![BalDance_Salad_Balett_Zurich_Photo_gregory_batardon Кристиан Шпук: «Ромео и Джульетта». Фото Gregory Batardon](https://ourtx.com/wp-content/uploads/2018/02/BalDance_Salad_Balett_Zurich_Photo_gregory_batardon-650x381.jpg)
![Матс Эк: «Джулия и Ромео». Фото Royal Swedish Ballet](http://ourtx.com/wp-content/uploads/2018/02/Dance_Salad_Julia_Romeo_Mats_Ek-200x300.jpg)
23-й по счёту Международный фестиваль современного танца «Dance Salad» пройдёт в Хьюстоне в конце марта. Как всегда директор фестиваля Нэнси Хендерек познакомит хьюстонских любителей балета с самыми свежими и лучшими образцами «мировой балетной кухни». В списке танцевальных «деликатесов» и итальянские, и норвежские, и немецкие. «Шведский стол» представит выдающийся хореограф современности Матс Эк. Из «остренького» – яркие, пряные балеты француза Гильома Юло.
По традиции мы знакомим наших читателей с «рецептом «Танцевального салата» этого года.
Сразу два балета будут посвящены истории Ромео и Джульетты, давно ставшей вечной темой искусства в разных жанрах.
Корифей шведского балета Матс Эк называет историю Ромео и Джульетты «ДНК всего человечества». Он создал спектакль «Джулия и Ромео» в 2013 году по случаю 240-летия Шведского королевского балета. Эк поставил балет на музыку П.И.Чайковского, бережно относясь буквально к каждой ноте. Используются части Первого фортепианного концерта и Первого струнного квартета, также фрагменты оркестровых произведений: Пятой симфонии, симфонии «Манфред», фантазии «Буря», «Итальянского каприччио», симфонической фантазии «Фатум» великого русского композитора. Музыкальная партитура балета получилась чрезвычайно эмоциональной и драматичной, но, по мнению критиков, в спектакле царит не английский дух Шекспира, а русская душа Чайковского.
Классическая история любви перенесена Эком в 21 век. Cценография минималистична – чёрно-серые «гофрированные» декорации мегаполиса и современные костюмы, в которых с трудом улавливается тень эпохи Ренессанса. Танцевальный язык насыщен эффектными фигурными прыжками и оригинальной акробатикой.
Имена главных героев в названии переставлены не случайно, хореограф считает, что именно Джульетта «закручивает» сюжет». Именно ей принадлежит первенство в любовной паре. Она первой принимает жизненные решения и первая встречает смерть.
Хьюстонские зрители увидят кураторскую версию знаменитого балета, который получил премию «Czech Crystal» на фестивале «Золотая Прага» в 2014 году и премию «Olivier» в 2015 году за лучшую новую балетную постановку. Исполнители – артисты труппы Шведского королевского балета.
![Кристиан Шпук: «Ромео и Джульетта». Фото Gregory Batardon](http://ourtx.com/wp-content/uploads/2018/02/BalDance_Salad_Balett_Zurich_Photo_gregory_batardon-300x253.jpg)
«Ромео и Джульетта» в трактовке немецкого хореографа Кристиана Шпука – изящный балет, в котором сочетаются пластика современного танца, драматургия классического сюжетного балета и тонкое психологическое прочтение ролей. Спектакль был поставлен в 2012 г. специально для танцоров «Ballett Zürich» на музыку С.С.Прокофьева. Это красочная, костюмированная балетная пьеса, которую можно смело назвать вневременной.
Хореограф долго шёл к кому, чтобы поставить собственный балет на сюжет Шекспира: «Первым балетом, который я увидел по телевизору, будучи ещё ребёнком, был «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева в хореографии Джона Кранко, – вспоминает К.Шпук. – Я до сих пор считаю эту постановку эталоном в современной хореографии».
«Моим замыслом стала идея поставить балет, как можно более точно передающий драматургию Шекспира, – признался хореограф, – читая трагедию, я понял, что Ромео и Джульетта – уже не дети, они не нежны и мягки, а дерзки и целеустремленны. Они живут в эпоху, когда вопросы жизни и смерти решались в атмосфере, насыщенной страстью. В моей постановке малолирики, но много честности. Мой балет – прямой, театральный и универсальный, такой же, как философия Шекспира».
На фестивале «Dance Salad» нам посчастливится увидеть кураторскую версию балета в исполнении танцоров труппы Ballett Zürich, которую критики называют «балетным ансамблем, рассказывающим истории» – «Storytelling Ballet».
