Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) громко бьет тревогу: миру грозит новая, страшная пандемия. Но речь идет вовсе не о китайской эпидемии коронавируса – по крайней мере, не напрямую. ВОЗ предостерегает от мощной лавины слухов, фальшивых сообщений и других фейков, которая катится сейчас по всей Земле, изо дня в день набирая все больше силы. Чтобы противодействовать дезинформации или, как назвали ее представители этой организации, «инфодемии» – то есть информационной пандемии, ВОЗ создала отдельный сайт в Интернете. Поможет ли он, и кому, в конце концов, выгодна эта эпидемия фальшивой информации?
Вы получили из «Алиэкспресс» пакет из Китая? Не надо так пугаться, можете спокойно брать его в руки. Прививки против воспаления легких? Против нового коронавируса она, к сожалению, не поможет. Может, следует просто наесться чеснока, чтобы новая зараза не взяла? Ну, некоторое количество чеснока организму только на пользу пойдет, но защитит ли он от этого проклятого китайского вируса, точно сказать нельзя: нет данных.
Уважаемые читатели, наверное, думают, что это перевозбужденная фантазия автора придумала вот такие странные вопросы и ответы на них? Никоим образом. Эти вопросы и ответы процитированы с сайта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В новой рубрике, которая называется myth busters («охотники за мифами» – «Каскад»), специалисты этого подразделения ООН пытаются опровергнуть как можно больше различных слухов о новом китайском штамме коронавируса. Потому что слухи, дезинформация и теории заговора распространяются гораздо быстрее, чем сам вирус.
В конце 2019 года в Китае началась эпидемия нового вируса, который получил шифрованное название 2019nCoV – он является прямым «родственником» смертельного вируса Sars. Сейчас им инфицированы тысячи людей, причем уже не только в китайском городе Ухань, не только в пределах границ КНР, но уже и по всему миру. Сотни больных умерли, другие выздоровели, а некоторые из тех, кто преодолел болезнь, заболели повторно. Так как возбудитель этого заболевания был еще совсем недавно неизвестен, а последствия эпидемии нельзя еще даже приблизительно оценить и спрогнозировать, то потребность в информации о нем в мире оказалась очень большой. Система исследования запросов в Интернете Google Trends зафиксировала, что в январе 2020 года поиск в Гугле по ключевому слову «коронавирус» стал мировым трендом. Этот запрос на информацию не остался без отклика: в течение последних четырех недель в социальной сети Twitter было написано более 15 млн. сообщений на эту тему, в мировых СМИ ежедневно появляются новые материалы и анализы. Именно из-за подобного количества разнообразной информации ВОЗ и ввела определение «инфодемия» – лавина сообщений, как правдивых, так и вымышленных.
ВИДЫ ЛЖИ
В целом, следует отличать непроверенную информацию от целиком ложной или неверно процитированной либо же вырванной из контекста, а их все, в свою очередь – от «теорий заговора». Так, например, в сети ходит история о родителях, которые якобы оставили в аэропорту своих двух детей, когда узнали, что те заболели. Доказательств подобного не приводится, так же как и в случае с многочисленными видеосюжетами, которые под тревожную музыку демонстрируют якобы установленные факты о распространении коронавируса. Утверждения, которые там приводятся, обычно бывают частично преувеличенными, частично не доказанными, а частично – просто ложными, как установили исследователи интернет-портала Correctiv. В то же время, уже существуют и теории заговора, например, о том, что вспышка новой инфекции является ничем иным, как следствием зловещей деятельности основателя компании Microsoft Билла Гейтса. Это, конечно, ложь.
Все подобные выдумки с первого взгляда кажутся достаточно безобидными и иногда даже смешными. Но некоторые из них могут нанести немалый ущерб, более того, стать опасными для жизни. Например, в сети распространяется рекомендация индийского министерства здравоохранения лечить коронавирус гомеопатическими средствами. При этом влияние этих средств, как утверждают специалисты ВОЗ, дает максимум эффект плацебо. А по Фейсбуку гуляют слухи о том, что заболевание коронавирусом можно вылечить, если пить химическое соединение под названием MMS. Это уже не просто неверно, а может нанести серьезный вред здоровью. Кстати, руководство Фейсбука, не очень-то известное своим решительным противодействием ложной информации, на этот раз официально заявило, что будет удалять из своей сети соответствующие сообщения. Твиттер же решил не просто удалять такие сообщения, но и проверять любую относящуюся к этой теме информацию, чтобы предоставлять тем, кто действительно интересуется данной темой, только точные данные.
«КУХНЯ ИНФОДЕМИИ»
На самом деле, события в информационном пространстве, которые можно сейчас наблюдать в связи с эпидемией коронавируса, не являются чем-то новым и неслыханным. Они похожи на другие всплески слухов, связанные с иными «горячими» темами: от террористических нападений до авиакатастроф. Сначала происходит что-то страшное и плохое, потом по сетям буквально за минуты прокатываются массивы какой-то информации – то правдивой, а то нет, а потом уже включаются мировые СМИ. Люди читают сообщения или статьи, ищут больше информации, причем такой, которая бы подтверждалась хотя бы из нескольких источников. Поскольку официальные источники всегда хоть немного, но опаздывают с реакцией, возникает пространство для слухов, ложной информации и для теорий заговора. Этот эффект усиливается тем, что уровень «информационной наполненности» по тому или иному поводу (в данном случае – по коронавирусу) постоянно меняется; то, что сегодня кажется бесспорным и точным, завтра может быть опровергнуто.
