«КРАСИВОЕ БЛАГОРОДСТВО»

Юлия Нильссон

СОБИРАЯСЬ В ОТПУСК

Наступила пора отпусков. Кто-то рвётся на теплый песочек к грязненькому, но ностальгически любимому морю детства. Другие предпочитают наблюдать закаты и рассветы из гамака под кокосовой пальмой где-нибудь на экзотическом острове посреди океана, где вчерашние проблемы уже не волнуют, а завтрашние ещё не пугают. Третьи мечтают послушать лесную тишину, сидя на элегическом пеньке у палатки. Некоторые планируют настоящие приключения. Возможно, собирающимся в отпуск пригодится рассказ «путешественника-профессионала» – travel writer Юлии Нильссон.

Двумя замечательно точными словами определил эту страну востроглазый путешественник Пётр Вайль: «Красивое благородство»!

Слово Норвегия означает «северный путь». А знаете ли вы, что анализ ДНК самых разных кошек мира показал, что кошки Норвегии похожи на кошек Шетландских о-в, Шетландские ближе всего к кошкам Оркнейских и острова Мэн, а эти, в свою очередь, близки к кошкам Фарерских островов и Исландии? Именно в такой последовательности викинги осваивали Северную Атлантику. Вот вам и северный путь!

Почему мы сегодня заговорили именно о земле викингов с уникальной культурой, интереснейшей историей и первозданной природой? Согласно «National Geographic Traveler», с точки зрения туристической привлекательности норвежские фьорды в последнее время обошли по популярности не только египетские пирамиды, но и таких серьезных конкурентов, как Великая Китайская стена, водопад Виктория, Тадж Махал, Акрополь и Гран Каньон.

Чем же она так привлекает, эта прекрасная северная страна?

Среди главных соблазнов природы – норвежские фьорды, пользующиеся славой самых красивых на планете, среди которых первый по величине в Европе и второй в мире (после гренландского) величавый Согне-фьорд. «Король фьордов» протянулся почти на полстраны, погрузив свои могучие скалы на 1300 м под воду и оставив над её поверхностью ещё 600 м. Магнетизм ли знаменательного места или особый изгиб береговой линии создает это ощущение, но когда стоишь здесь, всматриваясь в сине-зеленую гладь, кажется, что в следующий миг из-за мыса появятся драккары (но, скорее всего, появится круизный лайнер, особенно с мая по сентябрь).

Пейзажи настолько захватывают дух, что норвежцы выезжают сюда всей семьей на природу, ставят вагончик, садятся в кресла и смотрят на фьорды … и так проходит весь отпуск. Но Норвегия – это не только фьорды. Это коралловые рифы (да, да, они существуют не только в теплых морях), прозрачные озёра, живописные водопады, глубокие ущелья и высокие горы (неженатым троллям рекомендуется Тролльтиндан с большим выбором крупных невест). И конечно, самый огромный ледник континента Юстедальсбреен – колоссальных размеров ледяное плато необычайной красоты с удивительными формами замороженных глыб, миллионами сверкающих на солнце бриллиантовых искр, спускающимися в горные долины ледяными языками.

В рассказе о Норвегии бесконечно всплывает слово «самый»:

Самые первые людские голоса, нарушившие вечную тишину самой южной точки земли, Южного полюса, были норвежскими. В 1911 г. Руаль Амундсен достиг цели, которая была мечтою человечества. И Северный полюс знаком с норвежскими рекордами – самой первой полярной экспедицией, в ходе которой не было потеряно ни одного человека, была норвежская, под руководством Фритьофа Нансена. Она же – первый случай в мировой практике полярных исследований, когда команда сознательно вморозила во льды специально построенное судно с округлым, как яйцо, корпусом, с целью исследования бассейна Северного Ледовитого океана.

