ГАЛВЕСТОНУ – 175 ЛЕТ!
В этом году городу Галвестону исполняется 175 лет. Мы начинаем публиковать серию статей об истории этого города и о людях, сыгравших значительную роль в его развитии.
В конце 19-го – начале 20-го веков еврейские лидеры пытались решить одну из серьезнейших проблем: подыскать райское место для евреев, спасавшихся от погромов, прокатившихся по Российской империи.
Более двух десятилетий подряд люди, бежавшие от погромов, прибывали на остров Эллис в Нью-Йорк. Большинство из них осели в Нью-Йорке и других северных городах. В конце 1800 годов – начале 1900 один из самых влиятельных и богатых евреев Америки Яков Шифф (Jacob Schiff) заметил, что северо-восточная часть США слишком перенаселена евреями, что может стать поводом для роста антисемитизма. Он также опасался, что такая перенаселенность может повлечь за собой ужесточение законов об иммиграции. Шифф создал организацию, приглашающую иммигрантов приезжать в Галвестон, а не селиться на Западе, тем более, что здесь было больше рабочих мест. В качестве стимула он лично оплачивал им длительное морское путешествие.
С 1907 по 1914 год около 10000 евреев эмигрировали из Царской России, и первым пунктом их прибытия стал порт Галвестон. Рядом с Галвестоном, к северу от него, в Мексиканском заливе расположен Пеликаний остров (Pelican Island). Столетие назад здесь находились самые перегруженные в стране пункты по приему иммигрантов.
Большинство из прибывших вскоре пересаживали на поезда. Их принимали еврейские общины Колорадо, Северной Дакоты, где им помогали найти работу. Очень много беженцев принял Канзас-сити. Остальные оказались на просторах Техаса. Многие просто выходили на станции из поезда, решив, что они заехали достаточно далеко и именно тут пора остановиться.
Координировал переселение иммигрантов в Галвестон раввин Генри Коен (Henry Cohen), сыгравший большую роль в приеме иммигратнов в Техасе. Коен встречал корабли в порту, часто покупал для них одежду и предметы первой необходимости на свои собственные средства, оказывал помощь в их расселении по Техасу и среднему Западу.
Вот как описывает Патриция Бернстайн (Patricia Bernstein), живущая ныне в Хьюстоне, приезд своей бабушки Сары Бернстайн, родившейся в Белоруссии: «Она прибыла 10 октября 1910 года, что как раз совпало с вечером ссудного дня Йом Кипуром – самой священной датой в еврейском календаре, этот день еще называют Днем трепета. Известный раввин, который имел большое влияние на жизнь еврейства в Техасе, пришел на борт корабля и провел праздничную службу для вновь приехавших».
Генри Коен родился 7 апреля 1863 года в Лондоне. В юности он совершил путешествие в Кейптаун в Южную Африку, где работал на британское правительство переводчиком. Вернувшись домой в Англию, он вскоре получил диплом об окончании колледжа и стал раввином. Первое назначение было на Джамайку, где большую часть общины составляли сефардские евреи. Там он увлекся реформистской философией. Затем работал в Вудвиле, штат Миссисипи, где преподавал романские языки в женской семинарии, писал стихи. Когда в 1888 году Коен получил назначение в Галвестон, в синагоге Temple B’nai Israel насчитывалось 175 семей. Это была старейшая реформистская синагога в Техасе, открытая в 1868 году, где Коен прослужил до самой своей смерти в 1952 году.
Однажды раввин Коен сказал: «Один человек для развлечения играет в гольф. Мое хобби – помогать людям». Много лет подряд его видели разъезжающим на велосипеде по Галвестону со списком людей, которых ему предстояло посетить. Список этот состоял из больных, заключенных, бедняков.
Его дом в Галвестоне по адресу 1920 Broadway стал тем местом, куда приходили за помощью люди любого вероисповедания. При этом Коен был женат, у него было двое детей. Раввин Коен был человеком очень широкого круга интересов. В свободное время писал книги об истории еврейства в Техасе, истории Галвестона, увлекался поэзией.
Когда ураган 1900 года разрушил большую часть города и тысячи людей погибли, Коен не мог бездействовать. Он вошел в Центральный городской совет по чрезвычайному положению. На телеге, запряженной мулами, он доставлял пищу и медикаменты нуждающимся. Несмотря на полученное предложение переехать из Галвестона в более процветающее место, он отказался, так как не мог оставить полюбившийся город в беде.
Во время Первой мировой войны Коен служил лейтенантом в американских экспедиционных войсках во Франции. В 1920-х годах боролся с Ку-Клус-Кланом. Кроме того, он участвовал в кампании по проведению реформ, ратуя за улучшение условий содержания заключенных в тюрьмах, за улучшение медицинского обслуживания, публичного образования, иммиграционные реформы. В 1926 году губернатор Дэн Муди (Dan Moody) ввел его в состав Совета Техаса по надзору за тюрьмами. За свою активную гуманитарную деятельность президент США Вудроу Вилсон назвал Генри Коена «выдающимся жителем Техаса». О нем узнала вся страна.
Несмотря на свое убеждение, что у евреев должно быть гражданство лишь той страны, в которой они проживают, он поддерживал Объединённый еврейский призыв о переселении в Палестину.
В 1924 году он получил звание почетного профессора Объединенного еврейского колледжа, в 1939 – звание почетного профессора Института еврейской религии, а в 1948 – Техасского Христианского университета. Коен владел более чем 10 языками, написал множество статей и монографий, занимался переводами, писал стихи. Он много лет был президентом Исторического сообщества Галвестона, основателем и президентом Открытого форума Галвестона, директором шахматного общества города, не говоря уже о мнгочисленных постах различных еврейских организаций.
В центре истории Университета Техаса в Остине хранится архив и библиотека Коена: его письма, дневники, финансовые отчеты, тетрадки со стихами, конспекты лекций, проповедей, а также фотографии, вырезки из газет, открытки и книги.