Субсидируемый городом Хьюстон дом по адресу 10909 Fondren Rd. в русскоязычной среде обычно называют Домом Гольдберга. Поселившись в нем, я узнала полное имя моего нового дома – GBBT или Goldberg B’nai B’rith Tower, и поняла, что в этом названии ключ к истории дома.
Друзья, знающие иврит, пояснили, что B’nai B’rith (по-русски звучит как Бнай Брит) переводится как “братство” или “союз”, захотелось узнать побольше о какой организации или союзе идет речь.
В администрации дома смогли помочь только показом свежего номера журнала B’nai B’rith. В журнале ничего не говорилось об истории организации, но указывался адрес её центрального офиса в Вашингтоне. Автоответчик голосом ответственного сотрудника Бнай Брит госпожи Джанел Дафтен обещал перезвонить, но несмотря на напоминания, этого никогда не случилось.
К моему удивлению и в хьюстонском JCC (Центре еврейской общины) с историей Бнай Брит никто знаком не был, в расположенной по соседству Федерации еврейских организаций г.Хьюстона также пожали плечами.
То, что не смогли сделать солидные еврейские организации города, выполнил за 10 минут темнокожий библиограф хьюстонской публичной библиотеки, распечатав нам несколько листков после недолгого поиска в своем компьютере. Мы замерли от изумления, прочитав заголовок:
Так называлась книга Э. Ратье (“Secrets and mysteries of the B’nai B’rith”, E.Ratier), вышедшая в прошлом году во Франции и переведенная в этом году на английский. Оказалось,что мои неудачи были неслучайны – Бнай Брит ничего о своей истории не публиковал. Но после выхода книги Э. Ратье многое прояснилось.
13 октября 1843 г. в кафе в районе ул.Уолл-Стрит в Нью-Йорке собралась группа евреев-выходцев из Германии и основала “Bundes Brueder”, что в переводе с немецкого означает “Союз братьев”. В дальнейшем название организации было переведено на иврит, и так появилась Бнай Брит.
Среди 11 отцов-основателей четверо, включая главного организатора, служителя местной синагоги Henry Jones (Генри Джонса), были членами свободной масонской ложи. Новая организация, или, точнее, масонский Орден Бнай Брит должен был стать для всех иммигрантов-евреев Нью-Йорка “маяком”, объединить их, разделенных уже в то время разными религиозными течениями.
Отцы-основатели хотели объединиться, руководствуюясь следующими принципами:
- помощь еврейскому народу,
- борьба против антисемитизма,
- сопротивление ассимиляции,
- отслеживание террористических организаций и предупреждение терактов,
- деятельность, направленная на создание еврейского государства в Палестине.
Кроме этого, они преследовали филантропические цели франкмасонства:
- строительство домов и их содержание для пожилых людей с низким доходом,
- строительство и содержание приютов для сирот,
- строительство и содержание больниц,
- создание библиотек.
Девиз Бнай Брит был выбран следующий – «Доброжелательность, братская любовь и гармония», а символом Ордена стала менора – неиссякаемый источник света.
Характерно, что члены организации собирались не в синагоге, а в специальном культовом помещении – Масонском храме. Эммануил Ратье указал его адрес: Нью-Йорк, угол улиц Оливера и Генри (сorner Oliver and Henry Str., NYC). Там образовался центр еврейского бизнеса и одновременно место встречи либеральных и ортодоксальных евреев.
Именно туда направилась я в сопровождении мужа.
Мартовское утро в Нью-Йорке оказалось неожиданно морозным и солнечным. С помощью всюду проникающего метро мы очутились в оживленном районе города между Манхеттенским и Бруклинским мостами. Здесь улица Генри упирается в улицу Оливера, а углы заняты Морским баптистским храмом и гимназией. Увенчанный импозантными колоннами храм – самое старое баптистское святилище в городе, богослужения в нем начались 211 лет назад.
Тогда мы зашли в гимназию напротив, чтобы убедиться, что она построена… в 1896г, т.е. на 50 лет позже основания Бнай Брит. Поняв наше разочарование, охранник школы посоветовал пройти направо до конца улицы Оливер и посмотреть, что там.
Мы так и сделали и увидели в зажатом стандартными многоэтажками закрытом дворе несколько потемневших от времени плит с еврейскими надписями. Вид у кладбища был жалким (обычный прохожий его даже не заметит), но это было самое древнее (середина 17-го века) иудейское захоронение Нью-Йорка! Именно здесь располагались испанская и португальская синагоги, и евреи из этих стран составили самую первую волну иммиграции в Новый Свет.
Теперь мы воочию убедились, что Бнай Брит вел свои акции из центра самого старого еврейского района города. Но времена изменились, и сегодня компактные еврейские районы переместились в Бруклин и Бронкс.
