MEDICARE ДЛЯ ВСЕХ

Григорий Гуревич

«В современном мире те, кто делают историю, сами не ведают, что делают»
Дж. К. Честертон, английский писатель

Medicare (Медекер) – программа бесплатной медицинской помощи для людей 65 лет и старше, а также для инвалидов – была введена в стране президентом Джонсоном в 1965 году.

В 2003 г. конгрессмен Джон Коньерс внёс на рассмотрение в Палату представителей законопроект «Расширение и улучшение Медикер для всех» (H.R. 676). Тогда этот законопроект поддержали 25 конгрессменов- демократов. В 2017 г. их число достигло 120. Аналогичный законопроект внёс в 2017 г. в Сенат Барни Сандерс, который ведёт активную и шумную кампанию под лозунгом “Medicare for All”. Сандерса поддержали 16 сенаторов-демократов.

Законопроект устанавливает для всех жителей США универсальную систему медицинского обслуживания. Через четыре года после принятия «Medicare для всех» все частные страховые компании будут запрещены, а все правительственные медицинские программы будут отменены. Федеральное правительство будет оплачивать все медицинские расходы американцев, включая расходы на фармацевтические препараты, стоматологическое обслуживание, лечение слуха и другие. Таким образом, единственным плательщиком всех медицинских расходов станет федеральное правительство.

КТО ЗАПЛАТИТ?

По соглашению с пациентами их история болезни будет внесена в «стандартизованную конфиденциальную электронную систему регистрации пациентов».

Финансирование медицинских расходов будет осуществляться за счёт использования фондов Medicare, Medicaid и Children’s Health Insurance Program, увеличения подоходного налога, введения «скромного и прогрессивного» акцизионного налога на зарплату и доходы от самостоятельной деятельности, «скромного налога» на все другие виды доходов и «небольшого» налога на операции с акциями и облигациями.

Предполагается, что федеральное правительство как единый плательщик будет вести переговоры с фармацевтическими компаниями и «коллективно обсуждать справедливые цены для американского народа». Как будет организовано «коллективное» обсуждение и определение «справедливой цены» медикаментов, а также какова будет величина «скромного и небольшого» налогов, Сандерс и его сторонники не объясняют.
В своих выступлениях Сандерс говорит о том, что отмена непокрываемого минимума (deductibles), ежемесячных взносов (premiums) и оплата визита (co-payments) современных медицинских страховок, а также устранение административных расходов частных страховых компаний и снижение объёмов лечения в госпиталях в результате профилактической медицинской помощи окупят увеличение налогов на реализацию «Medicare для всех».

В своих выступлениях Сандерс утверждает, что снижение накладных и административных расходов, которое произойдёт при переходе к одному плательщику, приведёт к существенному снижению медицинских затрат. При государственной медицине американцы будут иметь гарантированное медицинское обслуживание. Поэтому, по мнению Сандерса, американцы не будут бояться поменять работу, что будет стимулировать рост экономики. Однако сенатор забыл или не знает, какова доля накладных и административных расходов в суммарных расходах на здравоохранение.

По оценкам команды Сандерса предлагаемая программа «Медикер для всех» позволит сократить медицинские расходы на $1,6 трлн. за десять лет, а расходы на лекарства по рецепту врача снизятся на $846 млрд. Но этого недостаточно для покрытия расходов на «Medicare для всех». Вероятно Сандерс понимает это. Поэтому он предлагает сократить платежи врачам и госпиталям на 40%.

ЧТО ОЖИДАЕТ ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Чарльз Блахус, старший научный сотрудник Stanford University’s Hoover Institution, напомнил, что The Center for Medicare and Medicaid Services (CMS) платит врачам и госпиталям, принимающим Medicare, на 40% ниже, чем частные страховые компании. По мнению Блахуса «не ясно, как госпитали, врачи и другие медицинские работники будут реагировать на резкое сокращение оплаты их труда». Блахус предупреждает, что даже сохранение существующей оплаты приведёт к тому, что примерно половина всех госпиталей будет иметь к 2040 г. отрицательный баланс. Если законопроект Сандерса будет принят, то уже в 2019 г. более 80% госпиталей начнут терять деньги. Очевидно, что снижение ставок врачам и госпиталям приведёт к массовому уходу врачей из бизнеса и закрытию многих госпиталей при резком увеличении числа новых пациентов. Не исключено, что оставшиеся врачи и госпитали будут сокращать список предлагаемых медицинских услуг и, в первую очередь, дорогостоящих процедур. Это в свою очередь приведёт к увеличению времени ожидания встречи пациента с доктором и получения ожидаемой медицинской помощи в госпиталях.

КТО ПОСЛЕДНИЙ? Я ЗА ВАМИ

Получается, что «Medicare для всех» увеличивает возможности получения медицинских услуг, воспользоваться которыми будет затруднительно.

Длинные очереди на приём к врачам и на получение медицинской помощи в госпиталях стали обычным явлением в странах с государственной медициной. Например, в Канаде, система здравоохранения, которая является примером для Сандерса, время ожидания замены тазобедренного сустава занимает около двух лет. Пациентам, нуждающимся в удалении катаракты, приходится ждать не менее года. В Великобритании количество врачей, медицинского обслуживающего персонала и больничных коек на душу населения самые низкие среди развитых стран. По данным министерства здравоохранения Великобритании за 2017 г. почти 9000 человек ежегодно умирают в больницах, из-за того что не смогли получить медицинскую помощь вовремя.

У нас в США похожая ситуация сложилась с ветеранами. В своё время левые рассматривали систему оказания медицинской помощи ветеранам как прекрасный пример социализированной медицины. Сегодня коррупция в департаменте по делам ветеранов уже давно стала притчей во языцех. Бесконечное ожидание получения медицинской помощи, которая оказывается к тому же часто некачественной, пагубно отражается на состоянии ветеранов.

