Победа Путина на прошедших выборах в России показала, что именно он отражает чаяния и интересы большей части российского народа, доведенного до отчаяния ельцинскими реформами. И хотя Путин пришёл к власти благодаря Ельцину, Березовскому, Абрамовичу, Юмашеву и Татьяне Дьяченко, тем не менее, марионеткой в руках «семьи» не стал. Чем и завоевал популярность, и это подтвердили и прошедшие выборы. Что же сделал такого до недавнего времени неизвестный подполковник российской разведки, чем снискал признательность большинства россиян?
И долги в наследство
Как известно, Россия – страна многоэтничная. А потому, по мнению некоторых политиков и выдающих себя за них, просто обречена на распад. Это в принципе и так, и не так. Мировой опыт прошлого и настоящего учит, что многонациональные государства, формирующиеся по национально-территориальному признаку, не выдерживали центробежного давления и разваливались. Из 200 современных стран более 20 имеют федеративную структуру, и лишь там, где она основывается на этно-территориальном принципе существуют большие проблемы. США – не менее многонациональное государство, чем Россия. Но никто и никогда не пытался создавать в этой стране даже подобия национальных республик. Культурно-национальная автономия – пожалуйста, равноправие всех этносов, населяющих страну, – основное и главное требование Конституции. Все штаты обладают равными правами и обязанностями перед центром.
В России все сложилось иначе. По российской конституции, все 89 субъектов Федерации признаются равноправными, однако на деле все обстоит иначе. Прежде всего, различаются шесть видов субъектов Федерации: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения – Москва и Петербург, одна автономная область – Еврейская и 10 автономных округов.
Республики имеют свои конституции, остальные субъекты Федерации – свои уставы. Причем фактически у республик имеют больше прав, чем у области и других образований, населённых русскими. Казалось бы, это должно было встревожить Ельцина и его окружение, просто обязанных принять меры для нормализации ситуации, но этого не произошло. Вместо естественного движения по пути развития федеральных национально-культурных автономий тогдашнее российское руководство всячески поощряло гидру регионального сепаратизма, приступив к заключению договоров Центра с республиками и другими субъектами Федерации и разграничению предметов ведения и взаимного делегирования полномочий. Началось в Татарстане, который, как считается, закрепил свой статус межгосударственным договором с Россией. Но статус этот весьма странный.
Вот как сформулирована статья 61 Конституции Республики Татарстан: «Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». В статье 1 провозглашается, что «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние республики Татарстан». Таким образом, ставится знак равенства между понятиями республика и государство. И это ещё не все. Во многих республиках вместо кириллицы переходят на латинскую графику, а в некоторых и английский язык объявлен обязательным.
Есть республики, где разрешено многоженство вопреки федеральным законам, а есть и такие, в которых провозглашено верховенство республиканских законов над федеральными. Иначе говоря, перед приходом Путина к власти, Россия превратилась в конгломерат территорий с разными правами и обязанностями перед центром. То есть стала не с федерацией, а с чем-то промежуточным между федерацией и конфедерацией. И попади Россия в такие же жернова истории, как это случилось с Советским Союзом, она тоже распадётся на части. Раскол России был бы теперь намного трагичнее, ибо достаточно посмотреть на карту, что от нё отделится больше географического пространства, чем останется. Не вызывает сомнения, что, будь на момент распада СССР Татарстан и Башкорстан союзными республиками, то сегодня они бы уже не были субъектами Российской Федерации. Путин сразу же понял, что устранить перекосы в национально-административном устройстве России – дело первостепенной важности, и это решение нельзя откладывать до лучших времен.
Именно в связи с этим, одной из первых кардинальных мер, принятых с целью сохранения единства страны, был указ от 13 мая 2000 года о полномочном представителе президента в федеральном округе и о создании семи таких округов на территории страны. Был введен федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. И ещё один важный момент. Создание семи федеральных округов и укрепление вертикали власти привели к тому, что ни в одном из них не могут быть созданы условия для попыток отделения этих территорий от России. Федеральный округ создается не по национально-территориальному признаку. Поэтому почвы для развития сепаратизма там нет и быть не может. Эти мероприятия должны превратить Россию из рыхлой федерации, созданной по этническому принципу, в консолидированное государство на новой федеративной основе.
