ЖЕНСКОЕ ЛИЦО КОРРИДЫ

Джулия Джонссон

Женщины-тореро в борьбе за свое право сразиться с быком во все времена вынуждены были преодолевать юридические запреты, оспаривать ограничения в профессиональной одежде, выдерживать бойкоты мужчин-коллег. И все же они продолжают выходить на арену, побеждая с отвагой, не уступающей мужской, с женской грацией и изяществом.


  • Пикадора – конная участница корриды с пикой
  • Бандерильера – пешая участница корриды с копьями (бандерильями)
  • Торера – пешая женщина-тореадор
  • Рехонеадора – женщина-тореадор на лошади
  • Матадора – убивающая быка

Возможно, кто-то скажет, что это не женская профессия. Кому-то представить себе женщину с мулетой так же трудно, как мужчину, выполняющего упражнения с гимнастической лентой. Но женщины отстояли свое право на эту профессию.

У них разные судьбы. Они по-разному выглядят. Некоторые лица словно сошли с полотен Пикассо, другие хороши так, что захватывает дух. Ринг видел парижский шарм Мари Сары Бурсельер и красоту техасской блондинки Патрисии Хейс, прозванной «Грейс Келли арены». Арена любовалась испанской страстностью корриды 27 января 1839 года, которая вошла в историю как исключительно женская тавромахия, где все участники – и пикадоры, и бандерильеро, и матадоры – были молодыми красивыми женщинами.

Три века тому назад монашка Донья Мария де Гаусин покинула монастырь и провела несколько успешных сезонов на ринге, сражаясь с быками. Публика отмечала её невероятное мужество и такую же невероятную красоту. Через несколько лет девушка вернулась в монастырь и спокойно продолжила служение Богу бок о бок с духовными сёстрами, не возражавшими против лучей славы, осветивших их тихую обитель. Аналогичная история случилась примерно в это же самое время и с набожной перуанской монашкой, ведь бык олицетворяет темное начало, его смерть в аллегорическом смысле – закономерная победа добра над злом.

to0Женщина всегда остаётся женщиной, даже в бою или перед лицом смерти. В пыльные страницы истории 19 века впорхнула привлекательная Тереса Больси, облачённая в короткое для того времени, фривольное платьице, что было немедленно и с удовольствием запечатлено великим графиком Гюставом Доре. Надо сказать, что многие великие мужи искусства обращали свой благосклонный взгляд на яркие личности матадор. Гойя подарил бессмертие Николасе Эскамилье, запечатлев её на полотне «Мужество знаменитой Пахуэлеры на арене Сарагосы» (1815 г). Сёстры-тореры произвели сильное впечатление на И.Ильфа и Е.Петрова, «сходивших» на один день из США в Мексику. Атакованная быком торера Лидия стала самым чувственным и эмоциональным персонажем оскароносного печально-волшебного фильма Педро Альмодовара «Поговори с ней» (Hable con ella, 2002 г). Известные фотографы нашего времени с огромным успехом организуют выставки фотографий современных матадор.

Как в танец смерти заложены гармония и драма, так и в историю женской корриды заложены триумфы и скандалы, шокирующие почтенную публику и ломающие карьеры. Вот одна из таких историй.

Есть женщины в испанских селениях… или не женщины?

Удивительный скандал разразился в начале 20 века в Испании. Семь лет блистала на лучших аренах Мария Саломеа Ла Реверте, любимица публики, феминистка, пример для подражания всех представительниц прекрасного пола с независимым характером. В 1908г испанское правительство объявило женскую корриду «незаконной и аморальной». Большинство барышень-матадор решило продолжить свою карьеру за океаном, так как Южная Америка всегда была к ним более благосклонна. Но только не Ла Реверте! «Ах, аморально? Сейчас я вам покажу, что такое аморально!» – сказала Мария и показала… сняв парик и отцепив накладную грудь! «Я – Агустин Родригес!». Ахнули все – от правительства до публики. До сих не разгадана сия загадка: то ли это и вправду был переодетый мужчина, то ли первый тореро-трансвестит, то ли Мария просто пошутила. Но продолжить карьеру в качестве мужчины Ла Реверте уже не удалось – публика объявила ему (ей?) бойкот.