Благодаря своему плюрализму и способности адаптироваться, Бнай Брит очень скоро проявил себя самым лучшим образом. Этому способствовала и кадровая политика, проводимая Орденом. У Г.Джонса был план отобрать лучших среди иммигрантов – создать элиту, способную повести за собой других. Поэтому членами Бнай Брит становились юристы, бизнесмены, банкиры, общественные и политические деятели, богатые люди, готовые жертвовать на филантропическую деятельность.
Уже через 8 лет после создания, в 1851г. Бнай Брит открыл для еврейской общины в Нью-Йорке Зал заседаний, превратившийся затем в первый в США JCC – Центр еврейской общины.
Годом позже Бнай Брит открыл первую в США еврейскую публичную библиотеку в Нью-Йорке.
В 1865 г. в Палестине разразилась эпидемия холеры – Орден организовал эффективную помощь в борьбе с эпидемией.
После Гражданской войны у обеих сторон осталось много сирот. Первый наиболее современно оборудованный приют был создан Орденом в Кливленде. Впоследствии он превратился в ведущий национальный институт для лечения детей с нарушениями нервной системы.
Когда в 1899 г туберкулезный госпиталь в Денвере остался без средств, Бнай Брит взял на себя его содержание. В настоящее время это Национальный еврейский госпиталь по иммунологии и органам дыхания.
В 1913 г. в Атланте один из членов Ордена был ложно обвинен в убийстве и линчеван. В ответ Бнай Брит создал свое боевое крыло – Антидиффамационную лигу (A.D.L.-Аnti-Defamation League) – специальный орган борьбы с клеветой на евреев.
В 1923 г Бнай Брит создает в колледжах США секцию еврейских студентов – Фонд Хилеля (Hillel), а годом позже учреждает в еврейских средних школах аналогичную юношескую организацию BBYO (B’nai B’rith Youth Organisation), помогая молодежи с ранних лет познавать иудаизм и укреплять свое еврейское самосознание.
Орден, политическое значение которого к началу 19 века сильно возросло, непрерывно лоббировал интересы еврейского населения Российской империи перед правительством США.
Так в 1903 г. Бнай Брит совместно с президентом Теодором Рузвельтом подготовил письмо русскому царю с резким осуждением еврейских погромов. Это письмо было передано через госсекретаря Николаю II, который, однако, не согласился с ним, сославшись на ведущую роль евреев в революционном движении. Америка повторила свой дипломатический демарш, но он снова был отвергнут.
После этого один из членов Ордена публично заявил: «Если царь не хочет пожаловать нашему народу прав, революция установит республику, которая даст евреям России желанные права».
С некоторой опаской Бнай Брит поддержал лозунг Революции “Пролетарии всех стран, соединяйтесь“, видя в нем угрозу ассимиляции для еврейских рабочих.
Словом и делом поддержал Бнай Брит создание Израиля, при этом вовремя и к месту сказанное слово имело решающее значение.
Орден пытался организовать встречу Гарри Tрумэна с тогдашним руководителем Мирового сионистского конгресса Хаимом Вейцманом, но Tрумэн долго не соглашался. Тогда член Бнай Брит и личный друг президента адвокат Эдди Якобсон попросил о частной аудиенции. Tрумэн согласился на встречу с условием, что разговор о Палестине не пойдет. Вот что мы узнаем из мемуаров президента:
“Слезы градом катились из его глаз. Я сказал ему:
– Эдди, старина, ты же обещал не обсужлать со мной то, что происходит на Ближнем Востоке.
На это Якобсон ответил:
– Мистер президент, я еще не сказал ни слова, но каждый раз, когда я думаю о моем еврейском народе без своего отечества, слезы душат меня”.
13 января 1949 г. Гарри Tрумэн подписал документы о признании государства Израиль. На торжественной процедуре, кроме правительственных чиновников, присутствовали только 3 наблюдателя и все они принадлежали к Бнай Брит.
Многие президенты США от Tрумэна до Рейгана одобряли деятельность Антидиффамационной лиги, но иногда работа лиги сталкивалась с интересами ФБР, которое считало, что лига превышала свои полномочия…
В настоящее время Международная Организация Бнай Брит действует более чем в 50 странах мира и насчитывает более 180000 членов.
Международная политическая работа не заслонила Бнай Брит от гуманитарной деятельности в США: в частности, организация выделила $150 тыс. жертвам терракта 11сентября 2001.
Не прерывается по сей день строительство домов малоимущим гражданам: в 2005 г в Бостоне были сданы 42, а в Туксоне, Аризона – 80 квартир.
….А в Хьюстоне еще в 1978 г в Доме Гольдберга были заселены сразу 150 квартир.
О том, как это было достигнуто, во 2-ой половине очерка.