![Морис Бежар: «Песни странника». Фото Karolina Kuras](http://ourtx.com/wp-content/uploads/2018/02/Guillaume_Cote_and_Friedmann_Vogel_in_Songs_of_Wayfarer_by_Maurice_Bejart_Photo_by_Karolina_Kuras-222x300.jpg)
На нынешнем фестивале Dance Salad будет показан уникальный балет «Песни странника» (по мотивам вокального цикла Г.Малера «Песни странствующего подмастерья»), который считается одним из самых утонченных постановок великого Мориса Бежара. Этот балет – история романтического странника, идущего куда глаза глядят, размышления о смысле жизни, о её красоте и ценности.
Хореографический дуэт был придуман Бежаром в 1971 г. для двух выдающихся танцоров – Рудольфа Нуреева и Паоло Бортолуцци. Нуреев исполнял роль романтического героя, Бортолуцци – роль Судьбы. На хьюстонском фестивале «Песни странника» будут исполнены двумя ярчайшими танцорами наших дней: солистом Штутгарт-балет Фридеманом Фогелем и солистом Национального балета Канады Гийомом Котэ.
![Фридеман Фогель. Фото Matthew Brookes](http://ourtx.com/wp-content/uploads/2018/02/Friedeman_Fogel_solo-208x300.jpg)
Фридеман Фогель обучался балетному мастерству в Школе Джона Кранко и в Академии классического танца принцессы Грэйс в Монако, где на него положила глаз директор этого заведения Марика Безобразова, ставшая для юноши воплощением русской балетной школы и чуткой наставницей.
В 1998 г. он поступил на должность артиста кордебалета в Штутгартский театр, через 4 сезона стал его солистом, а ещё через пару лет – звездой мирового балета.
Фогель гастролировал и выступал в роли приглашённого солиста с балетными труппами Ла Скала и Берлинского театра, Финским национальным балетом, Китайским национальным балетом и балетной труппой Мариинского театра. В 2007-м с большим успехом исполнил партию Зигфрида в «Лебедином озере» Дерека Дина с Английским национальным балетом. Получил высокую оценку балетных критиков за выступление с Дарьей Климентовой в «Манон» Кенета МакМилана в 2009 году и за актёрскую интерпретацию образа Жана де Бриена в «Раймонде» (постановка Сергея Вихарева) в Ла Скала.
В одном из интервью Фридеман Фогель самоиронично сказал: «Принц – моё естественное состояние», – как нельзя кстати, поскольку в Хьюстоне, на фестивале Dance Salad он исполнит романтическую роль студента- странника, а демоническую партию Судьбы станцует канадец Гийом Котэ.
![Гийом Коте. Фото Aleksandar Antonijevic](http://ourtx.com/wp-content/uploads/2018/02/Dance_Salad_guillaume_cote-300x171.jpg)
Гийом Котэ был самым молодым артистом в истории Национального балета Канады, станцевав в возрасте 19 лет партию Зигфрида в «Лебедином озере». Он исполнил заглавные роли практически во всех классических балетах – от «Жизели», «Щелкунчика» и «Баядерки», до «Ромео и Джульетты» и «Жар-птицы».
Также он станцевал ведущие партии в премьерных спектаклях «24 прелюда Шопена» в хореографии Мари Шуинар и «Полифония» Кристофера Уилдона, в балете Джерома Робинса «Сюита Вестсайдская история», а также в балете «Скрипичный концерт Стравинского» в хореографии Джорджа Баланчина.
В 2009 году Михайловский театр Санкт-Петербурга пригласил Гийома Котэ открывать балетный сезон в театре в премьерной постановке «Лебединое озеро» в редакции Горского-Мессерера.
Гийом Котэ – не только талантливый танцовщик, но и одарённый музыкант. Он играет на гитаре, фортепиано и виолончели, а также сочиняет музыку. В частности, он написал музыку для нескольких балетных и драматических спектаклей: «Sana Detour» в Alberta Ballet, «Fire in the Stable» в Театре Питсбурга, «Metamorphosis» и «Didj «U» Know» в Национальном балете Канады.
Не пропустите выступления этих великолепных танцоров на фестивале Dance Salad, который пройдёт в этом году в новом месте – в Zilkha Hall (Hobby Center) – 29, 30 и 31 марта. Подробности: www.dancesalad.org
Продолжение следует