СОБИРАЯСЬ В ОТПУСК
«Если мы получили счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю».
К. Паустовский
Смысл этого рассказа – попытка поделиться счастьем путешественника и любовью к необыкновенной стране, а также помочь начать завидовать себе самому, вставшему с дивана, несмотря ни на что…
Города и веси, в которых мы побывали, обычно остаются в памяти, как вереница расплывающихся со временем воспоминаний и скрученных в клубок ассоциаций. Чтобы ухватить за ниточку и раскрутить этот клубок, достаточно смутного образа – скользящий в загорелых руках полупрозрачный шелк парео «Канкун», яркие лабиринты колдовского рынка Сонора, косой луч солнца в ажурной короне, венчающей церковь Пуэрто Вайярты, дымящийся в глиняной чашке кофе на старой кофейной плантации колониального Сан-Себастьяна… Клубочек раскручивается, раскручивается, и вот уже нахлынувшие воспоминания переносят в совершенно иной, необыкновенный мир. Имя ему – Мексика.
Страна с аутентичной культурой, великолепной природой, уникальным животным миром, кулинарией как жанром искусства, таким же, как поэзия и архитектура, Мексика дарит знания и опыт, провоцирует на авантюры и помогает открывать новые горизонты. У кого при нашем обычном жизненном ритме есть время остановиться и задуматься: а что же мне требуется для счастья (не считая нового айфона), что меня делает спокойным и умиротворенным?
Для меня, поработавшей в 60 странах мира, нет ничего интереснее Мексики. Почему? Да хотя бы потому, что она очень разная, и путешествие туда можно крутить, как калейдоскоп, пополняя коллекцию впечатлений и ощущений. Я не знаю страны, где природные и рукотворные чудеса ожидали бы в большем масштабе и абсолютно каждый божий день затрагивал бы эмоционально. Но давайте по порядку.
Часть 1
Нерукотворные чудеса
В Мексике есть много мест, дарующих большие и малые открытия, которые делают наши встречи с природой и самим собой гораздо более захватывающим, чем где-либо еще в мире.
Одно из таких мест – Медные каньоны (Barranca del Cobre), образованные на протяжении сотни миллионов лет в мексиканском штате Чиуауа. Вместе взятые, они в четыре раза превышают территорию знаменитого Гранд-Каньона в США и являются самыми глубокими в Америке.
Необыкновенны пейзажи каньонов протяженностью почти 600 км: вздымающиеся среди каменистых пустынь скалы, бурлящие на дне пропастей потоки, марсианские разломы и лунные кратеры. С плато можно коснуться рукой неба и кажется, что все заботы и печали где-то там внизу, где 6 рек прорезают ущелья умопомрачительной глубины. На закате тут буйствуют краски палитры сумасшедшего художника и красота становится физически труднопереносимой.
В подобных местах из головы улетучивается благоглупость «человек – царь природы» и понимаешь, что никакие мы не цари, а маленькая частичка этой самой природы, причем, увы, далеко не лучшая. Мы, крошечные частицы мирозданья, пришли и ушли, в своем постоянном процессе самоуничтожения. А горы, мудрые и безразличные, останутся все так же стоять, и их очертания будут такими же, какими они были в далекий Юрский период.
Как уместны тут строчки из речи Линкольна о Ниагаре, практически ровеснице водопадов Медных Каньонов: «Когда Колумб искал Америку, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел Израиль через пустыню и Красное море, даже когда Господь создавал Адама, – тогда, как и теперь, здесь ревел водопад. Будучи старше, чем первый человек, водопад так же свеж и силен, как и в те далекие времена». Разве это не заставляет задуматься?
Медные Каньоны обитаемы, их населяют люди племени тараумара (в переводе – «быстрые ноги»), считающиеся самыми быстроногими на планете. Победители многих современных марафонов США и мира, когда-то он, в прямом смысле слова, убежали от испанских конкистадоров и сохранили нетронутой свою уникальную культуру, спрятав ее в расщелинах скал и пещерах каньонов.
Многие века эти индейцы носят традиционную одежду, занимаются натуральным хозяйством, пользуются барабанами вместо телефонов, готовят по старинным рецептам и практикуют древние церемонии.
