Начну свой рассказ словами Егорушки из пьесы Эрдмана «Самоубийца»: «До того он меня вдохновляет, что рука прямо в ручку сама вгрызается, и все пишет, все пишет, все пишет».
Я сегодня похожа на Егорушку, потому что не могу молчать. А вдохновляет меня спектакль Русского театра Хьюстона «Самоубийца», премьера которого состоялась 10 мая на сцене Jewish Senior Care Services «Seven acres». Я счастлива быть актрисой этого театра, принимать участие в этом спектакле и хочу поделиться своими впечатлениями.
Около года назад режиссер Владимир Штерн пригласил меня на маленькую роль старушки на кладбище, и я с радостью согласилась. Я приходила на каждую репетицию, потому что было интересно, хотя и не всегда требовалось мое присутствие.
Я хохотала над текстом, так как я не была знакома с пьесой и не видела предыдущей постановки 10 лет назад. Пьеса очень смешная, но с глубоким смыслом. Тот, кто следит за обстановкой в России, скажет, что пьеса была бы актуальной там и нынче.
Я получала удовольствие от игры актеров: тех, кто играл десять лет тому назад, и тех, кто пришел в последние годы. Конечно, в нем принимали участие мои кумиры по предыдущим спектаклям Саша Иерусалимский, Света Большакова, Аля Деворкин, Надя и Наум Держи, Ефим Вайнер и Лена Филлипс. Игра каждого из них на репетициях – это мастер-класс для меня.
Но и те актеры, которые пришли в театр недавно, не подкачали. Казалось, небольшая роль у Нади Кошкиной, но как я заражалась ее смехом, почти гоготом (что и нужно было по пьесе) в ответ на рассказ священника, которого играл Костеров Толя, о том, как Пушкин пошел в баню. А Костя Драгомиров, который играл глухонемого, да как играл. А моя подруга по кладбищу – старушка Люда Вайнер – сама блестящий режиссер детского театра. И Наташа Иерусалимская с ее «шляпкой фасон фантази» или «вы обожаете рюшики?»
С первого дня прекрасно влился в наше актерское братство легкий человек Леша Черняк, который играл Егорушку. Я так много уделила внимания небольшим ролям, потому что каждая из них необыкновенно ярка и служит украшением спектакля. Но то, что творил на моих глазах Слава Надворецкий в главной роли Семена Семеновича Подсекальникова, передать словами невозможно, это надо видеть. Казалось бы, у него очень длинные монологи, где можно было бы заскучать, но не тут-то было. Надо отдать должное его памяти, но еще больше – трудолюбию, чтобы выучить столько текста.
Сидя за кулисами, часто в темноте, где очень неудобно и мало места, я с удовольствием вслушивалась в происходящее на сцене. Все неудобства забылись, когда начался спектакль. Первой сценой, которую разыграли Слава Надворецкий и Света Большакова, был задан тон. Потом включается Надя Держи в роли мамы жены Подсекальникова. У Нади и у Светы достаточно большие роли, смешные и курьезные, которые они прекрасно играют. Ефим Вайнер и Лена Филлипс добавляют остроты, когда появляются на сцене. Дальше – больше: появляется прекрасная Аля Деворкин в роли Капочки со словами: «Я хочу обожать его душу». Без смеха и слез нельзя смотреть на Володю Штерна, который рыдает по своей «мамочке». Саша Иерусалимский прекрасно играет поэта и эстета, как будто играет сам себя.
Кажется, я начинаю пересказывать весь спектакль, который уже набрал силу, зритель вовсю смеется. Украшением спектакля является сцена в ресторане, где женщины танцуют в красивых платьях в стиле ретро, прекрасная певица Зоя Гриффин в цыганском наряде поет и танцует, а за роялем – замечательный пианист Петр Вайсбург. Все вместе это создает потрясающее зрелище.
Спектакль продержал в напряжении публику 3 часа. И по словам зрителей, эти три часа пролетели, как одно мгновение. По реакции зала я чувствую, что он нам удался.
Спасибо Володе Штерну, что взялся поставить заново этот замечательный спектакль, текст которого он сам знает наизусть и может играть любую роль. Спасибо Кларе, его умнице-жене и помощнице. Скоро она разместит фотографии, и мы сможем посмотреть на себя на этих фото.
Спасибо Ефиму Вайнеру за то, что умеет делать и делает все: забирается наверх, чтобы застегнуть занавес, носит стулья, тяжелый реквизит. Спасибо ему большое. Спасибо мягкому, деликатному, но очень ответственному, Науму Держи, который взял на себя обязанность выпускать актеров на сцену, что очень важно в стесненных условиях, следить за текстом, за занавесом.
А вот и первая рецензия, которую прислала нам зрительница Александра Гончарова: «10 мая посмотрела спектакль по пьесе Н. Эрдмана, «Самоубийца». При жизни автора ее не печатали и не ставили. В период хрущевской оттепели попытки поставить пьесу возобновились в Театре на Таганке и в Театре Сатиры. Жанр определен как сатирическая комедия, скрывающая в легких шутках глубокий эпический смысл. Наш русский театр в Хьюстоне (режиссер Владимир Штерн) смело взял пьесу, которая немногим удавалась, а он легко нашел аналогии с ситуацией сегодняшнего дня. И сделал акцент на эволюцию внутреннего мира, показал свою гражданскую позицию. У него свой стиль, свой почерк. Он ведет зрителя к неожиданным решениям. Прекрасный коллектив, нет «перетягивания одеяла» одного из актеров на себя. Работа смотрится на сцене очень органично и естественно. Невозможно отметить кого-то из актеров, каждый по своему выиграл свою роль, показав интонацию в диалогах от устало обреченных и почти просящих, до покровительственных. Игра вызывала в зале массу эмоций. Я смеялась в театре второй раз в жизни. Первый – в Театре имени Вахтангова на «Мещанине во дворянстве», где главную роль играл Этуш, и было это более сорока лет назад.
Актеры вжились в образ, прекрасные подобраны туалеты у всех участников, отличный грим и аксессуары. А господа-товарищи, исполнители мужских ролей, очаровали всех зрительниц. Полнометражный спектакль – большая редкость, и три часа пролетели незаметно. Продолжайте играть. Ждем ваших новых работ. Желаю больших творческих успехов».
Вот и я приглашаю прийти 5 сентября 2015 года в JCC всех, кто не смог прийти по разным причинам на нашу премьеру 10 мая, и мы с радостью повторим для вас наш спектакль. Я уверена, что вы получите большое удовольствие.