КТО ВЫ, ДОКТОР G?

Ирина Берман

gottliebКак-то на одной из деловых встреч мне довелось познакомиться с необыкновенным человеком. Встреча проходила за ленчем в фешенебельном ресторане Вудландса, где он выступал гостеприимным хозяином.

Совсем немолодой человек, небольшого роста, довольно щуплого телосложения, он поражал исходящей от него энергией, был центром общей беседы, сыпал шутками и анекдотами. А в конце ленча извинился, так как уже опаздывал на следующую деловую встречу, и первым из собравшихся удалился.

На оставленной мне визитной карточке значилось: Доктор Дэвид Готлиб, Ph.D., вице-президент банка Woodforest National Bank.

Присутствовавший на этой встрече хороший знакомый многозначительно заметил, что удививший меня человек – знаменитый доктор G, это его выбрал себе в помощники Джордж Митчел, основавший город Вудландс, а он лишь бы кого не выбирает. Я поняла, что такая характеристика дорого стоит, и решила побольше узнать о докторе G.

Договорившись о встрече (а график у него довольно насыщенный), я поехала в Вудландс, где в общем-то бываю нечасто, а потому ориентируюсь не очень хорошо. Обратил на себя внимание тот факт, что имя доктора Готлиба действует в Вудландсе, как пароль. И в ресторане, и банке, где я его разыскивала, и на артфестивале, где он оставил для меня билеты – имя это вызывает у всех особое почтение и открывает все двери.

Сам Дэвид считает себя очень счастливым человеком, он живет в лучшем в США месте – городе Вудландсе, где, по его мнению, проживают самые замечательные люди – выходцы со всего мира, он занимается любимым делом – работает для жителей своего города и не верит в уход на пенсию.

А начиналась его жизнь в Детройте, куда в 1923 году эмигрировали родители (мать из России, а отец из Польши). В доме говорили по-русски, по-польски и на идиш. Сегодня Дэвид помнит по-русски всего одну фразу «любовь – не картошка», которой научила его мама. Вспоминая свое отрочество, доктор Готлиб признается, что был очень плохим учеником. Его дважды выгоняли из разных школ, и в 15 лет он бросил школу совсем.

В 1945 году, когда закончилась Вторая мировая война, Дэвиду было 17 лет. Однажды он прочел в газете, что из Нью-Йорка в Италию должен отправиться корабль, на котором уцелевших в концентрационных лагерях Европы евреев будут вывозить в Палестину. Дэвиду сразу же захотелось принять участия в этом походе. Он признается, что в 17 лет в нем не столько говорило чувство национальной сопричастности, как хотелось пуститься в увлекательное приключение, каким тогда казалось такое плавание. Подделав свидетельство о рождении (он был еще слишком молод), Дэвид устроился на корабль матросом.

Старый канадский корабль, рассчитанный на 300 человек, приплыл в итальянский порт и, взяв на борт 1600 беженцев, благополучно прибыл в Хайфу. Доктор Готлиб рассказывает, что это плавание в корне изменило его представление о жизненных ценностях. За эти дни он выслушал столько трагических историй, что понял, как надо жить дальше.

Вернувшись в США, он поступил в университет в Чикаго, защитил диссертацию по социологии и написал книгу «Almost a manch», что в переводе означает «Почти человек». После этого доктор Готлиб начал свою преподавательскую карьеру в университетах Мичигана, Пенсильвании, работал приглашенным профессором в Гарварде.

В 1980 году он был деканом факультета социологии Университета Хьюстона, когда ректор университета представил его известному в городе бизнесмену Джорджу Митчелу, уже вовсю занимавшемуся новым проектом – строительством города Вудландса.

Митчел пригласил его на ленч в районе Вудланса, где тогда практически ничего не было. Они встретились в малюсеньком кафе, расположенном у 45-го скоростного шоссе. Джордж рассказал ему о необыкновенном проекте, который разрабатывался совместно с университетом Хьюстона с 1966 года. К тому времени он уже приобрел 25000 акров поросшей лесом земли к северу от Хьюстона. На этой земле и задумано было построить новый город для нового типа американского общества, где люди смогут жить и работать, где будут хорошие школы, церкви и все, что нужно для счастливой жизни.

