ЕВГЕНИЯ КАРА-МУРЗА: «ГЛАВНОЕ – НЕ МОЛЧАТЬ!»

Марк Попов

В начале сентября жена российского оппозиционера и публициста Владимира Кара-Мурзы Евгения сообщила, что ее мужа, осужденного на 25 лет лишения свободы, этапировали из СИЗО и отправили в колонию. Таков приговор человеку за критику власти, несогласного с войной и политикой Владимира Путина.

Евгения Кара-Мурза стала гостем мероприятия, проводимого организацией The World Affairs Council of Greater Houston, в Rice University. На встречу под названием «Права человека и репрессии в путинской России» пришли слушатели, ясно понимающие контекст текущей политической ситуации в Российской Федерации.

Общение со слушателями Евгения начала со слов о том, что она вовсе не собиралась и никогда не планировала становиться правозащитником, но так сложилась жизнь. Теперь она не только отстаивает права своего мужа, но и ведет просветительскую деятельность. Главное, чтобы голос Владимира Кара-Мурзы продолжал звучать, чтобы его деятельность не была забыта. Ради этого он вернулся в Россию, несмотря на две попытки его отравления, после которых он очень долго не мог восстановить здоровье. По сути, и сейчас, находясь в заключении, Владимир преодолевает сильнейшие проблемы со здоровьем, сможет ли он вообще провести столько лет в колонии (а все мы знаем, что сейчас представляют из себя российские тюрьмы), большой вопрос.

Владимир Кара-Мурза, согласно приговору суда, был признан виновным в «госизмене», распространении «фейков об армии» и «участии в деятельности нежелательной организации». Евгения зачитала письмо Владимира, которое он просил озвучить перед гостями мероприятия: «Еще со времен советских диссидентов мы выучили главное правило – не молчать». В 1968 году восемь человек вышли на Красную площадь в Москве, чтобы выразить свой протест вводу советских войск в Чехословакию. Пятеро из них оказалсь в тюрьме, двое – в психиатричекой лечебнице. Но их голоса были услышаны. В честь этих людей, мы должны предавать гласности все чудовищные события, которые сегодня происходят в России. Также в своем письме Владимир говорит о том, что в России всегда тьма сгущается перед рассветом, поэтому мы должны надеяться на то, что уже очень скоро ситуация изменится к лучшему. Оптимизм человека, осужденного на 25 лет, не может не восхищать.

Евгения говорит, что на сегодняшний день в стране практически не осталось ни одного независимого СМИ, люди в Европе и США должны отдавать себе отчет в том, что жителям РФ просто неоткуда получать правдивую информацию, и это огромная проблема. Да, можно подключаться с помощью VPN, искать достоверные новости, но не каждый человек имеет желание и возможность прикладывать усилия для этого.

Надо понимать, насколько жестокий репрессивный режим действует сегодня в России, за любой пост в соцсетях с критикой власти или действий вооруженных сил РФ, за любое публичное выступление, за демонстрацию протеста даже с помощью «невидимых лозунгов» (известен случай осуждения человека за то, что он стоял на улице с воображаемым плакатом в руках), гражданам грозит админстративное наказание или реальное тюремное заключение. Это не оправдание, но важная деталь для понимания сути происходящего.

Ведущий встречи Ronan O’Malley (Chief Program Officer) соглашается с Евгенией в том, что многие русские люди, придерживающиеся оппозиционных взглядов, находятся в тяжелейшем положении: технологии позволяют отслеживать все ваши передвижения, посты в соцсетях, слушать ваши телефонные разговоры. Выйдя на самый невинный пикет или митинг, несогласный с политикой властей моментально окажется в тюрьме.

Обращаясь к гостям встречи, Евгения Кара-Мурза отметила, что как бы тяжело ни было ей и ее детям, они все равно в гораздо лучшем положении, чем миллионы украинских людей, живущих под обстрелами. Чем тысячи русских детей, вынужденных слушать чудовищную пропаганду на так называемых уроках «Разговоры о важном». Чем десятки политических заключенных в России, которые попали в тюрьму по надуманным поводам.

На встрече был показан документальный фильм, снятый Владимиром Кара-Мурзой в 2019 году, «Обязанность – не молчать» о священнике Георгии Эдельштейне. Герой фильма говорит с экрана: «Если мы молчим, мы участвуем в том зле, которое происходит в мире. Я обязан сказать, что я думаю». Человек удивительной судьбы, сложной, как век, в который выпало жить, абсолютно несоветский в советском обществе, ценитель свободы, не любящий, когда его называют диссидентом, он всегда придерживался этого принципа.  Он стал сельским священник, которому вернул приход Рональд Рейган, а его сын, Юрий Эдельштейн, после нескольких лет советской тюрьмы, уехал и стал видным израильским политиком.

