Как вы думаете, в какой стране мира больше всего талантливых и изобретательных аферистов? Мне почему-то кажется, что в солнечной далекой Нигерии.
А куша хочется всегда
Обычно спам я безжалостно удаляю, но заголовок письма был очень уж необычный: «немедленно свяжитесь со мной назад». Любопытство заело, и я, невзирая на все вирусы и возможные кибер-атаки, письмо открыл.
«Мое дорогое! Поздравления мира и любви к Вам. Я Десмонд Кара, беженец, живущий в Африке. Я знаю, что эта почта прибудет к Вам как удивление. Пожалуйста, терпите меня для разных неудобств, я действительно люблю иметь хорошие отношения с Вами. Это дает мне больше радости, поскольку мы должны знать друг друга очень глубоко вниз, чтобы разделять мое одиночество и мысли».
Признаться, эта фраза меня сильно насторожила. Выпив для храбрости бутылку крепкого пива, я продолжил чтение. Двадцатипятилетний Десмонд – единственный сын крупного бизнесмена, который сделал огромное состояние на оптовой торговле какао и орехами. Но его убили конкуренты, а мачеха Десмонда захотела полностью завладеть наследством и лишить пасынка средств к существованию. Когда несчастный юноша решил бежать в Европу, она украла его международный паспорт и вообще все документы. «Теперь я в лагере беженцев ищу для убежища при содействии Организацию Объединенных Наций, – писал Десмонд на восхитительном русском языке. – Мой отец внес сумму десять миллиона долларов в Банке Лондона. Как беженец, мне не разрешают согласно закону открыть счет в любом банке, или сделать передачу. По этой причине, мое дорогое и бесконечно драгоценное, я готов платить Вам компенсацию».
Суть предложения несчастного Десмонда была такова: я должен выступить в качестве партнера, чтобы он использовал мой банковский счет для перевода. Всего-то дел: указать реквизиты, получить десятку миллионов долларов и оставить себе двадцать процентов за оказанную помощь. А двести тысяч долларов в наше время на дороге не валяются – даже на Рублевке.
Десмонд сообщил, что немедленно ждет меня в Сенегале, если я вижу его «достаточно хорошим потенциальным партнером для жизни». Мне нужно отправиться в Дакар, найти лагерь беженцев и спросить у офицера охраны Десмонда Кару из Нигерии. И денежки мои.
«Действительно достигните меня через мой адрес электронной почты», – умолял Десмонд.
Я выпил еще две бутылки пива, после чего написал: «Дорогой Десмонд, добрый день. Очень сочувствую, что Вам в молодом возрасте уже столько пришлось пережить. Надеюсь, у Вас все скоро наладится. Что касается делового предложения – это могло бы быть интересно. Искренне Ваш, Майкл».
Ответ пришел буквально через двадцать минут. Оказывается, Десмонд уже послал официальное письмо в банк, в котором сообщил, что отныне я являюсь его единственным иностранным деловым представителем. И теперь банк должен перечислять на мой счет деньги для наших будущих инвестиционных проектов. Заканчивалось письмо очень трогательно: «С таким большим количеством мыслей о любви и заботе! Десмонд».
Тур де транс
Назавтра ко мне в гости приехал школьный приятель Виктор, преуспевающий адвокат. За рюмочкой коньяка я рассказал о письме Десмонда: мол, скоро на ровном месте двести тысяч долларов заработаю. Приятель оглушительно захохотал и чуть не опрокинул бутылку. «Ты что, совсем глупый? Это же знаменитые нигерийские спамеры!»
После чего он прочел мне небольшую лекцию. Оказывается, уже лет десять нигерийские спамеры собирают обильную жатву со всех уголков мира, включая Россию, рассылая миллионы писем.