Не только в Техасе всё большое. Самый большой в мире музей викингов находится на Лофотенских островах (с впечатляющей реконструкцией в натуральную величину жилища «конунга» и корабля викингов) – одном из старейших на Земле скальных образований, возраст которого исчисляется 3 миллиардами лет. Удивительный по драматичности суровой красоты архипелаг бесконечно меняет освещение и, говорят, до сих пор ни один художник не смог отобразить эту картину на холсте, хотя попытки предпринимались неоднократно.

Самый большой открытый этнографический европейский музей находится в Лиллехаммере; самый длинный в мире автомобильный туннель – между Осло и Бергеном; самый крупный на планете банк растений – на Шпицбергене (он же считается самым надежным – условия позволяют хранить семена до тысячи лет и защищают в случае любой катастрофы – от удара астероида до глобального изменения климата). Норвежцы считаются самой мореходной нацией в мире (в судоходстве и морепромышленности занята почти половина населения); флот страны, состоящий из нефтяных танкеров и торговых судов, – один из самых крупных в мире, местные рыбацкие лодки славятся самым большим уловом во всей Европе, а нация гордо носит звание «Biggest fishing nation in Europe».

В самой северной стране континента, конечно же, всё самое-самое северное: самый северный город Европы – центр саамской культуры Хаммерфест, с частым северным сиянием и северными оленями, заходящими прямо в городок; самый северный в мире тоннель – Кафьорд – Майереэн; самая северная точка континента – мыс Нордкап.

Когда-то меня занесло сюда на арктический дайвинг – на свинцовое Баренцево море, где во время перелета из Норвегии на Шпицберген погиб полярный исследователь Руаль Амундсен.

Экосистемы мира знают немало примеров, когда в места с устоявшимся составом обитателей попадали виды-чужаки (конечно, с помощью вмешавшегося «покорителя природы»). В 60 г.г. прошлого века камчатского краба почти тайно перевезли с Охотского моря в Баренцево и выпустили вблизи Мурманска. У «переселенцев» не нашлось естественных врагов, они так расплодились, что помешали многим морским обитателям, как с российской стороны моря, так и с норвежской.

Разумная Норвегия быстро стала приглашать всех желающих на свободный, но организованный лов краба (в котором я однажды приняла участие и должна сказать, что самые вкусные морепродукты я ела именно там, ничего вкуснее свежайшего мяса этих огромных ракообразных, мне есть не приходилось ни на одном из морей-океанов).

Что еще в Норвегии самое-самое?

Расположенный за Полярным кругом Тромсё может похвастаться самыми северными в мире футбольным клубом, ботаническим садом, планетарием, пивоваренным заводом и университетом. К слову сказать, Норвегия – страна сплошной грамотности, с обязательным средним образованием, школами, полностью находящимися на государственном обеспечении (вплоть до покупки ученических тетрадей и карандашей), с добротными государственными университетами, дающими бесплатное образование ещё и выплачивающими стипендии. В Норвегии существует самая, на мой взгляд, необычная педагогическая специальность – профессиональный сказочник, который выводит группы школьников в «долины троллей» и посвящает их в тонкости обращения с лесами, озерами и их обитателями.

В Норвегии самый низкий в мире уровень употребления наркотиков, а проблема пьянства не стоит так остро, как в других северных странах. Однако есть событие, во время которого все традиционно обязаны быть «пьяными до мычания», как мне рассказывали норвежцы, встреченные за долгие годы моей жизни в Скандинавии. Это свадьба. Может, поэтому на свадьбах иногда поят пивом … коров, чтобы помогали мычать в честь молодых? И если обычно норвежцы пьют пиво, то на свадебном столе обязательно присутствует водка.

Кстати, нация – самая прогрессивная «в плане морально-нравственных предрассудков». Не только современные норвежцы, но и их предки ничего не имели против совместного проживания жениха и невесты до свадьбы, в то время как в чопорной Европе, пуританской Америке или дикой Азии это считалось смертным грехом и несмываемым позором.