Баллада о любви

Не обойтись в нашем рассказе и без романтической истории любви. Жила-была малышка Берта Трухийо по прозвищу Моренита (Смуглянка). С детства она любила смотреть бои быков. Однажды на арене появился молодой колумбиец Марко Гомез, и Моренита мгновенно влюбилась в отвагу и грацию Эль Коломбиано. Любовь привела девочку на арену уже не в качестве зрителя. Марко не остался равнодушным к смелости и мастерству юной матадоры, они стали встречаться и через какое-то время поженились. Семейная пара, влюблённая друг в друга и в своё дело, объездила ринги обеих Америк. Моренита в профессионализме не отставала от мужа и даже несколько раз выходила на арену, сражаясь с шестью быками в течение одного дня. Её финальные терции-фаены были неповторимы опасной красотой и динамичностью. За своего первого 490-килограммового быка матадора получила высшие награды от президента корриды и благодарной публики – сразу оба бычьих уха и хвост. Моренита стала первой женщиной, получившей «докторат матадорства» в 1968 году.

Накал стастей не только на арене

Пешие или на иберийских конях, в платьях или брюках, отважные женщины вступали в смертельную схватку с могучими животными. Но ради этого им приходилось преодолевать препятствия посерьёзнее быков.

Их главным врагом был и остаётся мужской шовинизм. Писатель и священник Мартин Сармьенто, современнник Пахуэлеры, называл женщин-матадор «позором благочестивого и милосердного женского пола», вовсе не возражая против мужской корриды. До начала 19 века дамы-тореро должны были спрашивать позволения на бой у местных властей. Но в 1808 Жозеф Бонапарт, он же старший брат Наполеона Бонапарта и недолгий властитель Испании – Хосе Первый по прозвищу дон Пепе-Бутылка, королевским жестом разрешил дамам дразнить быков (и, между прочим, отменил инквизицию). За это время появилось несколько вошедших в историю имён матадор, однако, ровно через сто лет, в 1908 году, запрет появляется вновь. Дамы не сдаются, и в 1934 году молодая Испанская республика, принимая петицию матадоры Хуаниты Круз, разрешает женщинам выходить на ринг. Пришедшие к власти фашисты вновь вводят запреты – то полный, то частичный – на пешую корриду. Но смелые женщины не сдаются. Вот история, случившаяся с легендарной Кончитой Синтрон, одной из «пяти всадников апофеоза» – лучших рехонеадоров (конных тореадоров) и подругой настоящего афисионадо (страстного поклонника) корриды Хемингуэя.

to1«Золотая Богиня»

Рядом с её именем в энциклопедии стоит испанское слово дуэнде. Кончита Синтрон вошла в историю не только благодаря сотням великолепных по зрелищности боёв, но и тем, что в лице Франко, провозгласившего запрет на женскую корриду, бросила вызов мужскому шовинизму, царящему и на арене.

Ни один факт её долгой и красивой жизни нельзя назвать банальным. Дочь аристократических родителей, первого пуэрто-риканского выпускника Военной Академии в Вест Пойнт и американки, она родилась в Чили. В 3 года Кончита оседлала своего первого пони. Это произошло в Перу, там же в 11-летнем возрасте она поступила в португальскую школу верховой езды и уже через несколько лет на арене Лимы взошла её звезда тореры.

