КОНЦЕРТ ДЛЯ УКРАИНЫ

Александра Свиридова

Я долго ждала, пока эмоции улягутся, чтобы не с пылу с жару писать про концерт, а ровным голосом отчитаться, как о событии среди событий. Не получилось. Ровного голоса нет: вибрирую. Потому что сколько горя, столько и радости, и сколько радости, столько и гнева. 

Горе, что война, и радость, что весь мир встал на дыбы. Да, медленно, но мог вообще не пошевелиться, как было, когда Россия отхватила Крым.

Сейчас попробую просто – методом перечисления – назвать по пунктам все, что произошло – в стране, городе, концертном зале, на сцене, и отдельно о том, что внутри меня – в двух разных областях: в голове и в сердце.

Пишу для тех, кто далеко, – потому с ненужными Америке подробностями. В Херсон пишу. Своим. Чтоб они там знали, что о них в Америке не забыли.

Итак, в понедельник 23 мая 2022 года в 8 вечера в центре Манхеттена в большом зале знаменитого Карнеги Холл состоялся «Концерт для Украины». Поясняю, что это значит, когда проходит целевой концерт. Это сбор денег в помощь, но когда он проходит в Карнеги, – это показывает значимость тех, кому оказывается помощь. Это знак беды и дело чести одновременно. Беда у кого-то, а дело чести помочь – у Америки. 

Решение о проведении концерта принимает коллектив управляющих этой важной сценой страны и города – совет директоров Карнеги, – и спонсоры – те, кто финансирует данный концерт. В нашем случае спонсор был один, и он платил участникам и зарплату рабочим сцены. А вот доходы с продажи билетов пошли Украине. Потому стоимость билетов – сумма серьезная. Мне не по карману, но у меня был свой спонсор. Сидела я с ним над самой сценой на третьем из балконов, но на креслице номер один. Выпытала, что мой билет стоил полторы сотни. Подо мной – на втором ярусе – сидели люди, которым персонально помахивали со сцены отдельные звезды. Ричард Гир в частности, и некоторые другие. Там билеты были по $500. 

Сколько стоил партер – не могу сказать, так как билеты туда расходились не через кассу, а другим манером. Первые ряды – даже не представляю, так как сверху из знакомых лиц смогла разглядеть господина Рокфеллера, который был примерно в пятнадцатом ряду. 

В ложе по центру зала на балконе первого яруса сидели представители ряда стран ООН: посол Украины господин Кислица, посол США в ООН госпожа Линда Томас-Гринфилд, представитель главы ООН господина Гутьереса и другие официальные лица, как писали советские газеты.

Список тех, кто поднялся на сцену, мало что говорит тем, кто далеко… Я даю фото программки, где есть все имена, но некоторые подчеркну, – надеюсь, они что-то говорят хоть кому-то в Херсоне. Пианист Евгений Кисин – самое узнаваемое имя. Скрипач Исаак Перельман – надеюсь, тоже. Киноактер Ричард Гир. Остальные – хорошо известны внутри артистического круга Америки. Очень хочется привести биографии, но они ничего не скажут тем, кто далек от Бродвейских театров, Метрополитан Опера, и наград, которые почитаются в Америке. 

Зал приветствовал каждую звезду возгласами, а когда в кресле на колесиках выехал на сцену Перельман, зал встал. Так же почтительно стоял на сцене Евгений Кисин, приветствуя Перельмана, которому он сам аккомпанировал.

После речей представителей ООН, с экрана к залу обратилась первая леди Украины – госпожа Зеленская, она поблагодарила собравшихся. Далее на сцену вышли участники украинского хора «Думка», который был основан в Нью-Йорке в сороковые годы по окончании Второй мировой войны. Они исполнили гимн Украины. Зал слушал стоя. А дальше – участники-американцы сменяли друг друга. 

Ричард Гир представлял каждого.  Некоторые исполнители обращались к зрителям со своими ремарками. Так бродвейская звезда – певец и теоретик – Майкл Фейнштейн, сказал залу, что он не случайный участник этого концерта, и выступление посвящает своим бабушке и дедушке, которые некогда приехали в Америку из Одессы.

В зале было немало тех, чьи дедушки-бабушки приехали из Одессы и других городов Украины. Посол США в ООН подчеркнула во вступительном слове, что самая большая диаспора выходцев из Украины живет в Нью Йорке. 

А дальше Майкл пел с группой бродвейских артистов. 

Самым неожиданным комментарием потрясла зал Дэнис Грэйвз – черная, как ночь, рослая певица в золотом платье до полу, звезда Бродвея и Метрополитан, исполнительница партии Марии в легендарной «Порги и Бэсс», партии Кармен в новой постановке театра оперы Миннесоты, – она отпела своё, – очень проникновенные арии, в которых речь шла о смерти и бессмертии. А потом шагнула на авансцену и тихо, будто это не её голос только что гремел в зале, сказала, что война в Украине стала её войной сразу потому, что её муж – хирург, – услышав о бомбежках в первый день, простился с ней на второй и уехал. В Украину, на передовую с коллегами – создателями отважной группы «Врачи без границ». Все три месяца войны отстоял он там у операционного стола, оперируя раненных. 

