ПОЧЕРК РУССКОЙ МАФИИ

Валентина Бакмастер

cЖурналистское расследование

Начало в #236 от 24 апреля.

Неразменный пятак

Жертва вторая. Антон приехал в Америку 4 года назад. Это порядочный и трудолюбивый человек. Чтобы «встать на ноги», он с женой купил lunch truck (автобус с горячими завтраками). Работа адская, в основном, ночью и в ранние утренние часы. Это тяжело даже просто физически. Но они сознательно шли на это – собралась приличная сумма. И вот увидели в газете объявление, что владельцы ресторана «Клеопатра» ищут компаньона. Антон с женой отправились посмотреть все на месте. Ресторан понравился. Аркадий Звездный – предполагаемый будущий партнер – вызывал доверие. Было решено продать трак и купить долю в ресторане в 20% за 60 тыс. долларов.

Оформлением документа занимался адвокат Звездного. И тут стали опять повторяться удивительные вещи: расписка на получение третьего взноса на 20 тыс. долларов исчезла. Дальше – больше… Антон каждый день был в ресторане, видел, что посетителей много. Однако Аркадий жаловался, что доход минимальный, не хватает денег расплатиться с поставщиками. Антона к документам не допускали. Каждый раз после того как посетители покидали зал, Аркадий вместе с Геной и Розой закрывались в задней комнате и считали выручку. Антону входить туда было запрещено. За полтора месяца он не получил ни копейки. Более того, в один из вечеров Звездный поставил его в гардероб принимать пальто. Хозяин ресторана в гардеробной…

Трак продан, деньги отданы Звездному, дохода от ресторана нет, работы тоже нет… Семья Антона элементарно голодала. Когда он пытался поговорить с Аркадием, тот привычно ответил: «не нравится – иди, судись».

Расчет верен. Чтобы судиться нужны деньги. Большие деньги. Все деньги из кармана Антона перешли в карман Аркадия… А значит и сила…

Жертва третья. Метод работал хорошо, а потому Звездный с «соавторами» продолжали расширять число «владельцев ресторана». На сей раз в их ловушку попался Эдуард – хозяин одного из ресторанов города. Ему продали 66% доли и затребовали за это 50 тыс. долларов. Причем, по условиям «игры» деньги внести надо было в виде уплаты годового долга за аренду помещения ресторана «Клеопатра». Что Эдуард и сделал.

Но, по хорошо отработанной методике, его тоже выкинули, сказав, что деньги на ресторан не приходили, а значит и получены не были. Мало ли у кого какие прихоти. Может, Эдуард из филантропских побуждений оплачивает чужие долги.

Жертва четвертая. На объявление о партнерстве отклинулся и еще один бизнесмен, ювелир. Но не тот ювелир, кто перепродает, а тот, кто делает изделия своими руками. Звездый и компания продали Радику 25% доли за 90 тыс. долларов. Радик собирался ехать в отпуск, а тут покупка нового дела… Но Аркадий заверил, что все будет в порядке. Пусть тот едет и ни о чем не беспокоится, а когда вернется, то его будут ждать 5 тыс. долларов еженедельного дохода.

Когда Радик вернулся, его не только не ждали с распростертыми объятиями и деньгами, а холодно отрезали, что «прибыли никакой, по счетам платить нечем. Или молчи, или вообще вылетишь ни с чем». Радик и просил, и умолял… Но последним решением компании было: «Мы купим назад твои 25%, но только уже за 70 тыс. долларов. И деньги будем отдавать не сразу, а по 1000 долларов в месяц».

С паршивой овцы – хоть шерсти клок… Какая-то надежда на возвращение хотя бы части денег. Радик согласился. За последующие месяцы он получил только 6,5 тыс. долларов.

Жертва пятая. Валентин приехал в Америку мальчишкой. Здесь окончил школу, отучился в колледже, получил хорошую работу и быстро продвигался по службе. Он работал менеджером в знаменитой компании IBM, в офисе бывшего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани, стал довольно состоятельным человеком с хорошей репутацией и значительным счетом в банке. Увидев объявление в газете о поиске партнера для «Клеопатры», он заинтересовался. Кроме высшего технического образования, Валентин получил еще и музыкальное – играл на нескольких инструментах, пел. Он работал даже в группе знаменитого Михаила Шуфутинского. Захотелось открыть свое дело. Посоветовались в семье… и решились.