ОПЫТ РАЗНЫХ ШТАТОВ

В некоторых штатах США, во главе которых долгие годы стоят демократы, решили не дожидаться введения системы единого плательщика на федеральном уровне и приняли свои законопроекты «Medicare для всех». Так, на столе губернатора штата Нью-Йорк уже давно лежит законопроект об едином плательщике, принятый законодателями штата. По оценке RAND Corp. к 2022 г. финансирование этого законопроекта потребует увеличение штатных налогов на 156%.

Законодатели штата Северная Каролина тоже одобрили законопроект об едином плательщике. Исследования, проведённые Fiscal Research Division, показали, что стоимость законопроекта почти в два раза превышает бюджет штата. Законопроект об едином плательщике был одобрен сенатом Калифорнии. Его реализация по предварительным оценкам будет стоить $400 млрд. Демократы штата так и не смогли решить, откуда брать эти деньги. В штате Вермонт расходы на «Medicare для всех» составят 88% штатного бюджета.

Губернаторы всех этих штатов так и не подписали принятые законопроекты. Мечты демократов осчастливить всех бесплатным здравоохранением рушатся после столкновения с реальностью. И тем не менее Сандерс и его соратники с маниакальным упорством стараются навязать американцам финансово провальный «Medicare для всех».

МЕДИЦИНСКИЕ РАСХОДЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Гарвардская школа бизнеса опубликовала результаты своих исследований о медицинских расходах в США и в других странах. Эти результаты обсуждаются в статье “Here’s the real reason health care costs so much more in the US” by Yoni Blumberg. Статья размещена в интернет издании “Make it”, 22 марта 2018 г. В работе показано, что американское здравоохранение – самое дорогое в мире. В 2016 г. на здравоохранение США было потрачено 17,8% ВВП. Медицинские расходы 11 развитых стран мира составляют не более 11,5% ВВП. Медицинские расходы на душу населения в США выше почти вдвое, чем в других странах. На фармацевтические препараты в нашей стране потрачено в 2016 г. в 1,85 раз больше, чем в западноевропейских странах и 1,53 раза больше, чем в Швейцарии. Шунтирование коронарной артерии стоит в США $75345, в Нидерландах и Швейцарии – $15742 и $36508, соответственно. Средняя стоимость проведения MRI в США равна $1145, а в Австралии и Нидерландах – $350 и $461, соответственно.
Зарплата американских врачей и медицинского обслуживающего персонала тоже заметно выше, чем в других странах. В 2016 г. зарплата американских врачей была равна в среднем $218,1 тыс. В европейских странах она колебалась от $86,6 тыс. в Швейцарии до $154,1 тыс. в Германии.

ПОГОВОРИМ О КАЧЕСТВЕ

В работе Гарвардской школы отмечается, что качество медицинского обслуживания в США в целом сопоставимо с другими европейскими странами. Но при лечении сердечных приступов и инсультов США имеют лучшие показатели. В европейских странах больницы оснащены меньшим количеством высокотехнического диагностического, терапевтического и хирургического оборудования, чем типичный городской госпиталь США. Недоношенные дети имеют больше шансов выжить, если они родились в США. Люди старше 80 лет живут в США дольше, чем их сверстники в европейских странах.

Высокое насыщение американских госпиталей передовыми технологиями – основное преимущество американского здравоохранения. Кроме того США – безусловный лидер в области фармацевтических инноваций.

НЕДОСТАТКИ ТУТ И ТАМ

Основной недостаток зарубежной социализированной медицины – слишком долгие очереди к врачам, на медицинские тесты и на получение назначенного лечения. Например, канадские врачи считают, что время ожидания на получение 80% процедур на одну треть выше, чем требуется с медицинской точки зрения.
Основной недостаток американской системы здравоохранения – отсутствие у многих медицинского страхования и высокая стоимость врачебных услуг и медикаментов. Демократы предлагают для преодоления этих недостатков силовые административные методы.

К сожалению, оценка в общеамериканском масштабе причин высокой стоимости американского здравоохранения не проводилась. Время от времени вспоминается, что жители штатов могут купить страховые планы только у страховых компаний, которым разрешено работать в этих штатах. Иногда разрешается покупать страховые планы в соседних штатах. Но как правило, вы не можете купить страховой план у компании из другого штата. Почему такие ограничения? Ведь они существенно снижают конкуренцию между страховыми компаниями.

Американские врачи должны покупать Malpractice Insurance для покрытия финансового ущерба от возможных медицинских ошибок. Адвокаты пострадавших пациентов взвинчивают стоимость ущерба до многих сотен тысяч долларов, а нередко и до нескольких миллионов. Поэтому стоимость Malpractice Insurance очень высока. Она увеличивает стоимость медицинских услуг.

Зарубежным медикаментам очень трудно попасть на американский рынок. В результате практически отсутствует конкуренция отечественным медикаментам. Естественно, что это отражается на их стоимости. Сейчас администрация Трампа ведёт переговоры с крупными американскими фармацевтическими компаниями о возможных путях снижения цен на медикаменты. Президент сообщил на своём твиттере о том, что эти переговоры проходят успешно.

Основная проблема «Medicare для всех» в том, что эта программа основана на предположениях и благих намерениях. Так, демократы считают, что несколько десятков или сотен государственных бюрократов могут из одного центра лучше управлять миллиардами долларов, чем десятки миллионов людей, принимающих ежедневно бесчисленное множество решений и несущих личную ответственность за них. Центры планирования не работали в СССР, в Северной Корее и на Кубе, а сегодня и в Венесуэле, но наши демократы почему-то уверены в том, что у них это обязательно получится.