Здравствуйте, уважаемые читатели газеты «Наш Техас»!
После публикаций на страницах газеты «Синих писем» и «Розовых писем» ко мне обращаются с вопросами: «В наш свободный стремительный век – зачем оглядываться в прошлое, окутывать себя паутиной этикета? Сейчас ведь все так просто и доступно!»
Попытаюсь ответить на ваш вопрос.
Высокий, худой до прозрачности, профессор Лернер на удивление охотно заполнил длиннющую анкету, педантично ответил на мои вопросы, и уже прощаясь, в конце беседы, я вдруг спросила: «С кем вы живете, Ефим?». Его глаза внезапно наполнились слезами, он неловко их вытирал, слезы текли по щекам, по шее, за воро рубашки.
– Присядьте. Хотите воды? – В растерянности, я не знала, что делать.
– Один… Я живу один. Мама умерла год назад… близкий человек, родной.
Я заглянула краем глаза в анкету. В графе «Семейное положение» четко написано: «Холост, женат не был, детей нет, живу один». Стало неловко, могла бы не спрашивать.
– Давайте поговорим, хотите чаю? – Не хотелось отпускать человека в таком печальном состоянии.
– Что Вы хотите узнать? – сосредоточенно спросил Ефим.
– Расскажите немного о личной жизни,
– Ничего серьезного…пустяки…сотрудницы по работе.
Я понимающе киваю головой: стандартная ситуация, и поддавшись «низменному» чувству, ехидно спрашиваю:
– Вы обратились в клуб знакомств, это означает, что настало время решать семейные проблемы. Как Вы собираетесь на практике реализовать свое решение?
– Понимаю, – внезапно улыбается Ефим, – у меня не было семейного примера, рос без отца, с девушками не встречался. Опасаетесь, что я «наломаю дров»?
– Без всякого сомнения это произойдет!
– Вы так уверены?
– Да! И могу это доказать.
– Давайте поспорим. Женюсь, заведу детей – никаких проблем.
– Выбрать девушку, ухаживать за ней, убедиться, что она Вас любит и готова стать Вашей женой, – нелегкий процесс. Нужно знать закономерности, любовные правила, иметь какой-то навык общения с женским полом.
– У меня достаточно ума, образования, такта. Я самодостаточный человек, ученый. Симпозиумы, приемы, загранпоездки…общение проходило гладко, как говорится, «на высоте».
– Какая связь с любовной этикой?
– Нет никакой любовной этики! Есть общепринятые законы отношений между людьми. Вы сами себе противоречите, уважаемая сваха, добиваетесь равенства полов и тут же утверждаете, что есть особенные правила поведения с «предметом страсти». Это же надо такое выдумать!
– Это не противоречия, а диалектика. В период ухаживания и мужчина, и женщина живут в параллельных мирах: учатся, работают и встречаются-влюбляются. Вам известно: влюбленный человек – необычный человек. Состояние особое и этика особая.
– Сдаюсь, сдаюсь! Вы правы, у влюбленных, действительно, биохимические процессы протекают по-другому. Но правила поведения… – Профессор недоуменно пожал плечами.
– Ставим эксперимент? Я даю Вам телефоны девушек. Вот их данные, фотографии. Посмотрите внимательно. Подходят?
Ефим аккуратно взял фотографии, прочитал анкеты.
– Милые дамы. Что я должен сделать?
– Ничего особенного. Вы звоните, назначаете свидание, встречаетесь и после этого честно рассказываете, как прошла встреча, о чем говорили, что понравилось, что не понравилось.
– Хорошо, – профессор задумчиво потер затылок, – девушки знают, что я позвоню?
– Нет.
– Их тоже можно расспросить после свидания?
– Попробую.
– Согласен. Давайте телефоны. Мадлен…Саша. Марины у вас нет?
Прошла неделя. В понедельник, ровно в пять часов в дверях кабинета стоял Ефим. В той же клетчатой рубашке, с таким же выражением лица. Сухо поздоровался:
«Сегодня я ограничен во времени. Вот дневник. Ознакомьтесь и дайте знать, что вы об этом думаете». – И вышел.
Я взяла листок бумаги, пышно именуемый «Дневник». Еле удалось разобрать «летящий» почерк профессора. Написано там было вот что:
20 января.
16. 07. Звонил Мадлен. Не отвечает.
16.15. Звонил Саше. Занята. Просила перезвонить.
21 января.
16.07. Повторно звонил Мадлен. Не отвечает.
16.15. Повторно звонил Саше. Просила перезвонить. Я догадался спросить, когда это удобно сделать. Ответ меня удивил. Она сказала: «Когда хотите, но попозже».
21 января.
Звонил уважаемой свахе. Не отвечает.
Я отложила в сторону «Дневник». Жаль, что профессору не удалось сделать даже первый шаг. Прелестная Мадлен – переводчик, работает с английской группой. Саша – программист. Воспитывает маленького сына. Красивые девицы, образованные, умные. Жаль, как жаль! Разочарованный Ефим поставит точку в неравной борьбе за счастье в личной жизни и исчезнет с горизонта.
Тихо скрипнула дверь. Я оторвалась от увлекательного чтения. Дверь быстро захлопнулась, но я успела заметить долговязую фигуру Ефима Лернера. Что он там делает? Подглядывает?
– Я так и знал! Все подстроено! Хотелось увидеть выражение вашего лица, – гневная тирада прервала построение моих гипотез. Уже не прячась, Ефим возник в дверях, осуждающе качая головой. – Вы специально договорились с девушками, они не отвечают на мои звонки, – тоном обиженного ребенка захныкал он.
– Давайте оставим Ваши детские подозрения и разберемся. Вы взяли телефон Мадлен и Саши. Прочитайте внимательно, что написано в анкетах.
– У меня прекрасная память, – прервал меня Ефим, – ничего не забываю. Мадлен, 33 года. Не замужем, диктор. Я что-то упустил? Перейдем к Саше. Программист в какой-то фирме. Есть ребенок. Сдаюсь, не помню, мальчик или девочка. Правильно? От себя добавлю: они плохо воспитаны, на телефонные звонки нужно отвечать.
– У Вас прекрасная память. Скажите, в таком случае, почему Вы звонили девушкам в четыре, а не в пять, не в девять часов вечера?
– Ровно в шестнадцать я заканчиваю работу. Все! Свободен! Могу заниматься устройством личной жизни.
– В шестнадцать часов и семь минут Вы можете звонить только самому себе. Мадлен – диктор на радио. У нее ненормированный рабочий день, нужно терпение. Саша работает до пяти часов, затем мчится к няне забирать ребенка.
– Это написано в анкете?
– Это первое правило любовных отношений: «В основе большинства неудачных знакомств лежат мелочи повседневной жизни». Вы столкнулись с первой «мелочью». Нежелание считаться с реалиями жизни других людей, с настроением партнера – распространенный стереотип.
– Сами придумали? Верное наблюдение!
– В моей практике таких «наблюдений» скопилась масса. Вы – не исключение.
– Готов признать свое невежество… в этой области. Дайте список литературы по теме. Я проработаю. Где взять учебник любовных отношений?