что ко времени оккупации Белоруссии немецко-фашистскими войсками ему еще и 12 лет не было. И в тот год ему довелось пережить столько, что и писать об этом страшно, а каково было в этом жить!
На его глазах превращались в руины улицы города, он видел, как вешали, как прямо на улицах в машинах устраивали газовые камеры, как издевались над жителями гетто, как их избивали и убивали просто так, на потеху и как увозили на машинах на расстрелы.
Ему повезло – удалось выпрыгнуть из такой машины и, пережив ночь одному на еврейском кладбище, снова вернуться к своей семье в гетто.
А потом мама его, отдав проводнице из партизанского отряда какие-то ценные вещи, договорилась, чтобы та отвела Леню в отряд. Та выполнила обещание наполовину – довела до опушки леса и там оставила, показав дорогу. Леня шел один по лесу, а по его пятам шел волк. На счастье мальчика он успел встретить людей раньше, чем волк на него набросился.
Так Леня попал в знаменитый партизанский отряд Зорина. Сначала он был связным между отрядом и гетто, потом стал приводить из гетто в отряд нужных людей. Всего он вывел 50 человек, в том числе необходимого отряду врача. Вот только родных своих вывести ему не удалось. Нашелся в гетто предатель, и как-то раз вернувшись туда с очередным заданием, он оказался у виселицы, на который были повешены 8 человек – все его родные, в том числе мать, сестра, бабушка, тетя…
После этого Леня в гетто больше не возвращался. Он участвовал в боевых операциях отряда, был в группе проводников-разведчиков. Когда Минск был освобожден, часть партизан вступила в армию. В их числе был и 13-летний Леня. И стал он не сыном полка, а полноправным бойцом подразделения разведки.
Первый свой орден – орден Славы III степени Леня получил после того, как перед наступлением у границы Германии в одиночку добыл очень ценного «языка», сам перетащил громадного немца через линию фронта. Вскоре вместе с группой разведчиков он добыл еще двух «языков», за что был награжден орденом Славы II степени. А было ему тогда 14 лет.
Демобилизовавшись из армии после победы, Леня попробовал было пойти в школу, но ему было не по себе в одном классе с малышами. Поэтому он пошел работать, а учился в вечерней школе. После окончания заочного отделения Московского энергетического института Леонид Исаакович более двух десятилетий проработал главным энергетиком «Почтового ящика» – одного из крупных предприятий Минска.
Казалось бы, он нашел себя, свое дело, но не тут-то было. Однажды он узнал о том, что Минскому театру оперы и балета срочно требуется изготовить макет декораций для нового спектакля «Борис Годунов», а заведующий постановочной частью заболел. Резко изменив судьбу, Леонид начинает оформлять спектакли и в этом театре, и в драматическом им. Янки Купалы, и в кукольном.
А в 1990 году – новый поворот биографии – Леонид Исаакович уезжает с семьей в Израиль. Ехал он туда простым репатриантом, но там о нем знали. И в первый же год на новой земле он получил приглашение зажечь в Иерусалиме свечи в день «Памяти о Катастрофе».
Леонид Исаакович живет в Кирьят-Оно. Он один из участников организованной Максом Привлером ассоциации “Юные борцы Антигитлеровской коалиции”, в которую вошли около 100 юных участников Второй мировой войны, ныне живущих в Израиле.
«Я хочу, – говорит Леонид Исаакович, – чтобы дети и внуки знали нашу историю, чтобы помнили о душегубках. Нельзя забывать».
По материалам книги Макса Привлера, Анны и Павла Кремлянских «Еврейские дети в борьбе с нацизмом. Всемирный документальный сборник», выпуск первый, стр. 32-34 и публикации Дрора Биренбойма «Леонид Окунь – самый молодой
кавалер двух орденов Славы»