БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ: «ВО МНЕ СИДИТ ПАЦАН!»

Тамара Мотаева, Фото Вадима Невареных и из личного архива Бориса Грачевского

Отец детского киножурнала «Ералаш» встречает 60-летний юбилей с юношеским задором и неизменным юмором..

Мальчишки и девчонки! А также их родители! У человека, который много лет дарит вам праздник – очень большой праздник: дяде Боре, или Борису Юрьевичу (для кого как), художественному руководителю юмористического киножурнала «Ералаш», исполняется 60 лет!

Правда, сам юбиляр важности события, видимо, не осознает.

– Несмотря на мой печальный и глубокий возраст, – при этом Грачевский делает грустное, даже тоскливое лицо – а потом неожиданно «включает» ослепительную улыбку, – во мне сидит какой-то пацан! Он никогда не устает, ему интересно жить, он хочет знать все: и современные песни, и новые анекдоты, и последние достижения науки! Этот пацан не только толкает меня вперед, но и дает возможность разговаривать на языке детей, а главное – всегда быть на пике их интересов. Не новомодного, сиюминутного, а глобального интереса к жизни.

Волшебник

Офис «Ералаша» находится на киностудии имени Горького. Борис Юрьевич все делает одновременно: готовится к беседе, загружает работников заданиями, рассказывает анекдоты. И дает ЦУ секретарю Кате, а когда она пытается возразить – в шутку пытается укусить ее за руку. Катя весело хохочет и бежит выполнять поручения. Да, попутно – еще несколько деловых звонков, в которых тоже проскакивает несколько актуальных анекдотов. Вокруг Грачевского – стопы газет и журналов и пачки документов, грамоты на стене и фотографии детей и внука в красивых рамочках на рабочем столе. Ералаш, одним словом. В этом творческом хаосе и рождается самое смешное детское кино.

– Хорошее настроение должно быть всегда! – утверждает Борис Юрьевич.

В кабинет Грачевского заходит юная актриса Анфиса Черных. Он протягивает ей журнал с репортажем со съемочной площадки его нового фильма «Крыша» – Анфиса там сыграла одну из главных героинь.

– Ой, зачем же они эту фотографию поставили, я на ней такой урод! – кокетничает юная актриса.

– Ну, конечно, ты урод. А я что могу сделать? – спокойно говорит Грачевский. И оба они хохочут.

– Борис Юрьевич, вы со всеми детьми находите общий язык? – спрашиваю я. – И они всегда все сами и охотно делают – или приходится и к ним требования предъявлять, как к взрослым актерам?

– Конечно, нет такого: вот, сейчас скажу – и человек все сделает как надо! Мы к каждому своему актеру подыскиваем индивидуальный ключик. Ребенок – это человек с оголенными нервами, и с ним надо вести себя аккуратно. У нас были разные случаи на съемочной площадке: и истерики случались у юных актеров, некоторых детей даже рвало от того, что переволновались… Мы, конечно, стараемся таких эмоциональных детей не брать на проекты. Это опасно, прежде всего, для них.

– А звездную болезнь знаете, как лечить?

– О, это мы умеем! Быстро ставим таких детей на место!

– Наказываете?

– В каком-то смысле, да. И знаете, какое самое страшное наказание? В следующий раз можем не позвать сниматься.

– У вас, наверное, на талантливых детей уже глаз наметан? Или бывают и неожиданные открытия?

– Способных и ярких детей сразу видно. Нам нужны запоминающиеся лица – смешные, неожиданные, еще нужен талант перевоплощаться. Это и есть «ералашные» дети, мы их выбираем из тысяч претендентов. Если ребенок явно не подходит, я его не обижаю. Просто ищу убедительные причины для отказа: если плохо учится – говорю, что мне нужны отличники, а если хорошо – что двоечники. А вот от родителей, которые навязывают своих детей, так просто не отделаться. Но и с ними мы успешно боремся.

