У всех у нас очень свое, личное отношение к поэзии вообще и к авторской песне, как поэтическом жанру в частности. В недавних дискуссиях мы уже определились, что поэзия – все-таки главная составляющая в этом жанре. Хорошо если и музыка присутствует, но поэзия – это то, с чего авторская песня начинается.
Говоря о личном восприятии, я имею в виду, что в поэзии, как нигде, авторитеты не имеют никакого значения. Поэта выбираешь, если он созвучен твоим мыслям, твоему мировосприятию в данную минуту. Я лично «заболела» авторской песней не тогда, когда подростком слушала магнитофонные записи старшего брата, откуда со свистом и скрипом (все перезаписывалось по многу раз) звучали голоса Галича, Клячкина и Кукина, песни которых с тех пор помню наизусть, а когда впервые увидела выступление живого барда со сцены. А выступал тогда молодой и обаятельный Григорий Дикштейн со своей такой разноoбразной программой. Тут была и лирика, и шуточные песни, и походно-костровые (как заведено), и чудные песни-зарисовки к спектаклям.
Григорий Дикштейн. Это имя знали во многих городах бывшего Советского Союза, так как его ранние лирические песни распевали на всех конкурсах и фестивалях, где годы спустя он появлялся в жюри вместе с Визбором, Мирзояном, Клячкиным, Никитиными, позже – с Вероникой Долиной и своим земляком Борисом Чичибабиным.
Многие не раз слышали и сами распевали песни Григория, не зная имени автора.
«Если косы дождей целый век расплетает и вертит,
над промокшей землёю озябшее небо давно,
приходите ко мне, пойте добрые песни и верьте –
есть любовь и надежда, а третьего нам не дано».
Или вот эту песенку о печеной картошке:
«Горячей и черной картошкой печеной согрей ладошки.
Мы, с летом прощаясь, в огонь затухающий дров подбросим.
Зима опрокинет на ветви нагие снегов лукошко,
Наверно, лишь завтра, сегодня ж хозяйка – осень…»
Две пластинки-гиганта, выпущенные в Москве, и третий диск, записанный там же на фирме «Мелодия», но увидивший свет лишь в Америке, прибавили харьковскому автору популярности. В 1991 году его пригласили на Фестиваль русского искусства в Чикаго, а позднее Григорий Дикштейн перебирается в этот город навсегда. Здесь он работает, пишет стихи, делает передачи на чикагском радио, сюда в его гостеприимный дом часто приезжают друзья.
На сайте Григория отзывы его друзей – известных авторов и исполнителей. Вот лишь несколько из них.
Александр Городницкий. «Я считал и считаю, что именно стихи являются основой авторской песни. Не расхожие штампы, не проходные тексты из общих слов, которые в последнее время стали выдавать за авторскую песню, а именно стихи. И лучшие песни Григория Дикштейна подтверждают это. В строках его песен вспыхивают «черви-козыри осин», «с листа играет ветер Листа», «бесценному глупец назначит цену». Пронзительно звучат слова памяти Александра Галича: «Душа в толпе – в стогу иголка, беда изгоя – не беда…»
В наши дни в стихах широкопечатающихся поэтов, и не только в стихах, звучат глухие или явные ноты зла и кликушества, сеющие рознь и недоверие друг к другу. А в песнях Григория «Есть Любовь и Надежда,… есть Любовь и Свобода, а третьего нам не дано!»
Вероника Долина: «Быть, петь, и не желать себе ничего боле – стало уже хорошим тоном в нашей будничной песне. Дело в том, что я считаю эти музыкальные стихи песнями наших будней. Где-то есть и песни праздников, надо полагать. Но в поэзии будней помещается всё: трудности и надежды, стиснутость зубов и нежная беззащитность, прошлое, настоящее. Нелегкие, грустные наши дни. Будни сильнее праздников, их просто больше. И вот идёт сквозь эти наши будни человек с гитарой – не мальчишка уж, идёт, поёт, ничего себе не просит. Но посмотрите – какая обаятельная его зрелость, какой сочный колорит в строчках и интонациях, а это умение отыскать радость во всём!»
В своем коротком предисловии к книге Дикштейна Борис Чичибабин пишет: «Хорошее в искусстве всегда индивидуально и редко. Поэтому я с радостью рекомендую читателям книгу песен Григория Дикштейна. Их нужно, конечно, слушать в авторском исполнении, отдельно от него они неизбежно что-то теряют».
Безусловно, самое ценное в авторской песне – это исполнение самого автора. Григорий Дикштейн не только едет на наш весенний слет КСП, но и выступит с сольными концертами в Хьюстоне, Далласе и Остине. Послушать Дикштейна в Техасе – это большая удача. Очень советую не пропустить.