ЗАВКЛУБОМ МИЛЛИОНЕРОВ

Михаил Болотовский

gМне крупно не повезло: я познакомился с Германом Стерлиговым, когда «Алисы» уже давно не было, а он уже потерял десятки миллионов долларов и отчаянно маялся, пытаясь найти мифическую Либерею – библиотеку Ивана Грозного. Хотя рассказывал мне о своих поисках настолько увлекательно и убедительно, что любая Шахерезада бы позавидовала.

* * *

Славный путь от сперматозоида до миллионера Стерлигов прошел фантастически быстро. Сначала у него было частное детективное агентство, которое благополучно прогорело. Тогда Герман Львович решил открыть первую в стране биржу, при этом плохо понимая, что это такое. Но всем знакомым он объяснял, что это интуиция, и что если он откроет биржу, то немедленно обогатится. Знакомые смеялись. А банкир Смоленский, услышав о Стерлигове, тут же выдал ему кредит в два миллиона рублей.

Эти деньги Стерлигов мгновенно истратил на телевизионную рекламу. Представьте, в те годы еще никто не соображал, что товар можно рекламировать по советскому еще телевизору! Все каналы по сто раз в день показывали очаровательную собачку Германа Львовича по кличке Алиса. Собака зевала и вроде даже улыбалась. И биржа «Алиса», еще толком не открывшись, стала безумно популярной.

Стерлигов стал торговать брокерскими местами. Сначала место стоило сорок тысяч. Кредит он вернул с процентами ровно за месяц. Желающие работать брокерами отстаивали в «Алису» громадные очереди, как пламенные коммунисты в мавзолей. Очень скоро Стерлигов довел стоимость брокерского места до шестисот тысяч рублей – и все равно клиенты валили толпами! Самое смешное, что сам Стерлигов при этом ничего не делал. Он просто сводил покупателей с продавцами в своей конторе и получал за это громадные комиссионные.

* * *

В то время Герман Львович чувствовал себя повелителем вселенной, что-то вроде Зевса или, на худой конец, Перуна.

Однажды его с братом в числе самых успешных бизнесменов страны пригласили на кремлевскую президентскую елку. Входной билет для спонсора стоил 500 тысяч рублей. В приглашении говорилось, что на елке непременно будет Ельцин и все первые лица государства, что обеспечит спонсору хорошую рекламу.

Стерлигов откликнулся немедленно. «В ответ на ваше предложение принять участие в рождественской президентской елке и перечислить 500 тысяч рублей, чтобы появляться на экранах в обществе господина Ельцина, братья Стерлиговы доводят до сведения оргкомитета, что принимают приглашение при соблюдении двух условий. Первое: в ходе трансляции по ТВ Ельцин обязуется находиться в их обществе не более одной минуты. Второе: за участие в вечере и повышение тем самым рейтинга российского Президента братья Стерлиговы ожидают получить по 500 миллионов рублей каждый».

* * *

У Стерлигова появился роскошный офис на Wall Street в Нью-Йорке, а также дома, замки, яхты и миллионы наличных долларов, которые он с упоением тратил. Один американский банк предложил Герману продать «Алису» за фантастические тогда деньги – пятнадцать миллионов долларов. У банка был заказчик, мечтавший приобрести раскрученную российскую компанию – а кроме «Алисы» в России ничего не было…

Переговоры с банком заняли ровно две минуты.
– Продать «Алису»? – удивился Герман. – Но ведь это имя моей собаки! Вы что? Я никогда в жизни не продам имя моей собаки!
А через полгода биржа рухнула. Покупатели и продавцы, встретившись несколько раз, сообразили, что больше им никакой посредник не нужен…

* * *

В свое время Стерлигов обожал цитировать пирата Моргана: «Жить стоит ради воспоминаний на старости лет». Правда, потом он объяснил мне, что полностью изменил свое отношение к этому джентльмену: мол, это просто бандит, который добился крупного чиновничьего поста в конце жизни, но вовсе не перестал быть бандитом.