Свое видение мира
С приходом Путина к власти изменились и внешнеполитические приоритеты России. При Ельцине позиция России на международной арене в большей степени определялась её желанием войти «в общество цивилизованных государств». Вместе с тем имперские амбиции заставляли её играть доминирующую роль в СНГ, а влияние западных государств по возможности ограничивать внешней границей Содружества. Ельцин стремился сохранить для России статус великой державы, а «однополярность» США должна была быть ограничена в свете «многополярности» путем создания союзов с Китаем, Индией, Японией и ЕС. Путин отказался от этой далекой от реальности мечты, грозящей изоляцией от Запада и даже конфронтации с ним. Вместо этого он ищет тесных связей сначала с ЕС, а затем – особенно после 11 сентября – со всем североатлантическим сообществом во главе с США. Главной причиной подобных изменений стало понимание того, что разрыв между Россией и развитыми государствами постоянно увеличивается.
Доля западных государств в мировом ВВП выглядит следующим образом: США – 21%, ЕС – 20%, Китай – 12, 5%, Япония – 7, 5%, Россия – 2, 4%. Уже в своей первой речи, обращённой к народам России в апреле 2001 года, президент выразил свою крайнюю тревогу по поводу сложившегося положения: «Впервые за последние 200 – 300 лет перед Россией стоит опасность скатиться на вторые или даже третьи роли в мировом сообществе». Исходя из этого, отмечает Хайнц Тиммерманн в своей работе «Внешняя политика России и политика безопасности: европейское направление», Путин предложил во внешней политике и политике безопасности России свой прагматический, ориентированный на возможности страны, курс Предпочтение получили внутренние реформы, прежде всего, экономические.
Стратегия Путина определяется не столько традиционными геополитическими амбициями, сколько стремлением стать членом международных торговых и финансовых организаций, в которых заметно преобладание Запада, а также включить страну в процесс глобализации. В процессе переориентации российской политики её главным партнёром стал вначале Европейский Союз. После 11 сентября Россия придала большой вес своим отношениям с США. Это нашло своё отражение в «Договоре об ограничении стратегических вооружений», а также в «Совместном заявлении о новых стратегических отношениях». В том же контексте видится включение России в качестве полноправного члена в «большую восьмерку», а также создание Совета НАТО – Россия.
Итак, главным достижением Путина можно считать то, что, несмотря на отчаянное сопротивление определённых кругов в России и за рубежом, ему удалось приостановить дальнейшую деградацию страны, спасти её от окончательного развала. Однако это отнюдь не означает, что решены все проблемы, стоящие перед страной. Путину понадобится ещё много времени для модернизации России. «Русский медведь», как отмечают немецкие политологи, пошёл, наконец, в правильном направлении. Однако медведи редко торопятся – они передвигаются медленно…». Российский народ свой выбор сделал. И давайте этот выбор уважать. США и Россия всегда были союзниками в борьбе со своими врагами. Сейчас ситуация не менее сложна и опасна, чем в годы Второй мировой войны. В дружбе двух великих народов – залог победы в нынешней не менее жестокой войне.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
В Послании к пастве Русской православной церкви заграницей, в частности, отмечается: «Можно бесконечно спорить о неоднозначности общественно-политических перемен в России, но перемена в положении миллионов верующих очевидна для всех. Теперь мы стали свидетелями того стремительного духовного обновления, которое происходит на нашей Родине… Мы, живущие заграницей, должны возрадоваться духовному пробуждению русского народа и благодарить Б-га за то, что он услышал наши молитвы и молитвы сонма новомучеников российских о спасении России…». Заметим, что все иерархи – американские граждане и патриоты страны, которая в тяжкие для них времена дала им и их родным убежище. И они всей душой болеют за свою многострадальную историческую родину. Это ответ тем, кто пытается вбить клин между американским и русским народами. Усилия их тщетны. Этому никогда не бывать. Ибо в дружбе и взаимопомощи этих великих народов – залог благополучия во всём мире.