Женщинам в эмиграции, зачастую, приходится намного тяжелее, чем мужчинам. Особенно тем, которые не хотят (или не могут себе позволить) раз и навсегда избрать социальную роль только жены и матери, а должны на незнакомой земле заново начинать строить свою карьеру или прокладывать свой путь в бизнесе.
Если женщина что-то по-настоящему хочет, она способна преодолеть любые препятствия. Особенно женщина-эмигрантка, которой отступать некуда и терять, собственно говоря, нечего. У нее нет стартовых капиталов, ей неоткуда ждать помощи, кроме как от своей семьи, она, в большинстве случаев, не имеет никакого опыта ведения собственного бизнеса. Движет ею только одно – стремление удержаться на плаву в океане эмиграции. И, как ни странно, вот это-то стремление и оказывается основным гарантом успеха.
Как показывают современные американские гендерные исследования, процент женщин, открывающих свой бизнес по отношению к основной массе работающих женщин, среди эмигранток гораздо выше, чем среди представительниц «слабого» пола, родившихся в Америке. Более того, количество эмигранток, решающихся открыть свой бизнес, с каждым годом растет стремительными темпами. Лидируют среди них, разумеется, латиноамериканки. Почти половину, 41,6%, среди бизнесвумен-иностранок составляют испаноязычные. На втором месте – женщины, приехавшие из Азии, ну а женщины из бывшего Советского Союза, скажем честно, во всех этих статистических таблицах и официальных отчетах почти не упоминаются.
Русскоязычных деловых женщин в Америке пока еще очень немного, но их количество постоянно растет.
Накануне нашего любимого, всенародного праздника 8 Марта мы решили встретиться с теми героинями русскоязычной комьюнити Техаса, которые не побоялись развернуть свое дело и, более того, посмели добиться в нем существенных успехов. Не смотря ни на что. Героини этого очерка – женщины разных профессий, возрастов и характеров. Одни приехали в Америку давно, другие – совсем недавно. Жизненные ситуации, подтолкнувшие их к переезду в другое полушарие, также весьма различны. Объединяет их всех, на мой взгляд, лишь одно: решимость пуститься в свободное плавание по бурным водам американской экономики.
Итак, знакомьтесь, наши женщины.
Волшебная сила эмоций
Наталья Чернис по образованию архитектор. В Америку приехала 16 лет назад и сразу попала в Хьюстон. Наталья, наверное, вообще человек везучий, поскольку почти сразу нашла работу по специальности: начинала свою американскую карьеру архитектурным иллюстратором.
Но время шло, американский рынок труда, как всегда, непредсказуемо менялся, и Наталья переучилась на программиста. Работала, жизнь шла, но видимо ее, профессионального архитектора, мир домов все же не отпускал. И вот, четыре года назад, Наталья снова изменила судьбу – стала агентом по продаже недвижимости. Поскольку она – человек легкий и удивительно приятный в общении, ей и на этой профессиональной ниве повезло.
Наталья Чернис работает на “Keller Williams», успешно продает дома и прекрасно зарабатывает. Более того, Наталья так увлеченно рассказывает о своем деле, что после разговора с ней просто хочется все бросить и переквалифицироваться.
Люди, решившиеся на карьеру агента по недвижимости, проходят через очень жесткий естественный отбор.
Из тех, кто решился заняться торговлей недвижимостью, в бизнесе остается лишь 5%, – рассказывает Наталья.
Почему так мало?
Видите ли, чтобы преуспеть в этом нелегком бизнесе, нужно обладать определенными качествами. Пожалуй, главное из них – терпение. Покупка дома, особенно первого, – процесс нелегкий, долгий и очень эмоциональный. Порой люди и сами не очень хорошо представляют, какой дом им нужен. И тут начинается процесс общения и постепенного узнавания клиента. Женщине, кстати, легче поставить себя на чье-то место и понять, что действительно нужно человеку от его будущего жилища. В каком доме он сможет быть по-настоящему спокоен и счастлив. Да и первичный отбор жилья в большинстве случаев осуществляют женщины. Мужчины подключаются уже на стадии окончательного решения, когда круг поисков по возможности сужен.
Как Вам удается понять или, порой, на интуитивном уровне угадать, какой дом устроил бы Ваших клиентов? Помогают ли Ваши архитектурные познания?
Дело в том, что все мы по-разному воспринимаем пространство. Очень важно на эмоциональном уровне понять, какая организация пространства стала бы идеальной для данной семьи, какой у неё стиль жизни. Многому приходится учиться в процессе общения с клиентами. Например, среди русскоязычных покупателей многие увлекаются фэнь-шуй, и никогда не купят дом, в который входишь, и взгляд упирается в лестницу. Все эти нюансы нужно учитывать. Ну а мои архитектурные знания просто необходимы, когда я работаю с инвесторами. Бывает, люди покупают старые дома, с тем чтобы вложить в них деньги, перестроить и уже в обновленном виде выставить на рынок. Тут я – в своей стихии, могу помочь советом, как реорганизовать пространство, в каком стиле наиболее выигрышно декорировать дом, и прочие тонкости.
