Ee называют самой стильной певицей на пространстве СНГ. Она говорит, что стиль и профессионализм – в сущности одно и то же. Журналисты ломают копья из-за того, кто же она: русская, латышка, европейка? Она поет песни на русском и английском, а на вопрос о национальности улыбается: я своя.
Пресса волнуется из-за ее карьеры и жизни и одновременно считает ее Снежной Королевой российской эстрады. А она то деловой бизнес-леди представляет линию своей косметики и одежды, то волнуется о судьбе бездомных животных и собирается открывать приют для собак… и одновременно с этим дает блестящие, завораживающие концерты, перерастающие в настоящее шоу, где музыка сливается с пластически отточенными движениями танцоров, а действие захватывает, как в моноспектакле.
Ее песни давно стали легендой и классикой жанра – и все еще являются вершиной эстрадного стиля, той высшей точкой, до которой пытаются дорасти – и не вытягивают. Потому что, кроме высочайшего профессионализма, безукоризненного стиля и элегантности, бархатно-хриплого, низкого, ласкающего дно души голоса, есть еще нечто неуловимое, но цепляющее насовсем, заставляющее толпы зрителей слетаться на ее концерты с самых разных уголков мира. Обаяние… харизма… можно назвать это разными словами, но все они об одном: ЛАЙМА.
К нам едет Лайма Вайкуле… вернее, не едет, летит. И скоро ритмами февраля закрутят нас любимые звуки: «Скрипач на крыше», «Вернисаж», «Еще не вечер», «Латинский квартал», «Чарли», «Я вышла на Пикадилли»… Остается только ждать, а в предвкушении Большого Концерта переслушивать диски, перелистывать страницы бесчисленных публикаций о звезде – и надеяться увидеть и услышать вживую на техасских концертах.
Так кто же она – Лайма?
Хотя певица еще в детском саду записывалась на радио, в 12 лет после конкурса, в котором она стала одним из лауреатов, гастролировала с Рижским оркестром радио и телевидения, но ее эстрадная карьера началась со знакомства с Раймондом Паулсом.
«Я с детства знала его песни. Маэстро Заходник, у которого я занималась вокалом, преподавал еще у Раймонда Паулса в РЭО (Рижский эстрадный оркестр). Заходник всегда говорил мне, что я буду лучшей певицей Латвии. Мне казалось, что он незаслуженно делает мне такие авансы. Часто на занятиях он просил меня отойти подальше и называл меня Иерихонской трубой. Заходник очень хотел познакомить меня с Паулсом. Помню, однажды в филармонии я пела какую-то песню про Ригу. За роялем сидел очень популярный тогда в Латвии композитор Силдекс. Вдруг кто-то сзади похлопал меня по плечу, и я услышала голос Раймонда «Детка, я тебя беру». Ощущение того, как мне на плечо ложится достаточно тяжелая рука в полутемном зале филармонии, не оставляет меня до сих пор».
В 1986 году Лайма стала победительницей конкурса “Братиславская лира” в Чехословакии, преодолев сдержанное отношение чешской публики к представительнице СССР. А потом вернулась в страну победительницей – и стала звездой. Хлынул непрекращающийся поток гастролей, концертов, вихрь выступлений. Лайма работает с самыми лучшими композиторами, с самыми лучшими поэтами-песенниками. В 1989 г. известный американский продюсер Стен Корнелиус приглашает ее в США, и 7 месяцев Лайма записывается в студии Майкла Сембелло. Американцы предлагают ей остаться, но певица возвращается – и снова созвездие хитов.
Одновременно в 1984 г. Лайма идет учиться на режиссерское отделение ГИТИСа. Певица признается, что идеи оформления ее концертов, создания магии театрального шоу принадлежат ей самой. Постановщики только помогают их воплотить в жизнь.
Певица попробовала себя и как актриса. Лайма сыграла Снежную королеву в мюзикле Игоря Крутого и Анну в криминальной драме “В русском стиле”. А дальше? Дальше Вайкуле ждет роль, которая бы ее заинтересовала. «Играть распутниц или каких-то глупых красавиц мне неинтересно. Уж лучше сыграть Бабу-Ягу».
