МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ СЕГОДНЯ

Аулис Верховсен

2005 год показал, что современная музыка пребывает в шоковом состоянии, будто после ядерного взрыва: новые имена появляются в промышленных количествах, однако свежих радостей немного.

Музыкальные телеканалы и печатные издания стараются подстегнуть объемы продаж музыки, однако, в среднем каждый музыкант получает все меньшую и меньшую прибыль. Наибольший интерес и уважение получают группы, не запятнавшие себя сомнительного рода деятельностью, вроде рекламы стиральных машин в эфире MTV. Безусловно, огромный резонанс вызвало выступление Pink Floyd в классическом составе на концерте Live8. Новый альбом Пола МакКартни оказался крайне приятным подарком любителям хорошей мелодики. В то же время возвращение австралийской мегагруппы INXS с найденным на риалити-шоу вокалистом, бывшим канадским бомжем, походит на фарс в духе фантазий Бивиса и Баттхеда.

Музыки становится чересчур много, в результате ускоряется смена имён и альбомов при одновременном уменьшении внимания к каждому. Бесчисленные онлайн-лейблы, реклама, магазины, сайты с ревью – всё это растет в геометрической прогрессии. Постоянный интерес сохраняется лишь к уже зарекомендовавшим себя именам и изданиям. Ситуация в музыкальной индустрии напоминает выросший в сто раз Уолмарт, когда выбор невероятен, а шансы найти что-то по душе катастрофически малы, если, конечно, не знаешь, что именно ищешь.

Именно поэтому возникает потребительское недоверие к коммерческим продуктам: зачем покупать диск за 20 долларов, если он может оказаться менее интересен, нежели бесплатный интернет-релиз (уже не говоря о джинне пиратства, которого засунуть обратно в бутылку практически невозможно). Одновременно уменьшается и срок интереса к музыкальному событию. Например, новый альбом Depeche Mode провёл в Top40 Биллборда всего три недели.

В такой ситуации любой бизнес старается получить максимальную сиюминутную выгоду. Поэтому те ветви музыкальной индустрии, что не попадают под определение дойных коров, сдают позиции. Впрочем, индустрия не оставляет попыток заставить независимые артпроекты работать на кассу, что получается не всегда гладко. Подтверждением тому служит музыкально скудный диск исландских гуру холодного рока Sigur Ros, выпущенный в этом году на EMI.

То же самое происходит не только в музыкальной, но и в книгопечатной, и в кинематографической индустриях. При этом в музыке сложно добиться громких результатов лишь за счет изначального бюджета и бригады спецэффектов. Скорее всего стоимость производства музыкальных альбомов будет снижаться, предложение на рынке – расти. Средний уровень качества поп-музыки неизбежно продолжит падать, а вместе с ним – прибыль музыкальных корпораций. Для конечного пользователя и даже крупных розничных сетей охватить весь спектр продукции будет невозможно, из-за чего рынок будeт по-прежнему делиться на узкие сегменты – поп-блокбастеры, рэп, инди-рок, танцевальная музыка и тд.

10 лет назад запись британцами Prodigy альбома в собственной спальне выгляделa технологическим подвигом, сейчас же это делают тысячи групп по всему миру и порой весьма успешно. Создавать новый альбом стало значительно проще, однако это не означает исчезновение шарма. Среди общего потока музыкальных штампов встречаются стоящие произведения, надо только уметь отделить зерна от плевел.