Однажды на вашу электронную почту приходит послание из Нигерии. Десмонд написал про отца – торговца орехами, но чаще всего письмо приходит прямо от нигерийского королевского дома – а что мелочиться? В нем рассказывается трогательная история, скажем, троюродного племянника покойного короля. Злые братья лишили его огромного состояния. Каким-то чудом ему удалось вернуть деньги, но в Нигерии их держать нельзя, потому что по следам несчастного идут враги и шпионы. Поэтому племянник короля ищет партнера, чтобы использовать его счет для перевода. Разумеется, вас они выбрали не случайно, а по совету известных международных консультантов. Все, что от вас требуется – указать реквизиты вашего банковского счета, получить несколько миллионов долларов и оставить себе десять-двадцать процентов за оказанную помощь.
Когда клиент вступает в переписку, нигерийские аферисты начинают тщательно изучать его достаток. Если денег у потенциальной жертвы не очень много, раскручивают на подарки. А вот если попалась крупная рыба…
В один прекрасный день в вашу фирму международной курьерской почтой доставляется приглашение посетить Нигерию, например, от министра или принца. Вместе с приглашением вы получаете авиабилеты (разумеется, первый класс!), а также бумагу о том, что на ваше имя в столице Нигерии Лагосе заказан люкс в пятизвездочной гостинице. Можно перезвонить, заказ подтвердят.
В аэропорте Лагоса принц или министр усаживает вас в лимузин, и вы отъезжаете, сопровождаемые эскортом мотоциклистов… В пустынном месте лимузин останавливается, человек в полицейской форме требует предъявить документы. Смотрит паспорт – штампа о въезде в Нигерию нет. Вы объясняете, что вас встретили прямо у трапа самолета, и вы передали паспорт советнику принца. За незаконное пересечение границы положено пять лет тюрьмы, – твердит полицейский. И спрашивает у принца: вы знаете этого человека? Тот говорит: разумеется, нет! Он просто попросил подвести нас из аэропорта…
В полицейской машине, в наручниках вас доставят в тюремную камеру, где из всех достижений цивилизации будет присутствовать только факс. Улыбчивый нигериец предложит вам в течение трех дней отослать инструкцию в ваш банк о переводе денег на нигерийский счет.
Требовать консула бесполезно, и Страсбург тоже очень далеко. Вам объяснят, что если будете упорствовать, то вас могут обвинить еще и в шпионаже, за что в Нигерии дают расстрел.
Каждому – свое, а кому-то чужое
Забавно, не так ли? Хороший авантюрный роман может получиться. Недаром несколько лет назад нигерийским спамерам присудили анти-Нобелевскую премию по литературе! Для тех, кто не в курсе: ее дают за самые сомнительные, бесполезные и смешные научные и культурные достижения. Настоящие нобелевские лауреаты, украсившись бутафорскими очками и накладными носами, вручают победителям награды. Время выступления лауреатов – не более минуты, а если они задерживаются, их останавливает восьмилетняя девочка, которая топает ножками и кричит: «Прекратите немедленно! Я ничего не понимаю, мне ужасно скучно!»
Увы, нигерийские спамеры на той церемонии не присутствовали. Зато их триумфальную победу объявили четверо выдающихся ученых и нобелевских лауреатов: химики Дудли Хершах и Уильям Лимпскомб, и физики Шелдон Глашоу и Роберт Уилсон.
Поскольку я не оказался в тюрьме города Лагоса, то особо не сердился на Десмонда. И даже написал ему: «Дорогой Десмонд, я очень печалюсь, что вы испытываете такие страдания в Сенегале и просто мечтал бы вам помочь. К сожалению, мой бизнес переживает сейчас очень трудные времена. Поэтому я не могу откликнуться на ваше предложение. Пожалуйста, не переживайте и не падайте духом. У вас все получится!
Всегда Ваш, Майк».
Если честно, мне хотелось еще раз соприкоснуться с прекрасным и насладиться стилем.
«Мое дорогое, вы хороший человек с хорошим сердцем. Большое спасибо за то, чтобы заботиться так обо мне», – отвечал безутешный Десмонд. Конечно, он очень расстроился, узнав, что у меня с деньгами сейчас напряженно. Но он просит немедленно сообщить адреса знакомых друзей-бизнесменов, чтобы перечислить миллионы долларов им на счет, раз уж мне они не нужны – поскольку сильно страдает в лагере, хочет быть свободным и «жить как нормальное живое»…
О, великая и могучая нигерийская литература!