НЕ ОЧЕНЬ ДОСТОВЕРНАЯ БЛОНДА

Вадим ЯРМОЛИНЕЦ

Женщину легко изобразить жертвой, особенно зная, какими свиньями бывают мужчины. Не все, конечно, да и женщины не обязательно ангелы, поэтому далеко не всякому художнику удаются сложные портреты.

Насколько удачен портрет Мэрилин Монро в фильме Эндрю Доминика «Блонди»?

Если посмотреть на фильм как отстраненную от реальных исторических персонажей историю, то зрителю останется только нахваливать замечательную игру Аны де Армас, Адриана Броди, Бобби Канавалле и, может быть, посетовать на то, что фильм мог быть покороче. Но поскольку героиню фильма зовут Мэрилин Монро, фильм следует считать попыткой восстановления ее биографии. И вот тут возникают проблемы.

В фильме мы видим как из травмированного ребенка, чья мамаша страдает шизофренией, а отец отсутствует, вырастает красавица, которая вплоть до своей кончины от передозировки барбитуратов, исправно исполняет роль жертвы мужчин-хищников, которые пользуются ею как объектом секс-поклонения, каковым она и является.

В жизни Норма-Джин пользовалась мужчинами в неменьшей степени чем они пользовались ею. На рынке труда, в том числе и в Голливуде, испокон веков практикуется взаимовыгодное сотрудничество. Именно по этой причине жертв Харви Вайнстайна, какой бы мерзкой свиньей он ни был, можно считать жертвами только с известными оговорками. Ни одна из пострадавших от него женщин не могла не знать, на что шла в его номер.

Мэрилин, как следует из ее довольно детельно прописанной биографии, не попала на съемочную площадку в результате изнасилования – как в кино. Ей помог получить контракт в Columbia Pictures ее приятель/любовник Джозеф Шенк, чей друг Гарри Кон был исполнительным  директором студии. Ее следующим именитым партнером был вице-президент влиятельного голливудского агентства Джонни Хайд. В списке ее любовников, в той или иной степени продвигавших ее карьеру: Эли Казан, Юл Бриннер, Марлон Брандо и другие. Грубо говоря, она не спала с кем попало.

Еще одна интересная деталь – ее совершенно никак не объясненное в фильме знание пьес Чехова и понимание драматургии, которым она произвела такое сильное впечатление на одного из своих мужей – Артура Миллера. А, казалось бы, в трехчасовом фильме можно было найти для такого объяснения хоть пять минут.

Монро, одна из тех актрис, которые укрепили в масовом сознании образ блондинки из анекдотов о блондинках. А в профессилональной жизни ее учителями были выдающиеся Михаил Чехов и Ли Страссберг. При этом она была другом семьи Страссбергов, что предполагает определенный интеллектуальный уровень для многолетнего общения с ними.

В кино все попроще, не выше уровня стереотипов, чтобы не сказать банальностей. Правда, иногда это работает, как в случае со сценой, когда Мэрилин привозят к президенту, который в это время решает вопросы мирового уровня, не вылезая из койки. «Не стесняйся!» говорит артистке президент, и ей приходится не стесняться, поскольку речь идет о пожелании/распоряжении «лидера свободного мира». Срабатывает тут то, что мировой лидер может быть похотливой скотиной, какой в жизни и был «самый обаятельный» американский президент. Избирателям это полезно знать, чтобы не создавать себе кумиров и не отбивать ладоней на партийных съездах. И это удача еще и потому, что это – обобщение.

К слову сказать, история с романом звезды и президента у историков вызывает сомнения. Это скорее народный апокриф, рожденный знаменитым исполнением номера «С днем рождения, мистер президент» в Медисон-сквер гардене, где отмечался его 45-й день рождения. После тщательнейшего изучения расписания JFK и Мэрилин, историки пришли к выводу, что они могли провести вместе только одну ночь в доме Бинга Кроссби, где пересеклись их пути. После чего оба могли записать себе по победе в послужной список, но дальше этого дело не пошло. Да и в фильме романа нет. Есть доставка полумертвой от таблеток и спиртного Мэрилин к заказчику и отправка ее от него. И вот эта проблема – таблетки – правда. Она злоупотребляла ими так, что ее бывало гримировали для съемок во сне.

Одна тема в фильме кажется очень важной и интересной – тема ее первого аборта. В фильме громко и безо всяких обиняков сказано, что аборт – это тяжелая психологическая травма, потому что мать сознательно прекращает жизнь cвоего ребенка. Возмущение по этому поводу выразила организация по «репродуктивному здравоохранению» Planned Parenthood, заявившая, что фильм стигматизирует эту тему. И очень хорошо.

Фильм, конечно, следует судить за то, что в нем есть, а не за то, что туда не попало. Тем не менее, мне кажется, что фильм бы выиграл, если бы в нем хоть мельком вспомнили, что это Мэрилин Монро запустила карьеру Эллы Фицджеральд, с которой была дружна.

Продведем итог. По пятибалльной системе, фильм уверенно тянет на три с половиной звезды. Характер истинной Мэрилин оказался не по зубам Эндрю Доминику, но прекрасные актеры, особенно часто плачущая перед камерой Ана де Армас, не оставляют зрителя равнодушным. Ну, скажите, что вам еще надо, тем более фильм идет по «Нетфликсу», и вам не нужно тащиться в кинотеатр и дышать там пропитанным вирусам и запахом попкорна воздухом?

P.S. Может быть самое большое достоинство «Блонды» в том, что после него хочется посмотреть фильмы с Мэрилин Монро.