О силе её характера говорит история о том, как в 1940 году в Мексике она потеряла сознание, серьезно раненная могучим быком. Придя в себя в перевязочной, она отказалась от операции, вернулась на арену, одним точным движением убила быка и вновь потеряла сознание, теперь уже надолго. Оправившись от ран, Золотая Богиня (La Diosa de Oro), как стали называть Кончиту, продолжила свою карьеру. В 1949 в испанском городе Хаене она появилась на арене с лучшими из лучших – Антонио Ордоньесом и Маноло Васкесом. Это было время запрета на женскую корриду, но для аристократичной звезды сделали исключение, разрешив ей принять участие в конной корриде. Во время выступления она попросила президента корриды позволить ей сойти с коня и провести последнюю терцию – убить быка. Просьба была отклонена. Тогда непокорная Кончита на глазах у ошеломлённой публики спрыгнула с коня, взяла мулету и шпагу у новилльеро (начинающего тореро), который должен был убить её быка, подготовила быка к последнему драматическому акту, символически исполнила этот акт, тронув быка рукой, а не шпагой… и покинула ринг, демонстративно бросив шпагу на песок арены. Зрители поднялись с трибун и забросали её цветами. Новилльеро убил быка, Кончита была тут же арестована за неповиновение закону, но волна публичных протестов заставила местные власти её отпустить. Этот момент называют самым драматичным в истории корриды. Как писал американский кинорежиссёр, актёр и сценарист, афисионадо Орсон Уэллес: «Она закончила карьеру одним единственным взрывом славы и криминальности». В 1950 году Золотая Богиня выходит замуж за известного португальского аристократа Франсиско де Кастело Бранко, племянника своего первого учителя, и становится матерью шестерых детей. Неугомонная Кончита уже в качестве журналиста и писателя-мемуариста продолжает борьбу за право женщин выбирать любую профессию, а также успешно занимается разведением португальских пойнтеров. Вскоре она посвящает себя еще одному благородному делу – спасению редчайшего вида португальских водяных собак – кан-диагуа. Именно из её питомника эти спокойные, не вызывающие аллергии собаки попали сегодня в США, в том числе и в семью американского президента Барака Обамы.

С Бродвея через Боготу на ринг Мексики и экраны мира

В тот же год, когда великая матадора Кончита Синтрон дебютировала на ринге (1937 г) в Пенсильвании родилась амбициозная красавица, чья судьба до сих пор полна невероятных приключений. Карьера Бетти Форд в Нью-Йорке была вполне успешной: реклама купальников и свадебных платьев, лицо компании, выпускающей сигареты «Парламент», приглашение в Голливуд. И тут модель и актриса Бетти Форд совершает, говоря языком тавромахии, свою первую веронику. Впервые увидев в Колумбии корриду, потрясенная девушка переезжает в Мексику, где после серьезных тренировок становится первой американкой, выступившей на самой большой арене мира – «Плаза Мехико». Её карьеру сравнивали с метеором: через три года она в десятке лучших тореадоров обеих Америк, её именем называют арены, о ней снимают фильмы. Понятно, что у такой неординарной женщины знакомство с будущим мужем не могло произойти в школьной столовой или канкунском баре. Голливудская студия MGM отправляет на встречу с Бетти своих лучших сценаристов. Немолодой, но харизматичный писатель Джон Местон производит на Бетти такое впечатление, что она делает очередную веронику в своей судьбе – почти сразу выходит за него замуж и оставляет карьеру тореадоры. И снова успех, теперь уже в театральной и кинематографической карьере: роли на Бродвее и телевидении, номинации «Эмми», работа с Клинтом Иствудом, Сарой Джессикой Паркер, Стивеном Сигалом.

Тореры в колыбели корриды – Испании

1974 год стал историческим для испанской корриды. Испанки наконец добились полной отмены запрета на профессию в результате трёхлетней тяжбы андалусийки Анхелы Эрнандесы, обратившейся в Испанский суд с просьбой открыть двери женщинам-тореро: «Женщины водят самолёты, участвуют в войнах, ездят на сафари. Что такого особенного в битве с быком?».