* * *

Со Стерлиговым вечно происходили какие-то громкие скандалы. Причем многие скандалы возникали буквально на ровном месте. Например, помните, какой шум поднялся, когда он начал вводить в обиход слово «господа»? Впервые на телевидении в рекламном ролике «Алисы» прозвучала фраза «Удачи вам, господа!» Там были в шоке: вы что, совсем обалдели, какие такие господа? И фразу урезали, несмотря на деньги. А потом наоборот – смотря на деньги, опять поставили.

Стерлигов организовал первый в России клуб миллионеров – с бешеными взносами и полным отсутствием присутствия любой осмысленной деятельности. Тоже получил на этом немало…

* * *

Журналисты выдвигали великое множество версий, как юный Стерлигов заработал миллионы долларов. Его пытались породнить с наркомафией, рэкетом, КПСС, ЦРУ, называли сотрудником ФСБ и агентом транснациональных корпораций. Спросил его как-то: а вам самому, какая версия больше нравится? Говорит: та, что я отмывал золото партии. Даже думал: как хорошо бы добраться до денег партии, чтобы их потом отмывать! Но так и не добрался.

В двадцать три года у него было десять тех еще миллионов долларов. В двадцать пять – двадцать. А потом он стал их активно тратить…

* * *

На долгое время Стерлигов стал очень популярный персоной. На улице узнавали буквально все. В результате он почти перестал выходить на улицу. Друзей у меня всегда было мало, а с девушками вообще невозможно стало общаться – какие могут быть отношения, если на тебя смотрят, как на мешок с деньгами?

Тем более, Стерлигов швырялся мешками денег. В двадцать три купил огромный замок во Франции, очень красивый! Вокруг замка был ров, где плавали черные лебеди, на огромной мраморной лестнице сидели два громадных льва… Герман Львович был там всего один раз – когда покупал.

* * *

Стерлигов уверял меня, что дело, которым они занимались, было чрезвычайно веселым, и бизнесом это назвать никак нельзя. Мол, два года смеялся не переставая. Как приезжали на работу, так сразу и начинали смеяться! А вечером просто до паранойи доходило! Наверно, потому что это было так весело и нестандартно, люди охотно на это шли…

При этом о выучке армии телохранителей Стерлигова ходили легенды. Было время, когда в «Алису» целая рота «Витязей» перешла с госслужбы – шестьдесят человек, вместе с командирами, сержантами и т.д. Так была создана «Алиса-Икс». Прекрасные специалисты! Однажды – в это трудно поверить, но есть много живых свидетелей – они проводили учения прямо на Лубянке, где у фирмы Стерлигова был офис на Пушечной улице. И вот они с компаньонами сидели как-то в кабинете и обсуждали работу «Алисы-Икс». Пришли к выводу, что работа плохая. Стерлигов нажимает кнопку тревоги, в кабинет влетают люди. Говорит: на Пушечной в нашем офисе взяты заложники , немедленно все дежурные машины туда! И вот среди бела дня влетают на Пушечную машины, охрана у ворот Лубянки смотрит во все глаза и ничего не понимает. Выскакивают вооруженные люди в спецформе, с «зорьками», ружьями и пистолетами, срывают с окон решетки, готовятся к штурму…

В последний момент «заложник» в офисе дает отбой, все попрыгали в машины и уехали. Нет, вы представляете: на Лубянке среди бела дня несколько машин, битком набитых вооруженными людьми! И хоть бы кто Стерлигову вопрос задал! Да, были времена…

* * *

В далекой молодости Стерлигов любил в офисе стрелять из нагана. В биржевом зале всегда стреляли, и все соседи по офису в итоге так привыкли к стрельбе, что уже не реагировали. А сотрудники и подавно привыкли, что в офисе постоянно стреляют! Он так напалился, что с 25 метров три пули в туза садил, как в фильмах показывают.

Овладел Герман Львович и верховой ездой, когда пас коней целый сезон в Казахстане. Правда, кнутом убить сайгака на скаку не удавалось – это высший пилотаж. Зато мог сигарету срезать ударом кнута прямо под фильтр – не сшибить, а именно срезать! Это очень сильный удар кончиком кнута.

Но однажды Стерлигов промахнулся случайно и приятелю попал по носу. С тех пор регулярные тренировки прекратил…

Продолжение следует.