Часть 2
Джунгли, сельва
Самым зрелищным водопадом Мексики считается бирюзовый Тамуль (Tamul), падающий с высоты 105 м, в штате Сан-Луис-Потоси. Это действительно что-то невероятное: река Гайинас падает на реку Санта-Мария и их воды, смешиваясь, рождают новую реку – молочно-бирюзовую Тампайон. Конечно, потрясающему цвету есть научное объяснение – залежи известняка, отражение голубой части спектра солнечного излучения и пр.пр., но кто же думает об этом, находясь в сказке? Природа очень постаралась и, словно желая подчеркнуть необычные краски речной воды, поселила на берегу птичек с небесно-голубым оперением, распевающих среди ярко-зеленых растений, которые подпитываются стекающими с горных склонов прозрачными голубыми ручьями.
Уастека Потосина (Huasteca Potosina) – удивительное место, где легко почувствовать вкус настоящих приключений. На каждом шагу таинственной сельвы и девственных джунглей, уходящих за горизонт, ждет какое-то очередное чудо природы – 7 перепадов, высота которых колеблется до 8 метров (развлечение, прекрасно поднимающее уровень адреналина), водопады Минас Вьехас, славящиеся не мощью, а умиротворенной природной красотой тихих изумрудных заводей субтропической сельвы, каскады реки Микос, где в зарослях джунглей обитает много-много диких обезьян и где можно пройти ритуал очищения Темаскаль.
Надежно скрытые джунглями в лохматых зеленых горах пещеры, через которые, по преданиям индейцев-уастеков, можно попасть в затерянные подземные миры. И природные бассейны Пуэнте-де-Диос, и Тамасопо – водопад в тихой лагуне, почти со всех сторон окруженной горными стенами, где журчание воды, льющейся со склонов разной высоты, сливается с необыкновенными звуками лесного «симфонического оркестра». Местные жители с полным, на мой взгляд, основанием считают это место раем на земле.
Есть в мексиканских джунглях несколько уникальных карстовых дыр-провалов, образовавшихся в течение многих миллионов лет. Самые известные среди них – «Пропасти Ласточек» (Sótano de las huahuas и Sótano de las golondrinas) в штате Сан-Луис- Потоси и «Обрыв попугаев» (Sima de las Cotorras) в Чиапасе.
«Пропасти ласточек», уходящие под землю на сотни метров (в одну из них может поместиться небоскреб «Крайслер»), – мечта экстремалов всей планеты. 20 минут занимает спуск в пещеру с помощью альпинистского оборудования, 10 секунд – прыжок с парашютом на дно воронки. Это место обитания черных стрижей, которых путают с ласточками, и мексиканских зеленых попугаев-аратингов с заслуженным прозвищем «пещерные болтушки». Прозвище черных стрижей тоже показательно – «бешеные», поскольку стриж считается рекордсменом среди пернатых по длительности пребывания в воздухе, одной из самых высоко летающих птиц (до 3000 м) и второй, после сокола-сапсана, самой быстрокрылой птицей в мире (свыше 120 км/час). Вылет по спирали из-под земли тысяч красочных птиц на восходе солнца и спуск их вниз, тоже по спирали, на закате – незабываемый спектакль.
Знакомство с природным великолепием дождевого леса Эль-Окоте в штате Оахака (selva El Ocote) – это не поездка, а экспедиция – туда, где волшебный лес населен сказочными существами, где зелень ярче и трава гуще, чем в настоящей жизни, где прозрачны реки, а деревья похожи на мощные колонны грандиозного храма, крышей которому служит цветной витраж, созданный лучами солнца, падающими сквозь ветви, протянутые к небу, как руки.
Возможно, именно Мексика сможет подсказать, есть ли жизнь на Марсе. По крайней мере, так утверждают ученые NASA, недавно заявившие, что для ответа на этот вопрос надо глубже изучить экосистему природных резервуаров и белых дюн Кватро-Сьенегас (Cuatrociénegas) в штате Коауила. Адаптация биоформ региона уникальна для планеты Земля. В долине и окружающих её горах сохранилось 150 видов эндемичных растений и животных, из них 8 видов рыб, которые не встречаются более нигде в мире. На мелководье обнаружены живые, образованные цианобактериями, строматолиты – ископаемые известковых или доломитовых стяжений, чей возраст привязан к богатой кислородом атмосфере, существовавшей (только вдумайтесь в эту цифру) 3 миллиарда лет назад! Не зря это место стоит в Списке природных чудес страны.
Продолжение следует.