Но это не было окончательной победой. Торера Анхела знает о шовинизме не понаслышке. Как и звёздная Кристина Санчес, вышедшая на арену в одиночестве, потому что мужчины-тореро отказались разделить с ней ринг. Как и лучшая новилльера 30-х годов Хуанита де ла Круз, первая женщина, профессинально выступившая на знаменитой мадридской арене, которая из-за дискриминации не смогла стать полноправной матадорой в Испании и приняла альтернативу в Мексике. Как талантливая американка Анна Хаскинд, сделавшая две попытки покорить Испанию в 80-х и 90-х, во время которых ей чётко дали понять, что несмотря на профессионализм, даме не место в мужской профессии. Анна вернулась в Лос-Анджелес и работает в кино и на телевидении.

to2И сегодня борьба продолжается. Консерватизм мира корриды стал причиной ухода с арены знаменитой Кристины Санчес, которая была так хороша, что в 1995 году её вынесли на плечах со арены Las Ventas в Мадриде, что является высшим признанием мастерства. В 1996 году сбылась её мечта – на корриде в Ниме (Франция) бывший парикмахер, социальный феномен Испании и торера номер 1 современности была торжественно посвящена в ранг матадора, а ее «крёстным» стал выдающийся Курро Ромеро. Однако став равноправным членом элитного клуба, она не перестала быть раздражителем для мужчин с комплексом мачо. Коллеги наотрез отказывались выступать с ней на одной арене. Чем популярнее становилась Кристина, тем реже её приглашали на престижные арены, что не могло не сказаться на уверенности в себе. Стала дрожать рука, увеличивая угрозу её жизни, и в 1999 году она была вынуждена оставить карьеру. Кристина вышла замуж за португальского пикадора и родила двоих детей. Но прежде чем покинуть арену, первая женщина, посвященная в матадоры в Европе, успела передать эстафету Мари Паз Веге. Мари стала первой женщиной, которая обрела этот ранг в Испании, где и выступает по сей день.

to3Тореры и мода

Женщины боролись не только за свободу выхода на ринг, но и за свободу от оборок. Долгие годы они должны были сражаться с быками в тесных платьях, украшенных рюшами и оборками, или в неудобных юбках. В 1886 году Долорес Санчес с заслуженным прозвищем Ла Фрагоса (Скандалистка) вышла на арену в традиционном трахе де люсес («костюме света»), чем шокировала мужскую публику и изменила «модные тенденции» арены, которые пользуются популярностью до сегодняшнего дня.

Пару лет назад итальянский бренд Moschino создал потрясающе красивую коллекцию, посвященную Испании – по подиуму ходили великолепные женщины-тореадоры. Кристиан Лакруа ежегодно создаёт костюмы для прелестной рехонеадоры Мари Сары Бурсельер.

Количество матадор невелико, но оно неуклонно растёт. В Латинскую Америку, и сегодня более благосклонную к женщинам-тореадорам, съезжаются матадоры из США, Германии, Венгрии и даже Китая. Свои матадоры есть у Испании и Португалии. По одной матадоре имеют Франция и Россия.

Русская амазонка

Первое правило, которое выучила русская торера Лидия Артамонова, звучало так: «Чтобы женщину приняли на арену, нужно, чтобы её технический уровень был выше, чем у мужчины».

Удивительна судьба русской тореры Лидии Артамоновой – родилась в Москве, выросла в Европе, окончила МГУ и Парижский Католический университет – с дипломной работой на тему «Социальный фактор в корриде». Любовь к лошадям перешла к ней генетически, от казацких и кабардинских предков. Страстное увлечение привело её в команду по французскому регби на лошадях и в конную португальскую корриду. Сейчас Лидия занимается коневодством, открыла в Подмосковье латинскую школу выездки и разводит иберийских лошадей. Её жизнь, полная настоящего рыцарства, уникальных побед, веры и паломничества, разделённой или печальной любви, предательства партнеров и возрождения – интереснейший сюжет. Но это уже, как говорится, отдельная история…