РУБРИКА «ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ»

Международный женский день в США становится всё более популярным. Несколько лет подряд мы делаем специальный проект, в котором мы пишем о ярчайших представительницах русскоязычной диаспоры Техаса, которые добились успеха, начав практически с нуля. Объединяет их то, что они счастливы. Счастливы потому, что нашли свое место в жизни и заняты любимым делом.

 ЛИБИ ЛЕБЕЛРУКОВОДИТЕЛЬ TEXAS MEDICAL CENTER ORCHESTRA

«Женщина-дирижёр – это противоестественно»,  – сказал Ю.Темирканов, тем преградив дорогу к оркестрам многим дирижерам женского пола. Даже в наше время тотальной эмансипации женщин-дирижёров не так много. Хотя в США ситуация меняется к лучшему. На базе нескольких оркестров (в Балтиморе и Далласе) уже существуют программы для женщин-дирижёров, привлекающие профессионалов со всего мира. Хьюстон – тоже не исключение. Уже 20 лет в нашем городе существует уникальный коллектив – симфонический оркестр Техасского Медицинского центра, которым руководит женщина-дирижёр, наша соотечественница, Либи Лебел.

Семья Либи (тогда ещё Любы) эмигрировала из Фрунзе в Израиль, когда ей было всего 2 месяца. Девочка росла в музыкальной семье, так что выбор карьеры был предсказуем. Либи считает себя «продуктом русской фортепианной школы», поскольку все её педагоги были русскими. Первой учительницей по фортепиано стала легендарная Евгения Ревзо. Когда девочке исполнилось 15 лет, семья переехала в Бруклин. В Нью-Йорке Либи училась у знаменитого пианиста Александра Палея, а после, поступив в престижную консерваторию Julliard School of Music, – у Беллы Давидович. Несмотря на удачно складывавшуюся карьеру пианистки, Либи решила поменять направление и стать дирижёром.

«В какой-то момент я стала сомневаться, хочу ли я вести уединенный образ жизни пианиста, проводя ежедневные многочасовые репетиции наедине с инструментом. Жить на Манхэттене было дорого, и мне приходилось подрабатывать страховым агентом. Работая, я научилась искусству общения с людьми и поняла, что мне это несказанно нравится. Однажды мне приснился сон, который изменил всю мою жизнь. Мне явилась незнакомая дама, которая сказала: «Не ищи музыку, пусть  музыка найдёт тебя». Эти слова были довольно туманными, до тех пор пока я не услышала выступление в Карнеги-холл симфонического оркестра и хора из Сан-Хуана. То, что происходило на сцене, было поистине волшебным, настолько органичным было взаимодействие оркестра и хора. Но было ещё одно обстоятельство, поразившее меня: оркестром дирижировала женщина. На следующее утро я проснулась и подумала: может, это то, о чем говорила незнакомка в моём сне? Так я решила стать дирижёром».

Знакомый дирижёр  помог ей подготовиться к прослушиванию, и началось обучение новой профессии. Вскоре Либи получила диплом дирижёра в колледже Westminster и стала руководителем оркестра Принстонского университета.

«В Филадельфии я услышала оркестр, состоящий из врачей, мне показалась интересной сама идея. Интернет в конце 1990-х был не очень развит, однако я нашла информацию о многих докторских оркестрах по всему миру – в Японии, Китае, Германии и в США. Такие оркестры – явление интернациональное. Неудивительно, ведь доктора по своей природе – люди амбициозные, заинтересованные, соревнующиеся. Врачи много и упорно работают, так что для них естественно иметь хобби, которому они придают огромное значение».

В 2000 Либи Лебел переехала в Хьюстон и решила создать собственный коллектив из музыкантов-докторов. Её друг работал в медицинской системе, он-то и помог ей назначить встречу с деканом UT Medical School, которого Либи сумела заразить своим энтузиазмом и заставила принять её требования: бесплатное место для репетиций и свободный допуск к электронной почте по всему Медицинскому центру, чтобы посылать сообщения о репетициях.

«Я направила декану письмо о предстоящем прослушивании, которое он переслал по всей системе. В урочный день более 100 человек выстроились в очередь. Одних играющих на деревянных духовых было человек 30-40. В конце дня у меня был полный симфонический оркестр – 70 человек. Этот день я никогда не забуду».

Начались репетиции. Нужно было найти бесплатные партитуры и оркестровые партии – за ними Либи обратилась к местным университетам. Всё, что возможно было найти, вошло в программу первого концерта: Неоконченная симфония Ф.Шуберта, сюита «Пер Гюнт» Э.Грига и сюита «Карелия» Я.Сибелиуса. 27 января 2001 г. состоялся первый концерт Doctors Orchestra of Houston, который позже стал называться Texas Medical Center Orchestra.

«Поначалу все репетиции были ничем иным, как театром одной женщины. Приходилось заниматься всем сразу: и музыкальной частью, и администраторской, и хозяйственной. Было трудно, тем не менее, все были совершенно счастливы и воодушевлены.

Мне кажется важным поддерживать творческую атмосферу на каждой репетиции, ведь люди приходят после тяжелого рабочего дня, чтобы получить радость от общения с музыкой. Некоторые оркестранты являются на репетицию прямо в рабочей одежде – из лабораторий, больниц, а кое-кто из операционной. Иногда прямо на репетиции сигналит пейджер, кому-то приходится убегать на вызов.

