ЛАРИСА ГОЛОВКО И ЕЕ ПРИБОР
У Ларисы Головко, нашей соотечественницы из пригорода Хьюстона Клиар-Лэйк редкая специальность. Она физик почв.
Лариса выросла в семье ученых, отец был видной фигурой в области почвоведения. Для юной Ларисы выбор был естественен – она поступила в МГУ на факультет почвоведения. Там же она повстречала будущего мужа Андрея Головко. По окончании университета Андрея пригласили работать в США, а она осталась в Москве писать диссертацию и искала пути, как попасть к нему. Ларисе предложили поехать в Вайоминг, но надо было по новой защищать диссертацию. Учитывая, что Советский Союз развалился, ученые сидели без зарплаты, а вся семья занималась наукой, Лариса, конечно, согласилась. Шел 1997 год, Андрей работал в Нью-Джерси, и два с половиной года они ездили друг к другу.
«Интернет тогда только начинался, но уже можно было создавать бесплатно сайты, – вспоминает Лариса . – Я сделала свой сайт (http://larisa_pozd.tripod.com/). Он и помог мне найти первую работу. Там я написала, что летом еду в Нью-Джерси писать диссертацию. Профессор в университете в Нью-Джерси искал себе постдока и пригласил меня к себе. Я никуда даже не подавала резюме, помог случай. Я дописала диссертацию, защитилась и проработала 6 лет в Ратгерском Университете, штат Нью Джерси. За это время мы с Андреем поженились и в 2002 году у нас родилась дочка Аня».
Но Ларисе все больше хотелось заниматься не чистой наукой, а ее практическим применением.
«В 2001 году я изобрела прибор и основала фирму Landviser», – продолжает свой рассказ Лариса. – Я стала думать о приборе, когда только приехала в Америку и увидела, что начали бурно развиваться информационные технологии, появилась концепция точного земледелия, когда нужна не просто карта с видами почвы, но очень подробная карта. Раньше отбирались образцы почвы, на что надо много денег, времени и сил, и по образцам строились карты. Другое дело, когда ты идешь по полю, воткнул прибор и за 4 секунды выдается цифра электрического сопротивления, которое кореллирирует со многими другими свойствами».
«На самом деле принцип измерения Ван-дер-По известен давно, но надо было сообразить, как такой прибор сделать и найти для него рынок, – вспоминает Лариса Головко. – Я нашла электронных инженеров в Пензе, с которыми и начала работать».
Теперь в Пензе выпускают для Ларисы партии приборов, а она их продает по всему миру.
Прибор LandMapper© определяет электрические свойства почвы с поверхности до глубины 20 метров. Эти свойства необходимо знать в сельском хозяйстве, но не только. Прибор можно использовать в археологии при ведении раскопок, а также при поисках кладов.
Применять его просто: надо заземлить электроды, и сигнал идет на прибор. К нему прилагается программное обеспечение, которое расшифровывает полученную информацию.
Все видели, как по пляжу ходят люди с металлоискателем. Такое устройство отыскивает только металлические предметы (монеты, кольца) и только на небольшой глубине (до 50 см). Сундук с кладом таким прибором не обнаружишь.
«При ведении раскопок, поиске пещер, захороненных фундаментов, коммуникаций, сокровищ помогает мой прибор, – говорит Лариса. – Он показывает любые вкрапления в почве на глубине до 20 метров и рисует картинку.
У меня по миру бегает около 20 энтузиастов, ищущих большие клады. В России их называют «черные археологи» или «черные копатели». Но и профессиональные археологи используют прибор LandMapper.
Люди звонят из разных концов мира и покупают его для разных целей: начиная от обыкновенного фермера или кладоискателя в Индии, которому интересно, как найти воду или клад, до профессора из Лондонского университета, которому необходимо измерять биопотенциалы для научных исследований физиологии растений».
Кроме своей фирмы, у Ларисы есть обычная работа. Она трудится в компании RiceTec, занимающейся селекцией семян риса.
«В кoмпании RiceTec непосредственно не используют мой прибор, но когда были наводнения и соленая вода залила фермерские поля, мой прибор очень пригодился, – продолжает Лариса. – В почве осталась соль. Фермеры закупили семена, посеяли их, а всходы умирают. Они пишут жалобы. Тогда я ездила с прибором и с нашими агрономами, тыкала зондом в почву и показывала, что вот в этом месте, где семена погибли, почва сильно засолена, а вот здесь рядом все растет, потому что этот участок не был залит при наводнении. Электрическое сопротивление в данном случае напрямую зависит от засоления».
Лариса очень тепло вспоминает своего отца Позднякова Анатолия Ивановича, который всю жизнь занимался электрофизикой почв, стал основоположником этого направления в почвоведении, был профессором МГУ. Он написал много научных работ и книг; последняя из них – «Ретроспективный взгляд из будущего» – юмористические мемуары о жизни всей семьи доступна онлайн (http://landviser.net/ru/content/contacts-landviser-russia), но прибора не было.
Прибору уже 18 лет. За эти годы появились разные его модификации, сейчас выпущена 4-я модель . Стоимость прибора с полным программным обеспечением от $1700 до $2500.