Окончание. Начало в №336
Львиную долю коллективов, выступающиx в этом году на xьюстонском фестивале современного балета Dance Salad, составляют выxодцы из Испании.
Национальный балет Испании (Compañía Nacional de Danza) покажет на фестивале хореографическую композицию «In transit» Аннабель Лопес Очоа. «In transit» – пятая работа, представленная на фестивале Dance Salad голландским xореографом колумбийского происхождения Аннабель Лопес Очоа.
Балет поставлен под электронную музыку – Scanner, Max Richter, Olafur Arnalds. В нём поднимается актуальная тема современности – настоящие чувства в сегодняшнем виртуальном мире. Несколько персонажей анализируют свою способность и неспособность к искреннему общению. Танцоры попадают в водоворот ситуаций, в которых испытывают сомнения, раздражение, страх, вожделение, борются с одиночеством и пытаются построить отношения друг с другом. Некоторые критики трактуют этот балет, как вариацию на тему взаимоотношений хореографа и труппы.
Руби Пронк из Pronk Dance Company исполнит ещё одну композицию Аннабель Лопес Очоа «L’Effleure», которую на российских балетных фестивалях называют «Сорванный цветок», видимо потому, что Руби танцует с цветком розы во рту. Это лирическая композиция на музыку Антонио Вивальди, сочинённая xореографом специально для Пронка.
Компания «La Veronal» из Барселоны и хореограф Маркос Морау привезут на Dance Salad поэтичный и новаторский спектакль «Москва» («камерную» версию балета Морау «Россия»). Это четвертая работа молодого валенсийского хореографа, каждая из которыx неизменно пробуждает любопытство публики. Пристрастие Морау к познанию стран и отображению их духа посредством танца привело к созданию нескольких работ. Первой стала постановка «Швеция», за ней последовали «Мэриленд», «Финляндия», «Россия» и «Исландия».
Маркос Морау рассказывает зрителям не столько о стране, сколько о чувствах, с которым она у него ассоциируется. Для того чтобы картинка сложилась более колоритная, в качестве фирменного режиссёрского приёма он использует смесь танца, театра и даже немого кино. Музыка подобралась соответствующая – Чайковский и Стравинский – самые «балетные» из русских композиторов.
Испанский танцовщик и хореограф Фернандо Эрнандо Магадан – бывший солист Нидерландского театра танца (НДТ) покажет спектакль под названием «Пробуждение» («Rouse»). Он известен по спектаклям известных хореографов – Форсайта, Эка, Нахарина. С 2005 г. он начал пробовать себя в роли хореографа и сейчас активно сотрудничает с театрами Голландии и Великобритании.
Для «Пробуждения» Магадан выбрал эпиграфом слова Карла Юнга «Каждый тащит за собой свою тень». «Любой артист находится в постоянной конфронтации с собственным творчеством. Идея балета – в противостоянии «теневых сторон» души и творчества, в пробуждении бессознательного», – говорит хореограф, обозначая главную тему своего балета.
Британские танцовщики Шарлотта Брум и Кристофер Акрилл – основатели компании HeadSpaceDance познакомились во время работы в труппе Northern Ballet в 1990 году. С тех пор их карьеры переплетались – участие в мюзикле «Кабаре», работа в Cullberg Ballet. Дебютное выступление Headspace в Королевском оперном театре Ковент-Гарден со спектаклем «Три и четыре четверти» («Three & Four Quarters») в 2012 году вызвало восторженные отзывы в британской прессе.
На хьюстонском фестивале Брум и Акрилл исполнят «Light Beings» («Легкость бытия» на музыку Я. Сибелиуса – дуэт 1991 года гениального шведского хореографа Матса Эка, который он переработал специально для HeadSpaceDance.
Соратник и сверстник балетмейстеров-интеллектуалов Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, Матс Эк – одна из культовых фигур балетного театра. Манеру Эка отличает склонность к пародии, подрыву авторитетов, близость к театру абсурда. Некоторые критики называют язык Эка «ненормативной лексикой» и пишут, что шведский хореограф заставил балет «промочить ноги в холодной луже». Изощренный психолог и знаток человеческих душ, Эк не игрет с классикой, а запросто «прописывает» её в современности. В знакомые сюжеты он запускает своих чудаковатых персонажей, наделяя иx особым пластическим языком, полным юмора, вульгаризмов и искренности.
Балетная труппа TU Dance из Сент-Пола, штат Миннесота, была основана бывшими танцорами труппы «Alvin Ailey»: Тони Пирс-Сэндс и Ури Сэндсом в 2004 году. Современный танец, классический балет, элементы африканских и уличных танцев изобретательно объединены в непредсказуемую хореографию Ури Сэндса. Хьюстонскую премьеру High Heel Blues – иронического ретро-балета, разыгрывающегося вокруг «жажды женщин носить туфли на высоком каблуке, вопреки тому, что они вредны для ног». Каблук – как модный фетиш и символ превосходства. На какие жертвы готовы идти дамы, чтобы быть «на высоте», мы, надеюсь, увидим.
Фестиваль состоится 28, 29 и 30 марта в Wortham Center.