Оркестранты часто говорят: «Либи, ты превращаешь булыжники в бриллианты». Мой стиль работы – это русский стиль преподавания, который мне привили мои учителя. Я стараюсь провести музыкальный процесс от А до Я, буквально анатомируя каждую фразу, работая отдельно над каждым тактом, а потом собирая всё воедино. Музыка должна звучать красиво, совершенно, а музыкантам необходимо открыть в себе лучшие качества, чтобы исполнить её. Иначе и быть не может!

По интернету ходят шутки о том, как ругаются дирижёры. Я никогда не верила в негативный подход . Общаясь с оркестрантами, стараюсь быть с ними откровенной, но при этом мотивирую их позитивно. Часто шучу, провожу аналогии с жизненными ситуациями, привношу русский колорит.  Например, говорю: «Эта фраза должна быть сыграна темно и насыщенно, как русский борщ».

Я выбираю репертуар из тех сочинений, которые для меня многое значат в данный момент. Оркестр надо постоянно развивать, поэтому время от времени я выбираю для исполнения сложные произведения  – как в техническом, так и в исполнительском отношении.  К таким сочинениям отношу симфонии Г.Малера, «Симфонические танцы» и Вторую симфонию С.Рахманинова. Развитие музыканта это не конечная цель, это процесс. Мне бы хотелось, чтобы музыканты нашего оркестра наслаждались этим процессом.  

В моём оркестре больше молодёжи, чем людей старшего поколения. И это несмотря на то, что многие считают классическую музыку скучной, снобистской, элитарной. Такие люди просто не получили доступа к классической музыке. Музыка имеет оздоровительную функцию, и врачи это понимают как никто другой. Наша повседневная жизнь довольно монотонна, но в ней существует одно прекрасное мгновение, которое мы запоминаем на всю жизнь. Этим мгновением для музыкантов моего оркестра являются концерты.

Первыми нашими солистами были участники оркестра, позже я находила солистов из числа местных музыкантов. Мы получаем множество запросов от желающих сыграть соло с нашим оркестром. Поскольку мы играем всего 3-4 концерта в год, надо найти достойных кандидатов. Очень часто у оркестра и солистов случается мгновенный контакт, сравнимый с любовью с первого взгляда. Так произошло со многими, например с меццо-сопрано Emily Treigle (исполнившей соло в Третьей симфонии Г.Малера) или с пианистом Артёмом Кузнецовым, с которым мы уже сыграли Первый концерт П.И.Чайковского, а в мае этого года исполним Пятый концерт Л.Бетховена. Артём в прошлом году выиграл  конкурс Texas Young Artists, с которым нас оркестр сотрудничает. Я люблю работать с русскими музыкантами, потому что у меня с ними мгновенно налаживаются отношения – как на уровне музыки, так и на уровне культурного понимания.

Мне бы хотелось пригласить читателей газеты «Наш Техас» на наш концерт, посвящённый 8 марта. В концерте прозвучат сочинения женщин-композиторов Лили Буланжер, Дженнифер Хигдон, Эми Бич и Флоренс Прайс. В мире немного сочинений, написанных женщинами-композиторами. Этим усложнялся поиск произведений. Но в результате получилась прекрасная, эклектическая концертная программа. Мне попалась партитура одночастного фортепианного концерта Флоренс Прайс – первой в истории женщины-композитора афроамериканского происхождения. Это яркое, необычное сочинение с элементами джаза и спиричуэлс. Соло в концерте исполнит молодая китайская пианистка Лулу Лю. Я надеюсь, что наша публика по достоинству оценит этот красивый концерт, который, к сожалению, исполняется нечасто.

Первый концерт этого сезона был посвящён иммигрантам; во время него мы чествовали выдающихся врачей, вышедших из иммигрантской среды. В концерте, посвящённом Женскому дню, мы отдадим дань уважения выдающимся женщинам в медицинском мире. Среди них – Kelli Cohen Fein – врач-рентгенолог,  профессор Центра гуманитарных наук им.Мак-Говерна (при медицинской школе UTHealth), соучредительница некоммерческой организации «Flower Power Gives», а также доктор Mary Ann Reynolds-Wilkins – научный работник, преподаватель, филантроп и пианистка-любитель. Третий, майский концерт будет посвящён природе и людям, занимающимся её охраной. Доходы от наших концертов, как правило, идут на нужды тех или иных благотворительных организаций.

Когда я организовала оркестр, то не могла предположить, куда приведёт меня это увлекательное путешествие. За 20 лет существования с оркестром произошло множество удивительных вещей:  выступая в больницах, на благотворительных мероприятиях, мы помогли очень многим людям. Последние 3 года TMCO входил в тройку лучших самодеятельных оркестров США (в 2016 – первое место, в 2017-м и 2018-м –  второе). Ранее, в 2014 г. наш оркестр сыграл дебютный концерт в Carnegie Hall с русской программой. Мы получили национальное признание. Для нас это большая заслуга и огромная честь.

Концерты TMCO состоятся 8 марта и 9 мая в Zilkha Hall (Hobby Center). Подробная информация на сайте www.TMCOrchestra.org