Звездный с партнерами продал ему долю ресторана в 50% за 166 тыс. долларов. Валентин – человек ответственный, а потому сразу же поспешил приступить к своим новым обязанностям. Но не тут-то было… Как и предыдущих «претендентов в партнеры», его к делам не допустили. Самое большее, что позволяли – это играть на барабанной установке в оркестре. И Валентин играл, и все примечал. Ему, менеджеру с опытом и образованием, все стало ясно. Он лихорадочно искал выход…

Однако Звездного его присутствие сковывало и раздражало, требовалось поскорее отделаться от лишних глаз. Вскоре Валентин получил письмо от адвоката Аркадия, в котором его уведомляли, что дела ресторана идут крайне плохо, и если он не внесет еще 33 тыс. долларов, то лишится всей своей доли. Так его еще раз ограбили, а когда поняли, что больше взять нечего, то просто вышвырнули его барабан со сцены.

И тут в руки Валентина попали документы из суда. Того самого первого суда, который постановил, что действительным хозяином «Клеопатры» является не Борис Холоденко, а Аркадий Звездный. В документах были указаны телефоны…

Борис и Валентин встретились. Разговор был долгим, затем они разыскали и других жертв «Террора Клеопатры», собрали документы. Изучение имеющихся материалов показало, что за один год Звездный с компаньонами продали «Клеопатру» целиком почти два раза – 168%, оставаясь при этом неизменными хозяевами. В результате этих блестящих операций они получили 371 тыс. долларов. Прямо не ресторан, а неразменный пятак.

Борису грустно было познавать эти серые страницы жизни его «Клеопатры». Нет, злости на Звездного не было. Было жалко людей, которых он обобрал, жалко свое детище, созданное собственными руками и головой. Из опыта он уже знал, что на правоохранительную систему надежды мало. Надо защищаться самим. Одна голова – хорошо, а две лучше. Вот что они придумали.

Блестящий реванш

Валентин вернулся в ресторан и стал уговаривать Гену – «наиболее тонкое звено синдиката» – продать ему еще 25% от общей доли, потому что он «жизни не видит без своей барабанной установки. Ему ничего не надо, только бы разрешили поиграть в оркестре». И тут «жадность фраера сгубила», Гена согласился, при условии выплаты денег немедленно. Деньги были выплачены, а взамен в портфеле у Валентина был подписанный договор о владении еще 25% ресторана, где также было оговорено, что он может продать часть своей доли «кому-нибудь из своих людей».Что он тут же и сделал. Следом был подписан договор о продаже половины Борису Холоденко.

На следующий день Валентин сообщил Звездному о сделке и предложил познакомиться с новым компаньоном. Но Аркадий интереса не проявлял, все находил отговорки, то голова болит, то кофе надо попить. И вот, наконец, снизошел…

Борис с самого утра сидел в машине на другой стороне улицы и ждал. Что значили эти несколько часов по сравнению с тремя годами, в течение которых его руки работали, а голова обдумывала реванш! И вот раздался звонок, его приглашают.

Взгляды встретились. Звездный понял все мгновенно, но не знал еще масштабов провала. Борис зачитал ему письмо и перечень документов для правоохранительных органов. За то время, что он читал, Аркадий уже полностью овладел собой. В ответ он привычно коротко бросил: «Давай, судись…» Нервы у него сдали позже, когда он пришел к своему адвокату и устроил разнос, «почему тот не предугадал такого шага?»

Почему?

Этот вопрос не оставлял меня. Ведь если не одного, то двух взглядов достаточно, чтобы понять, что Звездный – жулик. Почему так много людей попадаются на его удочку? Пять серьезных бизнесменов в течение всего одного года выложили ему почти полмиллиона долларов. И это только те, кто прямо связан с рестораном «Клеопатра». А сколько людей он обжулил «походя»! Поставщики, рабочие, знакомые…

Конечно, человек он неординарный: с изощренным мышлением, наблюдательный, со знанием человеческих реакций, далекий от сантиментов. Наверное, большую роль сыграло его умение войти в доверие, мягкие манеры, обличие профессионала. Именно качества профессионального бизнесмена покорили Бориса Холоденко. Ему, художнику не только по профессии, но и по натуре, было приятно, что именно бизнесмен-профессионал будет руководить созданным им рестораном.