– А ребята, которые когда-то снялись в «Ералаше», понимают, что это вы дали им путевку в жизнь? Не забывают вас?

– Вот с Сашей Головиным часто общаемся. Саша – моя любовь! Он сыграл в фильме «Крыша» школьника. Я растрогался, когда Саша – звезда «Кадетов» и других фильмов – на предложение сняться в моем первом большом фильме так ответил: «Мне не надо никаких денег за фильм! Сколько дадите – столько и дадите». Приятно, что парень помнит, как он стал артистом.

Несмешное детство

Маленький Боря Грачевский тоже был очень талантливым ребенком – выдумщиком и затейником. В десять лет он поставил свой первый танец. В одиннадцать – организовал кружок по изучению изобразительного искусства и сам водил своих сверстников на экскурсии в Третьяковскую галерею. В младших классах по сценарию своего отца поставил первое шоу: новогодний утренник.

– Свой второй танец я поставил уже в возрасте 55 лет, – с самым серьезным видом говорит Борис Юрьевич. – Это был стриптиз в «Ералаше»…

Детство Грачевский провел в Доме отдыха Полушкино под Москвой. Там работали родители будущего создателя «Ералаша»: отец Юрий Максимович – культработником, а мама Ольга Лазаревна – библиотекарем.

– У меня было хорошее детство, – говорит Грачевский. – И это при том, что жили мы вчетвером в шестиметровой комнатке под лестницей. У нас ничего не было: ни горячей воды, ни собственного туалета, даже окно в комнате было глухое! Раз в неделю мы ходили мыться в общий душ, ели в рабочей столовой. Поэтому сейчас я очень ценю комфорт. Терпеть не могу ходить в походы!

– Отец привил мне любовь к спорту, – рассказывает Борис Юрьевич, – я играл во все спортивные игры – от футбола, до гандбола, ездил на лыжах, на велосипеде…

Родители позаботились о том, чтобы их сын был не только физически развит, но и культурно образован.

– Я и сейчас с наслаждением хожу в галереи, консерватории, – рассказывает Грачевский, – недавно был на концерте Бочелли – это мой любимый тенор. Бочелли запел, а я заплакал! Огляделся вокруг – никто не плачет. Вот, думаю, скажут – старый дурак! Ай, думаю: пусть говорят, а я поплачу!

Отменным чувством юмора и сверхъестественной способностью запоминать и рассказывать анекдоты Грачевский обязан отцу.

– Мой отец был веселого нрава человек, очень любил шутить, – говорит Борис Юрьевич. – Он знал столько анекдотов – не пересказать! А вот мама была сухой женщиной, никогда не сюсюкала со мной. Но любила меня, конечно. Когда я уже вырос и был директором «Ералаша» – говорила мне строго: «Нечего на меня голос повышать! Ты здесь не директор, а сын». Я иногда пою для друзей песню моего приятеля Романа Булгачева «Мама». Все плачут. Там такие трогательные слова:

Если на душе и тоска, и осень,

Сам себя гоню от привычных мест.

Мама за меня Господа попросит,

Ведь она глядит с любовью на меня с небес…

Должок!

Карьеру в кино молодой Борис Грачевский начинал… грузчиком. Причем, устроился на киностудию имени Горького лишь благодаря протекции. Знакомые рекомендовали его как серьезного, образованного и очень выносливого молодого человека, который к тому же окончил Калининградский механический техникум. Из грузчиков Грачевский перешел в состав съемочной группы. И, будучи уже старшим администратором, сыграл первую роль в кино.

– В сказке «Варвара-краса, длинная коса» из колодца появляется рука со страшными корявыми пальцами и грозит царю: «Должок!» Это моя рука! – с гордостью говорит Грачевский.

Но актерская профессия его не увлекла – он поступил во ВГИК на экономический факультет. Поднабравшись творческих сил и идей, Борис Грачевский и Александр Хмелик взялись за создание детского юмористического журнала. Это было 35 лет назад.