Чем Вас привлекает именно мир недвижимости?
Покупка дома – это всегда радость. Да и продажа – тоже радость. И эту радость ты всегда разделяешь с клиентом. Мой бизнес дает мне не только материальное и моральное удовлетворение, но и свободу. Свой бизнес дисциплинирует, учит использовать время максимально эффективно. Поначалу родные не верили, что у меня получится, но я чувствовала, что это – мое. Мир недвижимости находится в постоянной динамике. Чтобы обеспечить наилучшее достижение цели клиента, а также защитить его финансовые интересы, риэлтор продолжает учиться из года в год. По роду своей работы я должна контактировать не только с клиентами, но и со строительными фирмами, банками, инспекторами недвижимости, компаниями по оформлению сделок. Все это сложно, интересно и приносит мне огромное удовлетворение.
Что бы Вы могли посоветовать тем женщинам, которые только приехали и обдумывают, чем бы им заняться в новой стране?
Постарайтесь разобраться в себе. Понять себя – задача нелегкая. Но только поняв свои сильные и слабые стороны, можно найти себе дело по душе. Моя сила – в умении поймать чужую эмоцию, почувствовать, что человеку надо от его жилища, и помочь найти дом, который будет как раз по нему.
Идти за мечтой.
Александра Морель – зубной врач. В Америке она довольно давно, с 1994 года, а вот бизнес ее, можно сказать, пока еще совсем младенец. Свой зубоврачебный кабинет Александра открыла полгода назад, так что – все только начинается…
Как складывалась Ваша профессиональная жизнь в Америке?
Я училась и работала. Сначала работала ассистентом у зубного врача, потом проработала гигиенистом около 5 лет. Параллельно с работой продолжала учебу. Закончила университет в Далласе по специальности «Неврология». На стоматолога переучивалась тоже в Далласе. На первых порах, после окончания учебы, работала стоматологом у другого доктора, а потом решилась открыть свой кабинет.
Сложно ли было на первых порах? На что Вы опирались при создании бизнеса? Что Вы можете предложить своим клиентов такого, чего бы они не могли получить у других врачей?
Конечно, сложно. Успешность медицинского офиса зависит как от качества лечения, которое клиент может там получить, так и от искусства управления, да и личные качества персонала тоже небезразличны. Когда я набирала работников в свой офис, я в первую очередь смотрела на их характеры, на их отношение к пациентам. Потому что каким-то дополнительным умениям и профессиональным навыкам я вполне смогу ассистентов научить, а вот характер переделать невозможно. Мне очень важно, чтобы ко мне в кресло люди садились без боязни. Мы практикуем так называемые “happy visits” не только для детей, но и для взрослых.
А что такое “happy visit”?
Это возможность для ребенка или для взрослого первый раз прийти бесплатно, посмотреть. С ребенком мои ассистентки поиграют, покажут ему все, расскажут, что ему будут делать, в такой форме, чтобы боязнь зубных врачей просто исчезла. Со взрослым играть, конечно, никто не будет, но для взрослого человека с комплексом страха зубоврачебного кресла также очень важна возможность прийти, посмотреть, как мы работаем, настроиться, расслабиться…
Ваши пациенты в основном русскоязычные люди?
Да я бы не сказала так… Мы не ориентированы на одну какую-то культуру. В нашем офисе говорят на трех языках: по-русски, по-английски и по-французски. У нас есть пациенты из Восточной и Западной Европы, французов особенно много.
Вы как-то связаны с Францией?
У меня муж француз.
А как к Вашему бизнесу относится семья?
Семья меня поддерживает и помогает. По субботам моя сестра приходит помочь в офисе. Хотя дома я стараюсь о бизнесе много не говорить. По роду моей профессии мне бывает нужно и в неурочное время в кабинет подъехать, и ночью случается… Муж относится к этому с пониманием.
Я никогда не слышала, чтобы здесь, в Америке дантист ехал срочно ночью в офис кому-то лечить зуб.
Да нет, это уж как в медицинском офисе заведено. Если мой постоянный пациент, особенно ребенок, допустим, упал и сломал зуб, разумеется, я приду ему на помощь в любое время.
Александра, Вы шли к открытию своего бизнеса довольно долго и трудно, больше десяти лет. Что бы Вы могли посоветовать женщинам, особенно медицинским работникам и докторам, которые приезжают в эмиграцию в Америку?
Не сдаваться. Идти за мечтой. Сдавать и пересдавать экзамены. Быть упорной, и рано или поздно удача тебе обязательно улыбнется.