Звездный тут же нашел его «тонкое» место, стал рассказывать о своих знакомствах в артистических кругах, пообещал превратить ресторан в большой культурный центр. То есть он говорил то, что, в общем-то, и хотелось услышать Борису. Когда все пошло наперекосяк и у Бориса возникли подозрения, то и здесь Звездный сумел найти такие слова, что возразить ему было просто невозможно. Лучшее, что оставалось, быть «умным на лестнице».

Валентин же оказался просто не готов. То, что называется «расслабился». Он вырос в Америке, учился в американской школе, работал в офисах с американцами. Валентин забыл, что такое русские «деловые люди». Он совершенно не ожидал, что русский криминал и в Америке – криминал. Когда он «приступил к работе», то криминальные методы Звездного стали совершенно очевидны, но и тут он некоторое время продолжал молчать, потому что… Было стыдно, что его «сделали», как ребенка. Потому что даже друзьям нельзя было рассказать об этом – не поверят и не поймут. Потому что Звездный – профессионал, и бороться с ним надо тоже профессионально. То есть нужен адвокат.

Чтобы работать с хорошим адвокатом, надо платить, платить… Любое заявление – это 2-5 тысяч долларов. А если тебя «ободрали как липку», откуда эти тысячи взять? Поэтому Звездный «потрошил» свои жертвы дочиста, чтобы уж наверняка. У самого Аркадия два адвоката находятся в услужении. Оба бывшие россияне. Когда одного из них приятель спросил, как он может помогать Звездному проделывать такие грязные «операции», тот только ответил: «Если бы ты знал о нем то, что знаю я, у тебя бы волосы на голове встали». В частной беседе один из следователей, которому были предоставлены материалы этого дела, сказал, что рано еще говорить что-либо определенное, однако Звездный использовал типичные методы русской мафии, когда она захватывает различные виды бизнеса.

Почему в законопослушной Америке правоохранительные органы сами не занимаются подобными личностями?

Занимаются… ФБР следит за Аркадием более десяти лет, но поймать за руку так и не может. За все годы ни в одном документе не было ни одной его подписи, а все имущество принадлежит жене.

Что будет дальше?

Борис Холоденко собрал уже несколько томов документов. Он передал их в руки хорошего американского адвоката. Любое расследование, а тем более расследование финансовых нарушений, длится долго. Но жизнь продолжается… И в этой жизни Звездный, по-прежнему, богатый человек, владелец дорогих домов, автомобилей. Ему все еще принадлежат 13% доходов от ресторана. У него множество знакомств, которые он продолжает использовать для своего обогащения. Например, на одном из недавних заседаний спортивного клуба присутствовал очень богатый спонсор. Аркадий подсел к нему и стал рассказывать, что строит новое здание ресторана за 600 тыс. долларов. В конце беседы он предложил выкупить половину за 300К.

Неизвестно, какое решение принял тот бизнесмен и десятки других, к которым еще обратится Звездный. Ясно только, что он обладает большим даром убеждения. Слишком многие знают это из своего горького опыта!

Что будет теперь с «Клеопатрой»? Вовсе непросто вернуть ее «на нормальные рельсы». Новое руководство взяло все долги на себя. А долгов немало: долги всем обманутым вкладчикам, долги за аренду, электричество, долги поставщикам.

Да и Звездный продолжает пакостить: то перевел всю почту ресторана на свой домашний адрес, то все телефоны… Сидит дома и по мобильному телефону принимает заказы и снимает деньги с кредиток. Посетители ресторана и не подозревают, что он отстранен от дел… И сделанные ими депозиты идут не на оплату банкета, а прямо Аркадию в карман.

Россияне накопили обширный опыт вложения денег в рестораны за рубежом. В основном, этот опыт негативный. Будьте бдительны, передавая свои сбережения в другие руки. Русская мафия и в Америке мафия.