Психологи и исследователи информационных эффектов в соцсетях считают, что на самом деле не важно, кто и с какой целью придумывает неправдивую информацию, гораздо важнее, кто ее распространяет. В конце концов, в основном «работают» не «боты», а «тролли» – то есть не отдельно сконструированные программы, которые выполняют чей-то заказ, а люди, которые просто «ведутся» и распространяют глупости дальше.
В немецком университете Дуйсбурга и Эссена существует целая кафедра социальной психологии, специалисты которой, кроме всего прочего, занимаются исследованием так называемых fake news, то есть поддельных сообщений. Они считают, что для распространения лжи есть несколько причин. Скажем, из-за того что ситуация с коронавирусом еще не выяснена, и многие чувствуют себя неуверенно, люди боятся, что это настоящая пандемия; значит, она грозит им всем и каждому из них. Поэтому они хватаются за первую попавшуюся информацию, которая им кажется важной и правдивой и распространяют ее дальше, порой не дочитав до конца.
Особенно это касается фотографий и видео с каким-либо ужасным содержанием, скажем, фото- и видеоматериалов из переполненных под завязку больниц, в которых пациенты лежат на полу. Это могут быть снимки из каких-нибудь африканских госпиталей десятилетней давности, но под ними будут стоять подписи вроде «больницы Уханя переполнены умирающими», и они разлетятся «на ура». Подобные информационные волны не обязательно являются следствием целенаправленной диверсии некоей «фабрики троллей» – нет, это может быть просто старая, добрая «кухня слухов», стократно усиленная всемирной сетью.
Хотя, конечно, все чаще ту или иную ложь распространяют целенаправленно и даже профессионально. Распространяют люди, специализирующиеся на информационных диверсиях и получающие за это деньги от заказчиков: от фармацевтических концернов, готовых сбыть собственные «чудодейственные» лекарства от той или иной болезни, и до спецслужб того или иного государства, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации в том или ином регионе.
В данном случае, когда речь идет о коронавирусе, не следует забывать, что темы, связанные со здоровьем, для большинства людей наиболее интересны, да еще и природа их такова, что люди привыкли доверять опыту своих близких и знакомых. Исследователи университета немецкого города Майнц выяснили, что 46% респондентов их соцопроса обсуждают темы, связанные с болезнями и их лечением, прежде всего с членами семьи, друзьями и коллегами по работе. 39% ищут информацию по этому поводу в интернете, причем в возрастной группе от 18 до 29 лет к интернету обратились опять же 46%. Но темы здоровья обычно бывают сложными, комплексными. Именно поэтому слухи и дезинформация распространяются в этом случае особенно интенсивно. Интенсивнее, чем если речь идет о политике или космических полетах.
Влияние этой ложной информации вредно не только на коротких временных отрезках, но и в далекой перспективе. Существует психологическое определение «эффекта фальшивой информации»: если информацию человек читает сразу после того, как произошло какое-нибудь громкое событие, он, скорее всего, ее запомнит, даже если он и догадывается, что эта информация ложная. Истинная и ложная информация воспринимаются одинаково, а однажды запомнившись, ложная информация откладывается в голове и смешивается с правдивой, приобретая для того, кто ее запомнил, правдивый статус.
Еще сложнее становится не обращать внимания на ложь, если она соответствует воображению того или иного человека, его мировоззрению. Мы все подсознательно пытаемся верить в то, во что мы верить желаем. Этот эффект можно прекрасно наблюдать именно в случае с коронавирусом: тот, кто хочет верить, что на планете началась пандемия, будет искать и распространять информацию именно об этом. Тот, кто, наоборот, хочет думать, что вирус этот является безопасным, вроде легкой простуды, станет искать и распространять именно подобную информацию. При этом пока вообще неизвестно, является ли коронавирус смертельной угрозой или нет, а также, станет ли его распространение глобальным.
ГДЕ ПРАВДУ ИСКАТЬ?
Как же, в конце концов, выяснить, соответствует ли действительности та или иная прочитанная или увиденная информация? Здесь существуют несколько простых правил, которые неплохо было бы даже преподавать в школах на уроках медиаграмотности. Первое из них такое: если вы видите какой-то онлайн-текст, не надо его сразу распространять, или, как теперь говорят, «шерить». Сначала прочитайте его до конца.
Второе правило: если можете, пожалуйста, проверьте источники, на основе которых был составлен этот текст. Есть ли в нем ссылки на какие-либо научные факты (причем не просто наподобие «британские ученые установили», а со ссылкой на то или иное научное учреждение, которое можно проверить в том же интернете). Поддаются ли вообще указанные в тексте сведения проверке? Является ли текст простым переводом из какого-то СМИ? Из какого именно? СМИ ли это вообще или такой же никому не известный сайт «Все обо всем» или «Сенсационные разоблачения»? Это все звучит довольно просто и банально, но опыт показывает, что обычно люди, к сожалению, ничего подобного не делают.
Что же касается экспертов по информационным стратегиям, то они уже сейчас говорят, что было бы неплохо разработать некую глобальную медиастратегию на будущее. Об этом, в частности, пишут доктор Илона Кикбуш, профессор медицины из Женевского университета, и ее соавтор, декан кафедры медицины из университета Гонконга, доктор Габриэль Лоунг, в своей статье, опубликованной в журнале «British Medical Journal». Они рекомендуют Всемирной организации здравоохранения не ограничиваться борьбой со слухами в соцсетях, а также наладить сотрудничество с известными медиаисследователями во всем мире.
Борис Немировский