ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО, КОТОРОЕ ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮ

Режиссер-документалист Виталий Манский, бессменный директор «Артдокфест», вновь приезжает в Техас, чтобы принять участие в ежегодном фестивале документального кино Texas Documentary Showcase. В этом году фестиваль пройдет уже в 16-ый раз с 30 октября по 3 ноября, в программе будет представлен новый фильм Виталия Манского «Восточный фронт», а также работа Светланы Лищинской «Мариуполь. Реконструкция». 

В одном из интервью Манского спросили, почему в программе «Артдокфест» так много фильмов посвященых войне? Директор фестиваля на это отвечает, что подобных фильмов в нынешние времена, напротив, слишком мало. «Мне кажется, что такая трагедия должна быть более глобально и более глубинно освещена в документальном кинематографе, – говорит режиссер. – Этот процесс еще находится в стадии осмысления». И с ним нельзя не согласиться. Только проживая трагедию с помощью экранных образов, реальных историй, которые мы видим в картинах о войне, можно найти если не ответы, то хотя бы намеки. 

Что для меня есть родина?

В последние годы Виталий Манский живет и работает в Риге. Возбужденное против него уголовное дело в сентябре 2022 года по заявлению Никиты Михалкова, на ближайшее время (это без сомнений) закрыло ему путь в Россию. Михалков обратился в полицию, потребовав проверить слова Манского о том, что бюджет Московского международного кинофестиваля, который он много лет возглавляет, «разворовывается минимум на 85%», и заявил, что эти утверждения – клевета. Разумеется, в возбуждении дела сыграла роль непримиримая позиция Виталия Манского и его отношение к войне и политике президента Путина. 

Режиссер уверен, что может отстоять свою позицию в суде и документально подтвердить свои слова о разворовывании денег, которые Министерство культуры выделяет на поддержку ММКФ, ведь сам он много лет устраивал конкурсные показы в том же кинотеатре «Октябрь», и прекрасно знает стоимость всех организационных мероприятий. Однако кто его будет слушать? «Никакого уважения и доверия к российским судебным процессам у меня нет. Если журналисту дают 22 года, ну почему бы им мне не дать два года?» 

Говоря о возможности когда-нибудь вернуться в Россию, Манский не дает однозначного ответа. С одной стороны, родиной для него навсегда останется Украина, где он родился и вырос. С другой, с 2014 года он живет в Латвии, и эта страна тоже стала для него вторым домом. Да, в России остаются друзья, коллеги, но сама страна перестала быть безопасным  и родным местом. 

Режиссер говорит: «С Россией, страной-агрессором, я себя никак не могу связывать. С тем ужасом, который она репродуцирует, с тем горем, которое она приносит на мою родину (Манский родился во Львове – прим.ред.) Единственное, что есть в позитиве из-за этой войны, – то, что я окончательно определился, что для меня есть родина. Это, конечно, Украина. В которой я родился, в которой я окончил школу, из которой я уехал в столицу Советского Союза и дальше остался жить в Москве».

Контраст двух реалий

О своем фильме «Восточный фронт», который будет представлен зрителям фестиваля, Манский говорит как о новаторстве. У фильма два автора: сам Манский и Евгений Титаренко. У Евгения Титаренко, позывной Режик (то есть режиссер), — одессита, кинопродюсера и преподавателя, ушедшего на фронт в 2014-м и снимающего там кино, непростая судьба. Он одновременно работает в составе медицинской бригады добровольческого батальона «Госпитальеры» и показывает кино глазами непосредственного участника трагических событий». Несмотря на то, что нынешняя война становится самой задокументированной в истории, такой откровенный и жестокий взгляд достоин самого пристального внимания.

Манский снимал на Западной Украине – в селе, куда были эвакуированы родственники Титаренко и его соратники. Титаренко снимал прямо во время боя, в его гуще. Шокирующий от первого до последнего кадра контраст двух реалий – это нить «Восточного фронта». Фильм словно стирает неизбежную дистанцию между режиссёром (по крайней мере, одним из них) и материалом. 