«И только вчера вернулся, – закончила она, давясь слезами. – Живой».

И когда стихли аплодисменты, добавила: «Конечно, я не хотела, чтобы он туда ехал, и конечно, сегодня я счастлива, что он был там и вернулся живой, но…»

И дальше о том, как она гордится им, его друзьями, своей страной, которая пришла на помощь Украине. И скорбит о безвинно погибших людях.

Всмотритесь в её лицо…

Все остальные исполнители подобрали удивительные тексты песен, арий из опер, отрывков из знаменитых бродвейских шоу, – где звучали слова о мире, которого нет, но которого очень хочется. О детях, которые гибнут и мир может только скорбеть. О надежде, что однажды все это кончится и каждому человеку найдется место на земле, где он сможет выжить…

Американцы – в отличие от меня – узнавали тексты и откликались на них. Финальную кантату – подпевали.

Евгений Кисин свои слова поддержки Украине написал, и они напечатаны в журнале-программке. Он напомнил, что он – еврей, выросший в Москве, хорошо запомнил, как был жертвой российской ксенофобии, а потому ему свойственно чувствовать свою солидарность с другими жертвами, включая украинцев. И с сожалением отметил, что он староват, чтобы с оружием в руках ехать воевать в Украине, а потому он делает здесь то, что ему доступно: посылает деньги, собирает деньги и участвует в благотворительном концерте в помощь Украине. Играл он дольше отпущенного. Играл блистательно и проникновенно.

Мне жаль, что я не могу написать про всех… Все были прекрасны. 

Туалеты были продуманы – и если в зале были мужчины в синих пиджаках и желтых рубахах, а женщины – в синих платьях с жёлтыми шарфами, то на сцену все выходили, сохраняя эту гамму, как могли. У первой красавицы вечера Изабеллы Леонард – актрисы, трижды удостоенной Грэмми, было синее платье и большая заколка в волосах в виде желтого подсолнуха.

Подсолнухи украшали сцену и были на экране над сценой.

Моя землячка, имени которой не знаю, сделала подсолнух эмблемой протеста против нынешней войны, когда предложила российскому солдату положить семечки в карман, чтобы выросли подсолнухи на том месте, где украинская армия положит его в землю Херсонщины.

На первом же митинге в защиту Украины на Тайм Сквер цветными мелками на английском был исписан и разрисован тротуар этой цитатой. Мысль о подсолнухе, который прорастет там, где упадет оккупант, вызвала живой отклик у самых разных людей.

Выглядела сцена удивительно: подсолнухи у основания трибуны, за которой выступали ораторы, напоминали могилу, подле которой говорят речи. Только речи звучали во славу тех, кто воюет, а могила, поросшая подсолнухами была образом будущего, на которое обречен оккупант.

Я смотрела на всё это сверху с балкона, слушала и думала, что этот концерт, помимо денег в помощь Украине, был репетицией того концерта, который пройдет на этой же сцене в день победы Украины над захватчиками. Все звезды Бродвея, а не только избранные, придут сюда – им недалеко, пару кварталов. И буду праздновать СВОЮ победу, так как они уже сегодня внесли в нее свой вклад. Будут собирать деньги на восстановление Украины и поедут в Киев – кто петь, кто оперировать изуродованных войной. 

Не осталось равнодушных к этой бойне. Где, как и когда Россия разбомбила невидимый невооруженным глазом американский Пёрл Харбор, я не знаю. Но она это сделала. И этот концерт прошел по случаю открытия Второго фронта. 

Кремль совершил непоправимую ошибку. А потому война для России окончена. Не сегодня, не завтра, но Россия обречена на поражение. И несчастные говорящие головы в Кремле еще принесут немало горя, но их уже нет. Я это знаю, а они нет. Они еще ходят по Кремлю, что-то говорят, пьют, едят, а я видела своими глазами, что актеры Бродвейских театров уже спели на их могиле.

Найдите великий эпизод у Параджанова в фильме «Саят Нова», где бегают по двору, машут крыльями и орут петухи с отрубленными головами – он про это.

Слава Украине!

Спасибо Америке!

За время концерта в помощь Украине было собрано $360 тыс. 

P.S.

Не могу не добавить еще одного исполнителя – почитайте о ней, а тут – послушайте. Японская скрипачка Мидори —https://www.youtube.com/watch?v=DUUcWKtoALY

1 комментарий

  1. Красиво написано! Спасибо!
    Но что это:”..Россия разбомбила невидимый невооруженным глазом американский Пёрл Харбор…”? Это незнание истории, или литературный приём? Мне кажется, что такие ошибки не приемлимы!

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*