– Алла Сурикова как-то сказала: если есть юмористический киножурнал «Фитиль», пусть будет и «Фитилек» – для детей. Потом она эту затею забросила. А мы с Хмеликом сделали не «Фитилек», а нечто другое, и назвали свое детище «Ералаш». Название долго не принимали, потому что у тогдашнего председателя Госкино фамилия была Ермаш. Думали, что это такая легкая издевка… Но потом все-таки утвердили.

Киножурнал пришелся по душе зрителям с первого выхода. И любовь к нему не угасает.

– Годы идут, а наш журнал не меняется, – говорит Борис Юрьевич. – Возможно, потому, что в обществе уже нет таких свирепых изменений, которые происходили во время горбачевской перестройки. Дети давно уже не знают, кто такой Ленин. Но в этом есть и минусы. Когда выдавливали из людей коммунистические идеи, выдавили и важное качество – любовь к Родине. А я не устану повторять, что мы живем в величайшей стране! Я люблю русский язык, горжусь им. Я люблю наших зрителей, которые выросли на «Ералаше». Из чего мы делаем журнал? Из моей дикой любви к литературе – мировой и отечественной, из любви к классической музыке… И я просто делюсь этой любовью…

Семья

Дети Бориса Грачевского – Максим и Ксения – не пошли по стопам своего знаменитого отца, несмотря на то что тоже окончили институт кинематографии. Они стали бизнесменами. Но в «Ералаше», конечно же, в свое время «засветились».

– Пару раз сын бегал на заднем плане, – рассказывает Грачевский. – А дочь снялась в главной роли в сюжете «Нам не страшен серый волк». Может помните: там младшая сестра провожает брата в школу. Он ей говорит: «Смотри, никому не открывай – придет серый волк и съест тебя!» Он выходит на улицу – и видит, что у него на ногах – домашние тапочки, а на улице зима. Он звонит в дверь, а сестра кричит: «Не открою – ты серый волк!» Ксюша тогда хорошо справилась с задачей актрисы. Но больше я своим положением не злоупотреблял.

Грачевский и в повседневной жизни старается не эксплуатировать свою популярность. Но народная любовь порой сильнее принципов.

– Сотрудники ГИБДД меня не раз отпускали без штрафа, – рассказывает Борис Юрьевич. – А бывает, в магазине без очереди пропускают. Я не сопротивляюсь, потому что понимаю: люди хотят мне сделать приятное, потому что любят «Ералаш». А это значит, что я не зря живу и работаю!

– Вот послушайте! – воодушевленно говорит Грачевский. – Новый сюжет. Мальчик прибегает домой. Жуткая жара. Воду в квартире отключили, утолить жажду он не может. Приходит с работы мама. «Мама, ты вчера мне купила мороженое, где оно?» – «В морозилке, наверное». – «Его там нет». – «Папа, наверное, съел». – «Как папа съел?!» – «Ты что не любишь папу?» – «Люблю, – говорит мальчик, – но не до такой же степени!»

Когда отец «Ералаша» все же устает ото всех и от всего, он срывается из Москвы к теплому морю – в Турцию или Египет.

– Не надолго уезжаю, – говорит Грачевский. – Максимум – на недельку. Но, если честно, я даже там много спать не могу – боюсь потерять драгоценное время!

Сын Максим и невестка Светлана подарили Борису Юрьевичу долгожданного внука Кирилла.

– Он еще совсем крошка, ему нет трех лет! И общаемся мы с ним пока совсем несерьезно, – говорит счастливый дед. – Вот купил ему игрушки, на днях встретимся, подарю их Кирюше.

К сожалению, отдавать любимому внуку все свое свободное время у Бориса Юрьевича пока не очень получается. Нет этого свободного времени. Потому что «Ералаш», в отличие от Ленина, жил, жив и будет жить!