Сопрано Мане Галоян споёт Джильду на сцене HGO
«Из множества сопрано хотелось бы выделить Мане Галоян – самую юную участницу конкурса, отличившуюся мягкостью и теплотой тона, стилистической проницательностью и широтой дыхания», – писал о ней критик В.Дудин во время конкурса им. Чайковского в 2015 г. Молодая сопрано из Армении на сегодняшний день – одна из звёзд хьюстонской Гранд-оперы. Она исполнит роль Джильды в опере Дж. Верди «Риголетто», открываюшей этот оперный сезон HGO.
Хьюстонская карьера Мане Галоян началась в 2013 году, когда она стала выпускницей молодёжной программы Оперной студии при хьюстонской Гранд-опере. В 2015 году юная сопрано одержала победу на XXVII Международном конкурсе молодых оперных певцов им. Элеонор Макколлум в HGO и стала лауреатом XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (третья премия и бронзовая медаль в номинации «Сольное пение. Женский вокал»).
«Первый год в HGO приходилось учить много материала: первая моя роль была Поварёнок в «Русалке» Дворжака, в то же самое время я репетировала Сюзанну в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и Лесную птицу в опере «Зигфрид» Вагнера. Впоследствии я спела 2 мировые премьеры современных опер «Prince of Players» Карлайла Флойда и «После грозы» Дэвида Хэнлона. Исполнение современного репертуара и камерной музыки – обязательная часть программы студии HGO».
В прошлом году Мане Галоян впервые спела заглавную партию в хьюстонской Гранд-опере: Виолетту в «Травиате» Верди. «По иронии судьбы, мой дебют состоялся не на сцене HGO, а в Brown Convention Center, куда Гранд-опера переехала после затопления здания Wortham Center, – вспоминает Мане. – Тем не менее, я и другие артисты студии были очень благодарны, что сезон не был отменён, все занятия продолжались, и у нас была работа. И, конечно, мы были рады вернуться в помещение Wortham Center с его прекрасной акустикой».
До Хьюстона Мане пела Джильду дважды – в Wolf Trap Opera в Виргинии в 2018 г. и в оперном театре Кентукки в 2019-м.
Как Вы работали над образом и поиском красок?
Для меня Джильда – девушка, которая находится в полной власти сверхзаботливого отца, пытающегося изолировать её от мира. И, в конце концов, именно покровительство отца губит её. Джильда полна жизни, ей хочется быть свободной, узнать мир. Она очень наивна, но отнюдь не глупа. Напротив, она умна, изобретательна, бесстрашна и готова к самопожертвованию на благо того, кого любит.
Вокально партия Джильды чрезвычайно сложна для моего голоса. Всё, что Джильда поёт в первом акте, написано для лёгкого сопрано. Было нелегко найти балланс. Мой голос – более драматичный, и мне нужно было подбирать особые краски для того, чтобы получился образ девушки-подростка. Но, как всегда у Верди, в произведении присутствует и другая, тёмная сторона. На протяжении всей оперы образ Джильды меняется, она становится более любопытной и рисковой, как все подростки. Уже во втором дуэте с Риголетто в её партии появляются трагические интонации, и соответственно должен измениться и голос. Определённо во втором и третьем акте я чувствую себя более уверенно.
Кто Ваш идеал исполнения партии Джильды?
Когда я учу ту или иную партию, я стараюсь не слушать записи великих сопрано прошлого, просто чтобы избежать копирования, пусть и невольного. Когда я уже выучила партию Джильды, я стала слушать записи румынской певицы Иляны Кортубаш. Она обладает крепким сопрано, и мне очень близка её интерпретация более «лёгкого» репертуара. Например, мне очень нравится, как она поёт в «Травиате». Конечно, я знакома и с другими интерпретациями – Джоан Сазерленд, Монтсеррат Кабалье…
Травиата и Джильда. Какая роль Вам ближе?
Эти женщины практически диаметрально противоположны. Единственное, что их связывает – жажда любви и свободы и готовность пожертвовать собой ради любви. Характер Виолетты мне гораздо ближе. Когда я репетировала эту роль, я часто плакала – настолько я чувствовала себя причастной ситуации героини. Мне гораздо сложнее представить себе образ Джильды. И не только потому, что её характер так далёк от моего, но и оттого, что сам персонаж принадлежит совершенно другому миру, эпохе. В наши дни очень сложно представить себе, что подобные женщины существуют. Иногда на репетициях меня посещала мысль: «Почему, почему эта опера такая сексистская?»
Расскажите о постановке и партнёрах по спектаклю
Постановка несколько нетрадиционна: действие происходит в 1920-30 годы. Это необыкновенно красивая постановка с великолепными декорациями и костюмами. Артуро Чакон-Крус, который исполняет партию Герцога – прекрасный партнёр, совершенно очаровательный человек, в него запросто можно влюбиться на сцене. Брайан Маллиган – Риголетто – певец с потрясающим голосом, очень сильный актёр. Зоэ Римс, исполняющая Магдалену – моя подруга, с которой мы участвовали в различных летних программах.
Если возможно, прокомментируйте недавний скандал в МЕТ, связанный с именем Пласидо Доминго
Это очень щекотливый вопрос, о котором я не могу судить. Мне кажется, у руководства МЕТ были свои мотивы поступить так, как они поступили. Мне лично повезло, и в моей карьере я не сталкивалась с сексуальными притеснениями, я стараюсь быть как можно дальше от этой темы. Конечно, это не значит, что такой проблемы не существует. Честно ли было по отношению к Доминго зачеркнуть всё, что он сделал для мировой музыки? Я не знаю…
Где ещё Вас можно услышать в этом концертном сезоне?
По окончании последнего спектакля «Риголетто» я лечу в Нью-Йорк, чтобы спеть свою дебютную роль в Метрополитен-опере – Прилепу в «Пиковой даме» П.И.Чайковского. Это небольшая роль, но я необыкновенно счастлива, что спою дебют в МЕТ в русской опере, которую я бесконечно люблю, и на которой я выросла.
У меня появился прекрасный контракт на следующий сезон с оперным театром на Гавайях, где я буду петь Графиню в опере «Свадьба Фигаро» – одну из моих любимых ролей. Также я спою Адину в «Любовном напитке» на фестивале Glyndebourne.
Хьюстонская опера – мой дом и семья. Я выступаю здесь с 19-летнего возраста. Здесь у меня много друзей. Я была бы счастлива петь в Хьюстоне в любое время. А еще мне бы хотелось спеть на моей родине в Армении, надеюсь, это случится в ближайшем будущем. Если говорить о роли, которую мне бы хотелось исполнить в будущем – это Джульетта в опере Гуно.
Музыка Верди достойна того, чтобы постоянно звучать, вдохновлять и делать мир лучше. Она бесценна и вечна! Постановка «Риголетто» в нашей Гранд-опере – это удивительное сочетание божественной музыки, прекрасных певцов и эффектных костюмов – то, что невозможно пропустить. Мне бы хотелось пригласить русскоязычных хьюстонцев на наш спектакль.
Беседовала Лёля Вайнер