Хоть техасская зима – понятие весьма условное, приближение зимних праздников чувствуется во всем. В теплом и влажном воздухе Техаса пахнет новогодними елками, и всем нам хочется подарков, елочной мишуры и огней, мы хотим хоть ненадолго поверить в сказку. И пускай во всех магазинах звучит заигранная до невозможности музыка Чайковского, мы все равно поведем наших детей на самую зимнюю, самую чудесную сказку – на балет «Щелкунчик».
Этот спектакль появился на балетной сцене Мариинского театра в 1892 году в постановке Льва Иванова. Первоначально возник замысел представления, объединяющего оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик». Идея принадлежала директору императорских театров И. А. Всеволожскому. Критик Г. А. Ларош утверждал, что идея была подсказана примером парижской Оперы, где главной приманкой для зрителя служили балеты, а оперы давались для “поднятия занавеса”. В Петербурге конца XIX века опера была столь популярна, что привлекать на неё публику балетом не было необходимости. Но практика парижского театра оставалась притягательной. Всеволожский хотел сделать новую постановку “гвоздем” предстоящего сезона 1891/92 года: задумывался спектакль-феерия, пышное, роскошное, ошеломляющее зрелище с непременным участием иностранной прима-балерины, которая должна была блистать на фоне лучших сил труппы.
Заказ дирекции императорских театров на “Иоланту” и “Щелкунчика” был сделан Чайковскому в январе 1891 года. Переговоры композитора с дирекцией начались задолго до того времени – в начале 1890 года. Но закончить музыку Чайковский смог лишь тогда, когда нашел собственный подход к сценарию Петипа.
В основу сценария был положен “Щелкунчик и мышиный король” сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Он начинает рассказ с того, как Мари и Фриц в ожидании рождественской елки сидят в темноте, прижавшись друг к другу, и предвкушают радость праздника. Сценарий Петипа начинался с украшения елки, прибытия гостей, с изображения той прелюдии праздника, который ожидают маленькие герои.
Затем разворачивается праздник: узкосемейный – в повести, с участием большого числа детей и родителей – в балете. Выстраивая сюжет балета, Петипа явно опирался на Гофмана. Петипа не включил в сценарий сказку о твердом орехе, по всей вероятности, боясь перегрузить интригу балета, а перешел сразу к чудесному путешествию героев в царство Щелкунчика Конфитюренбург, позволившему развернуть дивертисмент сластей.
Музыка Чайковского сразу была высоко оценена, но не все были уверены в её пригодности для балета – многие балетоманы считали, что танцевать под неё сложно. Не случайно композитора называют реформатором балетной музыки, в которой характеры изменяются и развиваются от ситуации к ситуации, достигается сквозное развитие музыкально-танцевального действия. Музыка “Щелкунчика” каждой эпохе представлялась ясной, но партитура балета оказалась сложнее партитур “Лебединого озера” и “Спящей красавицы” и взрывала балетные каноны того времени. Многие хореографы делали свою интерпретацию этого балета.
В 1934 году там же на сцене Мариинского театра состоялась знаменитая премьера постановки В. Вайнинена. Главные партии исполняли молодые Галина Уланова и Константин Сергеев, за дирижерским пультом стоял Евгений Мравинский. Балетмейстер Вайнонен, прославившийся к тому времени созданием “революционного” балета “Пламя Парижа”, очень тонко подошел к партитуре Чайковского и максимально использовал опыт дореволюционной постановки балета.
В 1954 году Джордж Баланчин поставил этот балет в Нью-Йорке. С тех пор труппа, созданная им, ежегодно танцует «Щелкунчика» в рождественско-новогодние детские каникулы. Многие из исполнительниц девочки Клары (так «с легкой руки» Мариуса Петипа стали называть Мари, героиню сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король») стали знаменитыми балеринами: Алегра Кент, Сюзан Фарелл, последняя муза Баланчина, Гелси Киркланд, покинувшая труппу ради возможности танцевать с Барышниковым, и т.д. Первые зрители 1954 года водят на этот спектакль своих внуков…
Многим из нас знакома постановка балета “Щелкунчик” от 1966 года на музыку Петра Ильича Чайковского, по либретто Ю.Григоровича с использованием сценария М.Петипа.
Опираясь именно на эту постановку, бывший солист Большого театра Александр Ветров ставит «Щелкунчик» с труппой Метрополитен-балет в Арлингтоне. Даже костюмы для этого балета были сшиты в Москве. Жителям Большого Далласа можно будет увидеть эту постановку 16, 17 и 18 декабря.
Texas Ballet Theater, где теперь работает бывший художественный руководитель хьюстонского балета Бен Стивенсон, приглашает зрителей со 2 по 18 декабря в Bass Performance Hall в Форт-Уэрте, а затем с 20 по 23 декабря в Music Hallat Fair Park в Далласе. В Форт-Уэрте балет будет сопровождаться симфоническим оркестром Форт-Уэрта, а в Далласе, соответственно, Далласским симфоническим оркестром. На сцене будет стоять 30-футовая елка, и во время представления в зале пойдет снег.
Такая же гигантская ель загорится всеми огнями 25 ноября и на сцене Wortham Theater Center. Труппа Хьюстонского балета будет исполнять «Щелкунчик» в течение целого месяца.
В представлении американцев балет «Щелкунчик» навсегда связан с новогодними праздниками. Возможно, действительно, лучший подарок, который можно сделать детям под Новый год, – это сводить их в театр.