Удивительно, насколько эта картина перекликается с миром сегодняшним. События, о которых говорит отец Георгий, происходили еще в советские годы, многие помнят респрессии, притеснения верующих и другие «традиции» советского правительства, о которых, казалось бы, все давно забыли. Но нет. Глядя на действия сегодняшних властей, все глубже понимаешь, как циклична история. Владимир Кара-Мурза, будто предвидя события, которые произойдут с ним, повторяет за своим героем – нельзя молчать, несмотря ни на что.

Даже понимая, что возвращаться в Россию опасно (после начала военных действий, в России гайки цензуры были закручены так сильно, что большинство критиков путинского режима уже сидят в тюрьме или выдворены за пределы страны), оппозиционер Кара-Мурза принимает решение быть со своей страной. Евгения называет его истиным патриотом, и с этим сложно не согласиться.

Среди вопросов, которые задавали участники встречи, звучали: достаточен ли объем адвокатской помощи, и даже о том, что будет с русской культурой? По словам Евгении, адвокаты, которые работают по делу ее мужа, высоковалифицированные профессионалы, однако даже им не под силу справиться со всей мощью путинской судебной системы. Однако очень важно, что юристы, которые помогают в делах оппозиционных политиков, фиксируют каждое нарушение закона, каждый неправомочный вердикт, для того чтобы впоследствии передать все эти свидетельства в международные суды и правозащитные организации.

Что будет с русской культурой? Она сохранится, несмотря ни на что, уверена Евгения. «Они не смогут у нас отнять Пушкина, Толстого, Цветаеву, – говорит она. – Я выросла на книгах русских классиков, они сформировали мои представления о том, что такое человек и гражданин своей страны, как можно отнять это у русских людей?»

Да, соглашается Евгения, сейчас есть проблема с формулировкой так называемой «коллективной вины» русских. Но мы должны понимать, что коллективная вина – это размывание отвественности. Отвечать должны конкретные люди за свои конкретные поступки. Сейчас очень сложно провести эту грань между русскими как нацией, многовековой культурой и действиями путинского режима, и понятно, что должно пройти много времени, прежде чем люди смогут ее увидеть. Но она есть. И поэтому крайне важно, чтобы люди следовали наставлению героя документального фильма – главное не молчать. Главное – выражать открыто свое мнение, не бояться критиковать действия властей, предавать гласности факты, которые нельзя скрывать.

Почему российское общество и мировое сообщество вовремя не остановило Владимира Путина? Почему ему позволили убивать людей в Чечне, Грузии, Сирии? Если люди не сопротивлялись массовым арестам на митингах в крупных российских городах, то диктатор понимает, что их можно сажать в тюрьмы, оставаясь при этом безнаказанным.

«Когда я слышу слова некоторых политиков о возможных переговорах с Путиным, во мне это вызывает ярость, – отмечает Евгения Кара-Мурза. – Как можно договариваться с человеком, совершающим военные преступления? Как можно оправдать его действия, отдать ему часть украинских земель, простить войну, которую сегодня он ведет не только против украинского, но и своего собственного народа? Нет, справедливость должна восторжествовать».

Евгения рассказала о фонде «30 октября», который основал Владимир Кара-Мурза, целью которого является оказание помощи российским политзаключенным и их семьям. Фонд в первую очередь обеспечивает прямые выплаты семьям российских политзаключенных, независимо от их политических взглядов и религиозных убеждений. Евгения отметила, что они находят пути, как передавать в Россию финансовую помощь.

Первое пожертвование в размере 90 тысяч евро сделал сам Кара-Мурза. Эту сумму он получил в 2022 году в рамках Премии Вацлава Гавела по правам человека (Совет Европы) и Премии Акселя Шпрингера за мужество.

Если вы хотите поддержать семьи политзаключенных, которые остались без кормильцев, это можно сделать, пройдя по ссылке: https://www.kara-murza.com/en

1 комментарий

  1. Хочу настоятельно посоветовать Евгении надеть на голову кастрюлю и попрыгать, выкрикивая при этом всем известные лозунги. От этого Президент России не исчезнет, а Россия не распадется, но ей хотя бы полегчает.

Комментарии закрыты.