Королевский дом Норвегии доказывает, что «всё могут короли» – даже жениться по любви. Нынешняя королева Соня была дочерью конторского служащего и 9 лет тайно встречалась с кронпринцем Харальдом. Дети взяли пример с родителей, женившись на простолюдинах. Принцесса Марта-Луиза вышла замуж за богемного писателя, а кронпринц Хаакон связал свою судьбу с удивительной Метте-Марит, поначалу вовсе не отличавшейся высокой нравственностью и примерным поведением. До августейшего предложения принцесса не имела образования, но зато имела незаконнорожденного сына от наркоторговца, сидящего в тюрьме, и работала официанткой в баре. С Его Высочеством Метте-Марит встретилась на музыкальном фестивале, где вспыхнуло «большое, но чистое чувство».

«Скандал», – подумали норвежцы. На сторону пригрозившего отречься от престола сына встал папа-король Харальд. Норвежские домохозяйки прониклись тяжёлой судьбой белокурой юной Золушки и устроили пикет в поддержку фаворитки. Барышня прилюдно покаялась, народ простил и сплясал на свадьбе молодых. Золушка стала принцессой. У счастливой пары трое детей (включая усыновлённого кронпринцем мальчика), и принцесса Ингрид Александра станет первой за шесть веков наследной королевой Норвегии.

«Поедешь в заграницу. Там хорошо. Там коммунальные услуги», – как будто о Норвегии шутил в своих «Записных книжках» И. Ильф. Согласно рейтингу Prosperity Index, Норвегия – самая довольная своей жизнью страна мира 2016 года (США – на 11 месте, Россия – на 58). Она же возглавляет список стран с самым высоким уровнем жизни и низким уровнем преступности, составленный ООН, причем уже лет 10 подряд (источники дохода – добыча газа и нефти). Норвегия – самая «продвинутая» страна в деле освоения шельфовых месторождений и чего-то еще, для меня, архидалекой от добычи полезных ископаемых, недоступного. По результатам данных американского журнала «Foreign Policy, Норвегия занимает самое последнее (177 из 177) место в рейтинге нестабильности стран планеты и самое первое (среди 175 государств) по так называемому «индексу человеческого развития», который складывается из трех показателей: продолжительности жизни, уровня доходов и качеству образования По утверждению журнала «Forbes», вместе со Швейцарией и Швецией она входит в тройку самых экологически чистых стран мира, получив 100 баллов из 100 по чистоте воды и воздуха.

Норвегия стала самым первым независимым государством, где женщины в 1913 г. получили право бороться за места в парламенте (и отлично им воспользовались: половина состава парламента – женщины, как и сама премьер-министр). В общем – разгул демократии.

Хотите почувствовать сопричастность истории? Вам в Ас. Одна из самых творческих идей Леонардо да Винчи – мост с поднимающейся на 40 метров аркой – нашла своё воплощение не в футуристическом Дубае, креативной Барселоне или продвинутом Гонконге, а в этом небольшом норвежском городке.

И планы на будущее у страны грандиозные: Норвегия собирается строить самый первый в мире корабельный тоннель в 1700 метров и вот-вот, уже в этом году, станет самой первой в мире страной, которая полностью перейдёт от FM-радиовещания к цифровому.

Мне очень интересно, как это всё получается у нации, которую с раннего детства учат не быть амбициозными, ведь твердая позиция норвежских учителей – «всё охватить невозможно, а жажда первенства к добру не приводит»?

Кажется, что эти крупные викингообразные люди, приветливые и настырно-трудолюбивые, сгенерировали в каких-то научных колбах демократичность, доброту, надёжность, любовь к природе, уважение законов, своего и чужого времени и труда, создали всё это в промышленных количествах и щедро наполнили этой смесью тот самый воздух, которым не можешь надышаться.

А самым важным элементом этой смеси стала гордость за свою страну.

Продолжение следует…

В нём мы удивим вас тем, что дала Норвегия миру, расскажем об уникальной кухне, о культовых местах, которые непременно надо посетить, ибо воспоминания о них гарантированно останутся с вами на всю жизнь, и о том, как сэкономить деньги в довольно дорогой стране.