Концепция проекта заключалась в строительстве отдельных жилых микрорайонов, комфортных для его жителей, с пешеходными и велосипедными дорожками, центрами для спорта и отдыха, площадями с магазинами и ресторанами. При этом большое значение уделялось сохранению окружающей среды, дома должны были возводиться без вырубки деревьев. Застройка не должна быть многоэтажной, максимально приближая человека к природе.

Сейчас Вудландсу 25 лет. Город получил статус самостоятельного и отделился от Хьюстона. В 12 микрорайонах здесь проживает более 80000 человек. Джордж Митчел полностью осуществил задуманное и 9 лет назад продал свою компанию по владению недвижимости в Вудландсе.

Но тогда, при первой встрече с Дэвидом Готлибом он поставил перед ним следующие требования: посвятить работе над проектом половину своего рабочего времени, оставаясь в университете на полставки; открыть филиал Хьюстонского университета и студенческий городок в Вудландсе; открыть здесь научный центр, привлекая исследователей из университа Райс, Хьюстонского университета и университета Техаса, специализируясь на новых продуктах и биотехнологии; проводить в Вудландсе раз в год международную научную конференцию по социологии с упором на охрану окружающей среды.

Джордж Митчел не верил в гарантированный контракт, в постоянную работу. Он предложил Готлибу проработать над всеми поставленными перед ним задачами 3 года, а после этого он примет решение, будет ли Готлиб работать дальше или нет. В этом тандеме никто не прогадал. Дэвид Готлиб продолжал работать с Митчелом до 1992 года. Им было проделано много работы в развитии образования, благодаря его усилиям в Вудландсе открыли свои офисы множество новых компаний. Он сам стал жителем этого города, переехав сюда из Хьюстона.

В 1992 году Дэвид Готлиб становится президентом и управляющим открывшегося здесь огромного концертного зала под открытым небом “Синтия  Митчел Вудландс Павилион”. Находясь на этом посту до 2002 года, он сделал необыкновенно много для развития искусства в Вудландсе. Большой любитель классической музыки, он лично принимал участие в составлении программ, был инициатором бесплатных программ для пенсионеров, установил стипендии для студентов, занимающихся музыкой, театром.

В Вудландсе имя Дэвида Готлиба ассоциируется с искусством. Он является основателем и членом совета директоров Артфестиваля Вудланса, юношеского симфонического оркестра и многих других общественных организаций этого города (всех и не перечислить).

Человек разносторонних интересов, увлеченный тем, чем занимается, он абсолютно уверен, что Вудландс – самое замечательное место на земле. «Я был здесь так счастлив, – искренне говорит доктор Готлиб, – что мне очень хочется дать этому городу что-то взамен».

И поэтому в свои 80 с лишним лет доктор Дэвид Готлиб работает вице-президентом преуспевающего банка в эти непростые для банков времена, пишет книги, занимается благотворительностью, увлекается искусством, организовывает вечера и фестивали, вовремя отвечает на все электронные письма и телефонные звонки, назначает по несколько совещаний в день – и все успевает. Как я уже упоминала, Дэвид Готлиб не верит в уход на пенсию. Об этом его последняя книга «Staying in the game» («Оставаясь в игре»). В ней он интервьюирует 25 человек возрастом 75 лет и старше, которые, несмотря на различное социальное положение, образование и финансовый статус, продолжают жить полнокровной, очень активной и счастливой жизнью.

Доктор Готлиб призывает забыть о стереотипах. Будучи в пенсионном возрасте, он считает, что пенсионеры Америки – это самый большой и самый ценный ресурс страны, и нам всем надо поменять свое отношение к ним. Как доктор социологии он наверняка знает, что говорит.