Многогранность исполнительницы поражает. Но Лайма известна не только как блестящая недосягаемая звезда на вершине своей карьеры, но и как защитница животных, которая не может равнодушно пройти мимо “братьев меньших”, нуждающихся в помощи. Прежде всего, мимо бездомных собак – постоянного живого укора человеческому равнодушию и безответственности.
В преддверии года Собаки интересно, какую роль играли и играют животные в её жизни? Что более всего по вкусу “звездным” питомцам?
Первой собакой Лаймы Вайкуле стала дворняжка Тучка. «Это была беспородная собака, эдакий черный комок шерсти, оставляющий после себя лужицы. Мы назвали ее Тучкой. Когда мы гуляли с ней по утрам, мы часто встречали рыжего бездомного пса. Я смотрела на него и думала: «Бедный несчастный пес. Не то, что моя Тучка». Однажды я уезжала на гастроли, а моей семьи не было дома. Мне пришлось оставить Тучку на постой дальним родственникам. В общем, они ее потеряли. Перед моим приездом, естественно, они решили ее найти, но нашли только похожую шкурку у скорняка, который шил шапки из собак. Родственники долго скрывали от меня этот факт. Я ужасно переживала, узнав правду. Спустя несколько лет я гуляла по местам, где обычно мы играли с Тучкой, и встретила того рыжего бездомного пса. Он остался свободным и пережил мою Тучку. Быть может, если бы не моя сердобольность, если бы я тогда не забрала щеночка домой, Тучка тоже осталась бы жива».
Сейчас у Лаймы три американских бульдога: Джиник, Фэйри и Лаура.
«Это семья – папа, мама и дочь. У них нет особенных предпочтений в еде. Они употребляют в пищу все, что бегает, плавает и летает. А хобби у них одно на троих – подушки. Как-то так сложилось, что у каждого из них есть своя подушка. В любой момент возбуждения собаки о них незамедлительно вспоминают. Иногда они используют подушку как “внутреннюю валюту”: если у одного из них в зубах всеми любимая игрушка, то кто-то из оставшихся, в конце концов, обязательно предложит произвести обмен. К тому же Фэйри часто бывает весьма импульсивна. Особенно в моменты сбора на прогулку. Она иной раз так “заводится”, что в приступе неконтролируемой радости рвет в клочья все, что попадется ей на клык – от тапочек до моего любимого свитера.
А у Лауры своя небольшая особенность – она гурман. Если вы начнете её искать, то, почти наверняка, найдете на кухне. Даже если она по какой-то неведомой случайности оказывается в любом ином уголке дома, то стоит только кому-то из членов семьи прошагать на кухню, как тут же Лаура оказывается на своем посту».
Защитница прав животных, Лайма выдвигает свои предложения:
«Думаю, самое важное сейчас – это установление закона о защите прав бездомных животных и о применении карательных мер по отношению к людям, проявляющим жестокость. Потому что только таким образом можно решить наболевшие вопросы. Бесполезно строить лечебницы и питомники, если каждый второй норовит проявить свое превосходство над “братьями меньшими”. Короче, прежде всего надо принять закон о защите прав бездомных животных. Во-вторых, ввести серьезный налог на право разведения животных, чтобы разведением собак занимались серьезные заводчики, которые потом не выкинут щенков на улицу. В-третьих, нужно стимулировать хозяев, к примеру, понижением налогов на содержание собаки, чтобы они стерилизовали свое животное во избежание появления нежелательного потомства, которое, в конце концов, окажется на улице. И, конечно, нужно серьезно относиться к вопросу контроля над популяцией бездомных собак и кошек. Специальные службы должны активно стерилизовать их и возвращать животных на место отлова в целости и сохранности».
Возможно, политики бывшего СНГ прислушаются к голосу неравнодушной звезды и помогут беспризорным зверям.
Сложно в одной маленькой заметке рассказать о многогранной, талантливой, завораживающей Лайме. Слов недостаточно, страницы бесчисленных интервью перепутываются, но больше всего может сказать просто музыка, просто песни…
И, наверно, чтоб приoбщиться к искусству легендарной звезды, стоит, замерев, сидеть в полутьме зрительного зала, ожидая, когда на сцене появится она. Лайма.