Вторая картина, которая будет представлена на фестивале Texas Documentary Showcase – «Мариуполь. Реконструкция» Светланы Лищинской. Это фильм о городе, который потерян навсегда. Родом из Мариуполя кинорежиссер Светлана Лищинская делится воспоминаниями и рассказывает историю своих отношений с городом. Светлана знакомится с беженцами из Мариуполя, чтобы вместе вспомнить, каким был город до того, как его разрушили российские войска. Картина уже была отмечена призами на различных фестивалях, получила Гран-при конкурсной программы «АртдокСеть» на фестивале «Артдокфест» в Алма-Ате.

Светлана Лищинская – украинский кинорежиссер. Более 25 лет работала на ведущих украинских телеканалах. С 2017 года Светлана занимается кинопроизводством. Она сняла несколько документальных фильмов и написала два сценария художественных лент. 

Отличительной особенностью фильма «Мариуполь. Реконструкция» стало то, что в нем, кaк ни странно это звучит, нет политики. Есть война, в которой герои потеряли свои дома, как и сама режиссер. Есть страшные свидетельства эвакуации, фильтрационных мероприятий, разрыва отношений внутри семей. Все это – последствия военных действий. Но сама история вышла глубоко интимной, личной, камерной. Она рассказана как бы на контрасте с фильмом Виталия Манского. 

Режиссер Светлана Лищинская говорит: «Поскольку задача была не делать фильм об ужасах ситуации вокруг Мариуполя, мы вообще не делали на это акцент. У каждого из наших респондентов была невероятная история за спиной – целый блокбастер. Каждому было что рассказать. Про каждого можно снять отдельный фильм. Но у нас была другая задача. Мы старались выбирать людей, которые были важны для Мариуполя, которые участвовали в его жизни. Это люди, которые творили и делали его таким, каким он был». 

О самом городе Светлана с сожалением говорит, что реконструировать там уже нечего. Можно сохранить память в фотографиях, личных вещах, свидетельствах очевидцев, но спасти сам город таким, каким он был, нельзя. Страшно осознавать, что такая простая и понятная вещь как телефон в условиях военного времени становится грозным оружием. Автор вспоминает, как ей и ее героям приходилось удалять записи, фото и другие свидетельства жизни города в момент эвакуации. 

Совсем не о политике

Разговор с героями ленты – отдельная история. Светалана вспоминает, какой высокий уровень дипломатии и сочувствия был необходим в общении с людьми, потерявшими все. В том числе, и свой любимый Мариуполь. 

«Многие очень боялись, говорили: мы ничего про политику не будем говорить. Мы им отвечали: «Мы ничего и не будем спрашивать. Будем говорить про город. Про то, как там было». Все были в напряжении, ждали каких-то подвохов, боялись, что я начну говорить про политическую ситуацию, потому что у многих какие-то близкие есть, родственники на оккупационных территориях. Многие не знают, что будет с Украиной».

Светлана говорит, что некоторые из ее родственников поддерживают действия России, и это отдельная нестерпимая боль. Она даже хотела записать для своего фильма разговоры с людьми, которые живут в Мариуполе, в надежде услышать их мнение. Но, как оказалось, на тот момент город был полностью отрезан от связей с внешним миром. Там не было сотовой связи, не работал интернет, по телевизору шла бесконечная пророссийская пропаганда. Но самое страшное – это то, что люди искренне верят в то, что украинские власти их бросили. Отсюда – обида и непонимание. Россия сразу начала продвигать этот нарратив, и он хорошо лег на душу испуганных людей, потерявших свои дома, родственников и друзей. 

Обо всех этих трудных темах режиссер-документалист говорит в своем фильме «Мариуполь. Реконструкция». Можно долго об этом рассуждать, но лучше один раз посмотреть. Увидеть и понять, что трагедия намного глубже, чем сегодня мы можем осознать.

О фестивале

Фестиваль документального кино  Texas Documentary Showcase проходит в шести городах Техаса на различных площадках, открытых для широкой публики. Формат мероприятия включает в себя представление режиссером фильма перед показом, после фильма следует сессия «вопрос-ответ». 

Фестиваль проходит на площадках университетов: UT Austin, UT Arlington, UT San Antonio, SMU в Далласе, University of Houston, Texas Tech in Lubbock, A&M in College Station. Подробную информацию о месте и времени показов мы публикуем на сайте https://ourtx.org/ и в социльных сетях. 

Марк Попов