Для любителей балетного искусства хьюстонский фестиваль Dance Salad – всегда долгожданное событие. За три дня (в этом году – 9 – 11 апреля) можно увидеть всё самое интересное, что происходит в мире современного балета в самых разных его направлениях. Название фестиваля обусловлено тем, что порядок выступлений коллективов каждый день разный и напоминает растасованную карточную колоду. Всегда есть момент неожиданности, сюрприза. По традиции мы знакомим наших читателей с «рецептом «Танцевального салата» этого года.
Лондонская труппа Hofesh Shechter Company привозит кураторскую версию спектакля израильского хореографа Хофеша Шехтера «Grand Finale».
Бывший участник израильской труппы «Батшева», хореограф Хофеш Шехтер ставит спектакли, которые стирают границы между жанрами и расширяют возможности хореографии. Его постановки, известные во всём мире, отличаются зрелищностью и частым использованием спецэффектов. В 2008 году он создал собственный театр танца Hofesh Shechter Company. Танцовщики выступают в Париже, Нью-Йорке, Мельбурне, Токио, Берлине, Тель-Авиве, Риме, Сеуле, Рио-де-Жанейро и многих других городах.
«Спектакль «Grand Finale» одновременно комичен, мрачен и прекрасен, он порождает мир, полный анархической энергии и безжалостной комедии», – писали балетные критики. Тема спектакля – «финалы»: конец жизни, конец культуры, конец света. Сам хореограф считает, что к названию «Большой финал» больше всего подходит определение «шутка». «Поскольку в еврейской культуре принято связывать грустное и смешное, мне кажется правильным соединять тяжёлые, трагические, фатальные вещи с насмешкой, с юмором, которые снимают это напряжение, эту тяжесть», – говорит Шехтер.
Мировая премьера «Grand Finale» состоялась в La Villette Paris совместно с Théâtre de la Ville в 2017 году. Постановка была удостоена премии Лоренса Оливье в номинации «лучшая современная хореография» (2018 г.) и премии Dora (2019 г.) за лучшее гастрольное выступление.
В постановке участвуют как танцовщики, так и музыканты, которые исполняют сочинение, написанное к спектаклю самим Хофешем Шехтером.
Танцоры Балета Земперопера (Semperoper Ballett Dresden) приезжают на фестиваль «Dance Salad» уже в 7-й раз и привозят «Pas de Deux» из балета «Времена года» Дэвида Доусона на музыку Макса Рихтера.
В Опере Земпера постоянная балетная труппа появилась в 19 веке, благодаря стараниям композитора Карла Мария фон Вебера. Настоящего расцвета Semper Ballet достиг в 20-х годах XX века. С тех пор многие крупные балетные постановки театра, созданные под
руководством хореографов Тома Шиллинга, Харальда Вандтке и Владимира Деревянко, получили восторженное признание публики. С 2006 года руководителем балетной труппы является канадский хореограф Аарон С. Ваткин.
Британский хореограф Дэвид Доусон считается сегодня одним из самых почитаемых хореографов, работающих в области классического балета. Его постановки входят в репертуары многих ведущих трупп, исполняются в более чем 25 странах мира и всегда имеют успех у международных критиков и публики. Он стал первым британским хореографом, создавшим балет специально для труппы Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Впоследствии композиция «Reverence» была удостоена высшей национальной театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Лучший хореограф».
«Прекрасная музыка Макса Рихтера – бальзам для души», – говорит Дэвид Доусон. Именно музыка вдохновила хореографа на создание балета «Времена года». «Я всегда связываю смену времен года с круговоротом жизни – от рождения до смерти, от начала – к концу, а также и с человеческими чувствами: радостью, любовью, страхами, потерями и так далее», – признаётся хореограф. – Этот спектакль можно воспринимать как переход между настоящим и прошлым или как ответ прошлому из будущего».
Танцоры Датского Королевского балета (Royal Danish Ballet) покажут два спектакля – Chorale Dances Тобиаса Преториуса на музыку И.С.Баха и Absolute Pitch Black Себастьяна Клоборга на музыку Ф. Шопена. Интересно, что эти лирические мини-спектакли играются в живом сопровождении, и что музыканты – Никлас Валентин (скрипка) и Александр Маккенз (фортепиано) являются непосредственными действующими лицами. Музыканты и танцоры настолько близко находятся друг к другу, что кажется, что музыка и хореография сливаются воедино.
По мнению знатоков балета, Датский королевский балет отмечает особая культура танца. Плавные переходы, чистота поз, строгость пропорций, отменная координация и динамичные прыжки, способность концентрировать энергию, выбрасывая её в кульминационные моменты действия – всё это характерные черты датских танцоров.
Королевский балет Фландрии (Royal Ballet of Flanders) был создан в 1969 и является единственным классическим балетом в Бельгии. Труппа знаменита своими оригинальными постановками балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и многими другими, в том числе «Impressing the Czar» Уильяма Форсайта. Пару лет назад Королевский балет Фландрии получил в Лондоне престижную театральную премию имени Лоуренса Оливье за достижения в области танца («Outstanding achievement in Dance»).
Фламандцы привозят на Dance Salad балет «Jack» – спектакль бывшей примы-балерины труппы Дрю Джейкоби на музыку Джорджа Гершвина (Прелюдия для фортепиано No.1). Премьера этой работы состоялась в Королевском оперном театре Линбери (Лондон) в 2019 году. Сольная версия спектакля будет исполнена на DSF 2020 танцовщиком Тименом Бормансом.
Впервые на фестивале выступит труппа Dunia Dance Theatre. Это не театр русского фольклорного танца, как ошибочно может показаться из названия, а брюссельская труппа, все исполнители которой – выходцы из стран Африки. Основа спектаклей театра, появившегося в 2001 году, – африканская история и мифология, которые сливаются с элементами этнических африканских танцев и языком современного балета.
Спектакль «Making Men», которой покажут бельгийцы, создан хореографом Гарольдом Джорджем. «Я выбрал танец, потому что это был наименее «мужской вид творчества», который я мог бы найти. Стереотипы патриархальной системы, отвержение и подавление «женственности» для утверждения собственной мужественности, как правило, приводят к насилию в целом и насилию в отношении женщин в частности», – считает хореограф. Может ли неспособность соответствовать стереотипу мужественности привести молодых людей к насилию, которые мы наблюдаем во многих обществах сегодня? – этот вопрос ставится в спектакле.
Кинематографическая версия этой постановки заняла 1-е место на фестивале Verve Dance Film.
Информацию о фестивале можно найти на сайте www.dancesalad.org
Продолжение следует…
Подготовила Лёля Вайнер